Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Его отличие от искового производства



 

 

Гражданское судопроизводство подразделяется на четыре вида: исковое, особое, вытекающее из административно-правовых отношений и приказное.

Исковое судопроизводство наиболее распространено и детально регламентировано гражданско - процессуальным кодексом. Кроме того, многие правила осуществления правосудия по исковым делам применяются и в трех других судопроизводствах.

В юридической литературе не завершена дискуссия по вопросу определения критериев деления гражданского процесса на виды судопроизводства. Так, российский ученый М.К.Треушников производство по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, называет производством, возникающим из публично-правовых отношений.

Сторонники этой точки зрения справедливо указывают на то обстоятельство, что дела данного вида судопроизводства вытекают из различных правоотношений: конституционных, гражданских и других. Например, жалобы на действия избирательных комиссий.

Сущность производства, по делам, вытекающим из административных правоотношений, заключаются в следующем.

Во-первых, целью судебного рассмотрения данной категории дел является проверка судом законности и обоснованности правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц в сфере административных и иных управленческих правоотношений.

Во-вторых, в отличие от дел искового производства, где стороны правоотношений независимы друг от друга, в делах вытекающих из управленческих правоотношений гражданин всегда находится в неравном подчиненном положении с правоприменителем.

В-третьих, в исковом производстве суд рассматривает дела о нарушенном либо оспариваемом материальном праве или охраняемом законом интересе. По делам, вытекающим из административно-управленческих правоотношений, спор о материальном праве отсутствует.

При возникновении спора о материальном праве дело подлежит рассмотрению в исковом порядке.

Кроме указанного, исковое судопроизводство отличается от судопроизводства, по делам вытекающим из административно-управленческих отношений тем, что:

1) Процессуальным средством возбуждения искового производства является исковое заявление. Процессуальным средством возбуждения дел, возникающих из административно-управленческих отношений, является жалоба.

2) Основными участниками процесса по делам искового производства являются стороны. Кроме того, в деле могут участвовать и третьи лица. По делам, связанным с административно-управленческим правом вместо сторон выступают заявители, а также государственные органы, организации и должностные лица, действия которых обжалуются (ст. 338 ГПК).

3) В соответствии со ст. 20 ГПК в исковом производстве обязанность представить необходимые для установления истины доказательства возложены на стороны и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц. В то же время, согласно ст. 339 ГПК обязанность доказывания законности своих действий по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, возлагается на государственные органы, организации и должностных лиц. В тоже время заявители и иные заинтересованные в исходе дела лица также вправе предоставлять суду доказательства и другие материалы.

4) По делам искового судопроизводства мерами обеспечения иска является арест имущества ответчика, запрет ответчику в совершении определенных действий; запрет в отношении других лиц передавать ответчику имущество или совершать в его пользу иные действия; приостановление реализации арестованного имущества; приостановление взыскания по исполнительному листу (ст.255 ГПК). Средствами обеспечения жалобы являются: 1) запрет исполнения действий государственного органа, организаций или должностного лица до истечения срока на судебное обжалование и опротестование в случаях, предусмотренных законом; 2) обязательное приостановление исполнения обжалованного действия в случаях, предусмотренных законом; 3) Суд и в иных случаях по собственной инициативе или ходатайству заявителя вправе приостановить исполнение обжалуемого действия в любом положении дела (ст.340 ГПК).

 

Поскольку производство по делам, вытекающих из административно-управленческих отношений отличается от искового производства, в ст. ст. 335-340 ГПК законодателем сформулированы общие положения отправления правосудия по этой категории дел. Так, в ст.335 ГПК указан перечень гражданских дел, отнесенных к подведомственности судов общей юрисдикции.

Суд рассматривает дела:

1. По жалобам на действия избирательной комиссии в установленных законом случаях;

2. По жалобам на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях граждан;

3. По жалобам на отказ органов ЗАГСа внести изменения или исправления в актовые записи гражданского состояния;

4. По жалобам на отказ нотариальных органов в совершении нотариальных действий или на совершенные нотариальные действия;

5. По жалобам на действия или бездействия государственных органов, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, указанных в законодательстве, и права юридических лиц;

6. По жалобам на решения Аппеляционного Совета патентной экспертизы при патентном органе;

7. Иные дела, возникающие из административных правоотношений, в случаях, предусмотренных законом.

 

 

По общему правилу, дела, возникающие из административных правоотношений рассматриваются судом в течении месячного срока, если иные сроки не предусмотрены в отношении конкретных категорий дел действующим законодательством (ст.337 ГПК).

По делам о жалобах на действия избирательных комиссий заявители освобождены от судебных расходов.

Если судебные расходы возлагаются на организации, не обладающие правом юридического лица, эти обязанности по решению суда несет юридическое лицо, в структуру которого они входят.

Заявители, а также государственные органы, организации и должностные лица, действия или бездействия которых обжалуются, пользуются правами и несут обязанности юридически заинтересованных в исходе дела лиц согласно ст.56ГПК.

Кроме того, на основании ст.338 ГПК заявитель вправе отказаться от жалобы, изменить мотивы жалобы в пределах обсуждаемого действия. Государственные органы, организации и должностные лица, действия или бездействия которых обжалуются, вправе признать жалобу в случаях, когда они компетентны вносить изменения в обжалуемые действия. В этой части судопроизводство отличается от искового, в котором отказ от иска или признание иска осуществляются под контролем суда. По делам, связанным с административными правоотношениями, в случаях, предусмотренных законодательством, суд проверяет только законность административного правоприменения (ст. 339 ГПК). Жалоба, как процессуальное средство возбуждения дела, отличается от иска следующими чертами.

Предметом жалобы являются несогласие заявителя или прокурора с действиями или бездействиями государственного органа, организации или должностного лица.

Мотивами, или основаниями жалобы выступают юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий государственных органов, организаций и должностных лиц.

В качестве содержания жалобы могут быть требуемые заявителем средства защиты прав заявителя или иных лиц посредством отмены, изменения действий государственного органа, организации или должностного лица, установления обязанности совершить определенное действие или иным предусмотренным законом способом (ст.340 ГПК).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.