Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Культура речи И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
учебно-методический комплекс
для специальностей
«Юриспруденция»
«Экономика»
«Менеджмент»
Великий Новгород 2013
Культура речи и деловое общение
учебно-методический комплекс
Составитель:
доцент кафедры русского языка РГГУ, к.ф.н. Е.П. Буторина
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала РГГУ в г. Великий Новгород
Составитель материалов УМК:
д.ф.н., доцент филиала РГГУ в г. Великий Новгород Федорова Е.А.
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г.В.Новгород 30.08.2013, протокол № 1
Целью курса «Культура речи и деловое общение» для нефилологических специальностей является повышение уровня практического владения современным деловым русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Задачи курса состоят в формировании у студентов основных компетенций - знаний, умений, навыков способов действий, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной. Знание всех элементов системы языка и видов, форм делового общения включает их правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи. В процессе освоения курса вырабатываются следующие умения:
- расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий,
- систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи, они используются,
- обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) – в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту).
В ходе изучения курса студенты вырабатывают следующие навыки:
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация)..
В ходе изучения курса “Культура речи и деловое общение” студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.
Таким образом, курс “Культура речи и деловое общение” одновременно формирует у студентов-нефилологов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную - с акцентом на коммуникативной компетенции.
Настоящая программа направлена на решение всех поставленных задач в соответствии с “Требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста…”, утвержденными Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000. Программа может быть использована как при подготовке курса “Культура речи и деловое общение” общего для всех нефилологических специальностей, так и в качестве основы для разработки частных курсов “Культура речи и деловое общение”, нацеленных на отдельные профессиональные сферы (для студентов-юристов, экономистов, естественников и т.д.)
Поскольку в отличие от таких гуманитарных курсов, как философия или психология и педагогика, курс культуры речи и делового общения подразумевает овладение практическими навыками, освоение программы “Культура речи и деловое общение” предполагает семинарские занятия и практические работы, обеспечивающие обратную связь между преподавателем и студентами.
Структура программы определяется логикой изучения учебной дисциплины. Сначала рассматриваются возможности современного русского языка как средства общения. Далее анализируются особенности функциональных стилей современного языка, их подстилей и жанров, формируются критерии правильной и хорошей речи. Особое внимание уделяется способам трансформации текстов и подготовке к устному публичному выступлению. Завершается курс освоением видов и форм делового общения и совершенствованием профессиональной речи.
Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинары и практические занятия. Это способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность в развитии познавательных интересов, ответственность в принятии решений, способность к языковому творчеству, умения и навыки индивидуальной и коллективной работы с текстами на русском языке. Формы и степень сложности учебной деятельности при этом максимально приближены к профессиональным.
Текущий контроль проводится на практических занятиях в устой или письменной форме и имеет целью проверить уровень владения определенным объемом изученного материала.
Промежуточный модульный контроль проводится после завершения каждой учебной темы. Его цель состоит в проверке уровня сформированности отдельных компетенций на базе изученного материала.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, его целью является проверить степень автоматизации, интегрированности и координации профессиональных языковых компетенций.
Содержание учебной дисциплины
Разделы курса
Современный русский литературный кодифицированный язык.