Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ораторская речь в системе функциональных стилей литературного языка



Время – 2 часа

ЦЕЛЬ: Организация коммуникативно-ролевого общения в рамках дискуссии об ораторском искусстве. Диалогизация отношений в учебной группе и актуализация навыков самораскрытия и самоприятия.

Задание № 1. Проанализируйте синонимы, по-разному называющие красноречивого человека: ОРАТОР – ЗЛАТОУСТ – ЦИЦЕРОН – КРАСНОБАЙ - ГОВОРУН – ВИТИЯ – РИТОР.

Дискуссия.

Задание № 2. Проанализируйте высказывание Цицерона, определите, в чем состоит сложный характер взаимоотношений оратора и аудитории:

Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего… Сколько раз мы говорим, столько раз над нами совершается суд;

…Тот оратор, которого одобряет толпа, неизбежно будет одобрен и знатоками.

Диктант. Дискуссия.

Устные сообщения студентов по теме: “Идеальный оратор”. Регламент выступления 5 минут.

Задание № 3. Опишите любой предмет, используя риторические средства и называя их.

Образец: безногий стул (оксюморон);

Сидеть или не сидеть? (риторический вопрос);

Стул – это предмет мебели (топос определения).

Письменная работа. Устный опрос.

Задание № 4. В данном тексте найдите и назовите различные виды уловок в споре.

В деревню к матери приехал в отпуск кандидат филологических наук с женой. Здесь же проживает Глеб Капустин, который славится тем, что “срезает” в разговоре приезжих знаменитостей.

Вечером, после работы, переодевшись, он приходит в дом вместе деревенскими мужиками, которые ждут нового развлечения.

- В какой области выявляете себя? – спросил Глеб.

- Где работаю, что ли?

- Да.

- На филфаке.

- Философия?

- Не совсем…

- Необходимая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была философия. – Ну, и как насчет первичности?

- Какой первичности? – не понял кандидат.

- Первичности духа и материи. – Глеб бросил перчатку.

- Как всегда. Материя первична…

- А дух?

- А дух вторичен. А что?

- …Как сейчас философия определяет понятие невесомости?

- Как всегда определяла. Почему сейчас?

- Но явление-то открыто недавно, поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит так, стратегическая философия – совершенно иначе.

- Да нет такой философии – стратегической.

- Допустим, но есть диалектика природы. А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю: растерянности не наблюдается среди философов?

- Давайте установим, - серьезно заметил кандидат, - о чем мы говорим?

- Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера:

- Да нет такой проблемы! – сплеча рубанул кандидат.

- Ну, на нет и суда нет! Баба с возу – коню легче, - добавил Глеб. – Проблемы нету, а эти… - Глеб показал руками что-то замысловатое, - танцуют, звенят бубенчиками… Да? Но при желании… - Глеб повторил: - При же-ла-нии - их как бы нету. Потому что если… Хорошо! Еще один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?..

- Послушайте!

- Да мы уже послушали! Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, товарищ кандидат, что кандидатство – это ведь не костюм, который купил раз и навсегда. Но даже костюм надо иногда чистить…

(по рассказу В.М.Шукшина “Срезал”)

Чтение. Критический анализ.

Задание № 5. Письменно составьте самое длинное обращение к аудитории, не затрагивая фактор “внешний вид”. Продумайте и осуществите Ваш способ произнесения, учитывая тембр, темп, интонацию и громкость речи.

Письменная работа. Устный опрос.

Риторический тренинг.

1. Ваши переговоры с фирмой закончились безрезультатно. Напишите и произнесите фразу (фразы), которой Вы завершите переговоры.

2. Вам поручили вести переговоры с международной фирмой. Составьте план подготовки к переговорам, напишите его в виде вопросительных или назывных предложений. Необходимо выяснить место, время ведения переговоров, обратить внимание на события, на фоне которых будут проводиться переговоры, национальные особенности и традиции противоположной стороны.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.