Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Для студентов первого курса 135к группы ФИДК



ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Учебно-методический комплекс

для студентов ФИДК и ФЗН

 

 

Романова Жанна Леонидовна

Старший преподаватель

 

Минск 2011


Рабочая программа

(утверждена протокол № 10 от 22.04.2011г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с учебным планом дисциплина «Информационная культура личности» изучается студентами второго курса факультета информационно-документных коммуникаций, студентами 1курса (135К группа) этого же факультета и студентами третьего курса факультета заочного обучения.

Актуальность изучения данного курса обусловлена тем, что лавинообразное нарастание потоков информации, а также развитие и активное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни и деятельности людей, способствует с одной стороны возможности получения большого объёма необходимых знаний, а с другой стороны приводит к появлению огромного количества противоречивой, неполной, недостоверной информации, что затрудняет процесс, как обучения, так и процесс эффективной профессиональной деятельности и принятия решений. В тоже время от студента в процессе учёбы требуется умение быстро находить и обрабатывать нужную информацию, а от работника – умение самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В таких условиях необходима качественная информационная подготовка, которая может быть обеспечена благодаря изучению дисциплины «Информационная культура личности».

В рамках курса под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Данная дисциплина акцентирует внимание на том, что информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Основная цель курса «Информационная культура личности» — формирование информационного мировоззрения студента; овладение знаниями, умениями и навыками в области информационной грамотности, что является залогом информационного самообеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности. Достижение этой цели осуществляется посредством решения следующих задач:

§ получение знаний о процессе информатизации и об основных характеристиках информационного общества;

§ формирование представлений об информационных ресурсах современного общества;

§ изучение правовых и морально-этических аспектов информационной деятельности;

§ овладение эффективными и рациональными приёмами и способами самостоятельного поиска информации;

§ освоение методов работы с текстовой информацией.

В результате изучения курса «Информационная культура личности» студент должен овладеть профессиональными компетенциями, которые конкретизируются через определённые знания и умения. Студент должен знать:

§ - сущность и структуру информационной культуры личности как самостоятельного научного направления;

§ - структуру информационных потребностей личности;

§ основные характеристики информационного общества и общества знаний, документы международных организаций в данной сфере;

§ - специфику и уровни информационных ресурсов общества;

§ - этические и правовые аспекты информационного поведения личности;

§ - основные положения национального законодательства в информационной сфере;

§ - основы информационно-психологической безопасности личности;

§ - сущность и правила информационного поиска в различных информационных массивах и различных информационно-поисковых системах;

§ - правила и приёмы работы с текстовой информацией.

В результате освоения курса студент должен уметь:

§ - продуктивно действовать в условиях полноты или недостатка информации;

§ - вести целенаправленный поиск информации;

§ - использовать разнообразные информационно-поисковые системы;

§ - формулировать информационные запросы по теме;

§ - находить релевантную информацию;

§ - критически оценивать найденную информацию с точки зрения её достоверности, актуальности, новизны;

§ - отсеивать информацию, несущую угрозу информационно-психологической безопасности личности;

§ - применять нормы информационного права при создании, распространении и использовании информации;

§ - осуществлять работу с текстовой информацией.

Дисциплина «Информационная культура личности» связана с такими дисциплинами, как «Информационный рынок и его правовое обеспечение», «Организация и технология библиографической работы», «Основы научно-исследовательской работы», «Теория информации и коммуникации», «Этика» и др.

Учебный курс “Информационная культура личности” рассчитан отдельно для студентов первого курса 135К группы и для студентов 2 курса ФИДК. Для студентов первого курса 135К группы предусмотрено 94 часа занятий, из которых 48 аудиторных, 46 – самостоятельная работа студентов. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий следующее: 20 часов – лекции, 6 часов – семинарские занятия, 22 часа – практические работы. Итоговая форма контроля – зачёт.

Для студентов второго курса ФИДК предусмотрено 94 часа занятий, из которых 48 аудиторных, 46 – самостоятельная работа студентов. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий следующее: 26 часов – лекции, 6 часов – семинарские занятия, 16 часов – практические работы. Итоговая форма контроля – зачёт.

В ходе освоения дисциплины “Информационная культура личности” предусмотрено проведение лекций-презентаций, занятий с использованием активных методов обучения: проблемных лекций, лекций с использованием пауз, семинаров-дискуссий, “круглых столов”, семинаров, проводимых посредством бригадно-ролевого метода.

В ходе практических занятий предусмотрено посещение библиотек, знакомство и их информационно-поисковыми возможностями и выполнение заданий на базе библиотечных информационно-поисковых систем.

Кроме этого, предусмотрена самостоятельная работа студентов, в ходе которой углубляются полученные в рамках аудиторных занятий знания. Студенты изучают предложенные источники, на основании чего отвечают на поставленные вопросы, пишут эссе.


Примерный тематический план

для студентов первого курса 135к группы ФИДК

Разделы и темы Количество часов
Всего Из них:
Лекц. Сем. Практ.
Введение    
Раздел 1. Информационная культура личности: понятие и теоретические основы.
Тема 1.Феномен информационной культуры личности в контексте глобальных изменений современного общества    
Тема 2.Концепции «Информационной грамотности» и «Информационной культуры». Информационная культура личности как научное направление  
Тема 3.Правовые основы формирования информационной культуры в Республике Беларусь  
Тема 4.Этические основы регулирования информационных отношений  
Тема 5.Информационно-психологическая безопасность личности    
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Информационно-поисковые системы
Тема 6.Информационный поиск: понятие и виды, алгоритмы выполнения    
Тема 7.Интернет: поисковые системы и сервисы. Поиск информации в Интернете  
Тема 8.Оформление результатов информационного поиска. Работа с текстовой информацией  
Всего:

 


Примерный тематический план

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.