Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности обращения в суд с заявлением государственных органов, юридических лиц и граждан о защите прав других лиц



В соответствии со ст.85 ГПК юридические лица и государственные органы могут от собственного имени обращаться в суд с иском (заявлением) в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам:

1. об отмене усыновления;

2. о лишении родительских прав;

3. о взыскании алиментов;

4. о защите иных интересов несовершеннолетних и недееспособных;

5. в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими актами законодательства.

Такие же права предоставлены и проффесиональным союзам. Кроме того, профсоюзы могут обращаться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов их членов по спорам, вытекающих из трудовых правоотношений.

Другие общественные объединения граждан так же могут (в форме обращения в суд с заявлением) защищать права своих членов, если это вытекает из соответствующих уставов этих объединений (ст.86 ГПК).

Граждане могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам:

1. о защите иных интересов несовершеннолетних и недееспособных (п.4 ст.85 ГПК);

2. в других случаях предусмотренных законодательством (ст.87 ГПК).

Например, в соответствии с ч.2 ст.373 ГПК дело о признании гражданина недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия может быть начато по заявлению членов его семьи, а в случае их отсутствия – близких родственников.

В соответствие со ст.88 ГПК для обращения в суд для защиты прав других лиц юридические лица, госорганы и граждане должны получить у совершеннолетних лиц, которые будут затем участвовать в деле в качестве истцов (заявителей) согласие или просьбу на предъявление заявления в их пользу.

Однако иски в защиту несовершеннолетних и недееспособных граждан предъявляются независимо от их просьбы или согласия.

Как и прокурор, предъявляя иск (заявление) в интересах других лиц, государственные органы, организации и граждане не являются истцами по делу и имеют права и обязанности, перечисленные в ст.56 ГПК. Они относятся к юридически заинтересованным в исходе дела лицам (ст.89 ГПК).

Заявление, предъявляемое в суд юридическими лицами, госорганами и гражданами в защиту прав других должно отвечать общим требованиям, установленным для процессуального документа и заявления. Вместе с тем, заявители освобождены от уплаты государственной пошлины и не возмещают судебные издержки. К ним не может быть предъявлено встречное требование ответчиком. Они не вправе заключать мировые соглашения. Если заявители отказываются от иска суд прекращает производство по делу лишь тогда, если от иска отказался истец по делу. В обратном случае суд рассматривает дело по существу.

 

 

Заключение государственных органов в гражданском судопроизводстве.

Государственные органы осуществляют свои функции в пределах своих полномочий в том или ином направлении деятельности общества. В пределах своих полномочий эти органы располагают специальной информацией в вопросах финансов, жилищно-комунального хозяйства, образования, медицинского обслуживания и т.д. Кроме того, в них работают специалисты, которые обладают специальными познаниями.

Специальная информация, связанная с деятельностью государственных органов нередко представляет интерес в суде при рассмотрении гражданских дел. С учетом этого законодатель предусмотрел процедуру предоставления госорганами интересующих сведений суду в форме заключений.

В случаях, предусмотренных ГПК и другими законодательными актами, государственные органы до вынесения судебного постановления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

В необходимых случаях суд по своей инициативе вправе привлечь государственный орган к участию в деле (ст.90 ГПК).

Так, национальный центр усыновления обязан участвовать в деле об усыновлении несовершеннолетних граждан РБ иностранцами (ст.122 КоБС, ст.3934 ГПК). Органы опеки и попечительства дают заключение суду по различным категориям дел семейного и гражданского законодательства: по делам об усыновлении (ст.3934 ГПК); о лишении родительских прав и восстановлении (ст.ст. 80 и 84 КоБС); об эмансипации несовершеннолетних (ст.377 ГПК); о разделе наследственного имущества, если один из наследников является несовершеннолетним (ст.1081 ГК); по спорам о воспитании детей (ст.86 КоБС).

Заключение по гражданским делам наиболее часто дают органы опеки и попечительства. Как правило, с этой целью государственные органы привлекаются в процесс на основании прямого указания в законе.

Наряду с этим по инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц и суда государственные органы могут быть привлечены в процесс для дачи заключений и по делам, которые не указаны в законодательстве.

Кроме органов опеки и попечительства заключение могут давать любые госорганы в пределах их компетенции: жилищно-комунальные, финансовые органы, комиссия по делам несовершеннолетних и другие.

Заключение составляется в письменной форме одним или несколькими сотрудниками госоргана по указанию руководителя. Заключение подписывается лицами, которые его составили, и адресуется суду за подписью руководителя государственного органа.

Лицо, составившее заключение, направляется госорганом в суд. При судебном разбирательстве представителю государственного органа могут задаваться вопросы.

К заключению прилагаются схемы, таблицы, фотографии, акты и другие документы. Заключение государственного органа является одним из средств доказывания. Однако оно не имеет для суда заранее установленной юридической силы и оценивается судом в совокупности с другими материалами дела (см. постановление Пленума Верховного Суда РБ от 22 июля 2001г. №9 «О решении суда первой инстанции»).

Вместе с тем, отсутствие в гражданском деле заключения государственного органа, если по законодательству требуется дача заключения, является основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.