Нормативно-ценностная основа политического процесса в демократическом государстве. Процесс разработки и принятия Конституции РФ 1993г: место и роль конституционного процесса в политическом процессе постсоветской России.
Права человека как нормативная основа взаимодействия индивида, общества и государства в политическом процессе. Ценности и принципы конституционного строя, определяющие функционирование гражданского общества, правового статуса человека и гражданина и организацию государственной власти.
Формы реализации принципа народовластия: выборы, референдум, местное самоуправление, парламентаризм. Федеративная форма государственного устройства
Основная литература.
Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
Декларации о государственном суверенитете РСФСР. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, № 2 ст. 22.
Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 39.
Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен конституционной комиссией съезда народных депутатов РФ. Документы и материалы. – М.: Республика, 1993.
Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» от 28.06.2004 // СЗ РФ. –2004.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21 июля 2005 г. №93. – М., 2005.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16.09.2003 // СЗ РФ. – 2003. - №40. ст. 3822.
Федеральный закон «О политических партиях» // СЗ РФ. – 2001. - №29. ст.2950.
Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. - М.: 1996.
Ельцин – Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. – М., 1994.
Зотова З.М. Идеологическая идентификация политических партий современной России. Политический плюрализм и идеологические концепции. //Право и политика. - 2004. - № 3.
Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен ( о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии.) //Политические исследовании. 1993. №2.
Народовластие в России. Очерк истории и современного состояния. Гл. 3, - М.: 1997.
Общественно-политические движения и политические партии России. Справочник. – М.: Март, вып. 1, 1992; вып.2, 2003 .
Румянцев О.Т. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). – М.: 1994.
Путин В.В. "Наш долг – бережно относится к Конституции". // Журнал российского права. – 2004.- № 1.
Современный политический процесс в России. М, 1998.
Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России.// Общественные науки и современность. 1996. №4
Чадаев А. Путин. Его идеология. - М.:2006.
Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство. // Государство и право. – 2004. - № 2.
Шутов А.Ю.Типология политических процессов // Вестник МУ. Серия 12. Социально- политические исследования. 1994.№2
Темы рефератов.
1. Дискуссии о создании интегративной идеологии в российском обществе: основные подходы и итоги.
2. Этапы и особенности процесса принятия российской конституции.
3. Факторы, обуславливающие политический процесс в постсоветской России.
4. Дискурсный анализ проблемы публичного характера российской власти по ежегодному Посланию Президента РФ Федеральному Собранию (по выбору).
Дополнительная литература.
Баймуратова М.А. Публичная самоуправленческая (муниципальная) власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимозависимости. // Право и политика. – 2004. - № 3.
Грачев М.С. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М.,1999.
Шевченко Ю. Политическое участие в России.// Pro et contra. – 1998. – № 3.
Тесты.
1. Какие из названных структур выполняют функцию артикуляции интересов?
а) суд; г) законодательные органы;
б) избирательные системы; д) политические партии;
в) правительство; е) группы интересов.
2. Какие из перечисленных структур выполняют функцию агрегирования интересов:
а) законодательные органы; г) правительство;
б) группы интересов; д) избирательные системы;
в) политические партии; е) суд.
3. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы:
а) избирательные системы; г) группы интересов;
б) суд; д) политические партии;
в) законодательные органы; е) правительство.
4. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений:
а) правительство; г) политические партии;
б) группы интересов; д) законодательные органы;
в) суд; е) избирательные системы.
Проектное задание.
Подготовиться к проведению ситуационной игры:
Сценарий:
Выборы в Российской Федерации носят демократический характер и являются одной из форм реализации народовластия.
Участвующие в ситуационной игре должны сформулировать основные принципы избирательного процесса и то, за счет чего они реализуются. Следует ответить на вопрос, «Какие субъекты публичной власти участвуют в их реализации?»
Дискуссия: в ходе обмена мнениями заполняется таблица: (по образцу)
Принципы
Основа реализации
Субъекты
Свободные выборы
Право на свободное волеизъявление (участвовать или не участвовать в выборах)
Граждане РФ
2–ой этап ситуационной игры: студенты делятся на команды, которые будут представлять различные субъекты избирательного процесса и в день голосования действуя сообразно избирательному законодательству, будут осуществлять публичную власть.
Деление на команды:
· избиратели,
· представители политических партий (наблюдатели, члены избирательных комиссий с совещательным голосом),
· члены избирательной комиссии с решающим голосом,
· средства массовой информации.
Команды действуют в соответствии с заданием: Проанализировать день голосования в ходе выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ на отдельном избирательном участке с точки зрения реализации публичной власти каждым субъектом избирательного процесса. При этом следует учитывать необходимое взаимодействие с другими субъектами избирательного процесса и соблюдение принципов избирательного права. То есть, в каких случаях во время выборов субъекты избирательного процесса соучаствуют в публичной власти.
Работа команд (25 минут) и по 5 минут на представление в формате отчета о прошедшем дне выборов.
Подводятся итоги выполненным заданиям, при этом акцентируется внимание на то, что поле публичной политики в современном обществе определяется:
· информационной открытостью самой политики
· возможностью негосударственных акторов влиять на формирование политики
· учетом интересов конкретных социальных групп в практике принятия политических решений.
Соответственно институт выборов через наличие указанных факторов является реальным полем реализации не только принципа народовластия, но и обеспечение интересов во властеотношениях.