Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации по подготовке к занятию



Приступая к изучению данной темы, необходимо, прежде всего, уяснить, что термин "уголовный процесс" следует рассматривать в нескольких значениях: деятельность, отрасль права, наука и учебная дисциплина. В процессе подготовки к занятию необходимо изучить содержание каждого из названных значений. В контексте вопроса следует иметь четкое представление о таких категориях уголовного процесса, как

- уголовно-процессуальное отношение;

- субъект уголовно-процессуального отношения;

- уголовно-процессуальная функция;

- уголовно-процессуальная форма;

- уголовно-процессуальный акт;

- уголовно-процессуальная гарантия.

Необходимо понять, что в теории и праве, наряду с термином "уголовный процесс", употребляется и другой "уголовное судопроизводство". Несмотря на словесное различие, этими терминами обозначается одно и то же понятие.

Следует иметь в виду, что уголовно-процессуальное право связано с другими отраслями права уголовным, гражданским, гражданско-процессуальным, административным и др. Кроме того, прослеживается тесная связь уголовно-процессуального права с такими науками, как криминалистика, криминология, судебная медицина и др.

Важно представлять соотношение уголовно-процессуальной деятельности с оперативно-розыскной деятельностью, играющей существенную роль в решении задач уголовного судопроизводства.

Одним из важнейших вопросов изучаемой темы является определение цели и задач уголовного судопроизводства. При этом необходимо знать, что относительно цели в теории уголовного процесса нет единой точки зрения. По нашему мнению, целью уголовного процесса является установление объективной истины по уголовному делу.

Следует отметить, что в уголовно-процессуальном законе цель не закреплена, но зато в ст. 6 УПК РФ определены задачи уголовного судопроизводства. Необходимо внимательно ознакомиться с указанной нормой и получить представление о содержании закрепленных в ней задач.

Особо следует отметить воспитательное воздействие, которое оказывает уголовный процесс не только на участников уголовного судопроизводства, но и на всех граждан.

Заслуживает пристального внимания вопрос о системе уголовного процесса. В его контексте следует понять, что производство по любому уголовному делу проходит определенные в законе этапы (части), называемые стадиями уголовного процесса. Совокупность последних образует систему уголовного процесса.

Необходимо уяснить, что все стадии объединены общими задачами и принципами, закрепленными в уголовно-процессуальном законе. Вместе с тем каждая стадия имеет свои конкретные задачи, свой круг процессуальных действий и их участников. Следует тщательно ознакомиться с рекомендованной литературой, проанализировать УПК РФ с целью определения конкретных стадий уголовного процесса и их содержания.

Для выполнения практических заданий студенты должны иметь Конституцию РФ, УПК РФ, сборники нормативных актов.

В ходе занятия студенты анализируют и письменно выполняют указанные в учебно-методическом комплексе к этой теме задания. Ответы должны быть обоснованными и содержать ссылки на соответствующие нормы законодательных и иных нормативных актов. Принятые студентами решения выносятся на обсуждение.

Практические задания

Задача 1

Проанализируйте приводимый ниже перечень этапов производства

по уголовному делу и выделите в нем стадии уголовного процесса:

- рассмотрение заявлений о преступлении;

- постановление приговора;

- назначение судебного заседания;

- дознание;

- предварительное слушание;

- судебное следствие;

- прения сторон;

- исполнение приговора;

- возбуждение уголовного дела;

- приостановление уголовного дела;

- судебное разбирательство;

- прекращение уголовного дела;

- производство в суде первой инстанции;

- производство в суде апелляционной инстанции;

- особый порядок судебного разбирательства;

- кассационное производство;

- особый порядок уголовного судопроизводства;

- надзорное производство;

- возобновление производства по уголовному делу.

Задача 2

В районный отдел полиции с устным заявлением обратилась гр-ка Сидорова, которая сообщила, что, выйдя в 6 часов утра во двор дома, обнаружила в кустах труп неизвестного мужчины. Ночью она слышала во дворе дома громкие крики мужчин.

Дайте правовую оценку этому заявлению с точки зрения возникновения уголовно-процессуальных отношений.

Назовите возможных участников этих правоотношений.

Что должен предпринять дежурный по отделу полиции в связи с обращением гражданки Сидоровой?

Задача 3

По сообщению о краже из квартиры гр-на Савохина следователь Михайлов в составе следственно-оперативной группы выехал на место происшествия. Пригласив в качестве понятого Разина, соседа Савохина, следователь осмотрел место происшествия, допросил в качестве потерпевшего Савохина и после этого возбудил уголовное дело.

Допущены ли следователем нарушения уголовно-процессуальной формы?

Каково значение уголовно-процессуальной формы в уголовном процессе?

Задача 4

По уголовному делу о причинении гр-ну Марчуку тяжкого вреда здоровью группой подростков, следователь пришел к выводу о необходимости заключения под стражу старшего по возрасту из этой группы Ларина, который запугивал потерпевшего и свидетелей.

Дайте правовую оценку решению следователя.

Кто имеет право арестовывать (заключать под стражу) во время расследования преступлений?

Какие процессуальные гарантии предусмотрены в Конституции РФ и УПК РФ против необоснованных арестов?

 

Задача 5

Найдите в Конституции РФ и УПК РФ статьи, из которых можно определить задачи уголовного процесса. Сформулируйте эти задачи и выскажите свое мнение об их реализации в практической деятельности органов судопроизводства.

Задача 6

Подсудимый Бандюков, обвиняемый в хулиганстве, связанном с сопротивлением представителю власти (ч. 2 ст. 213 УК РФ), заявил ходатайство судье о рассмотрении его уголовного дела в закрытом судебном заседании. Свою просьбу Бандюков мотивировал тем, что хулиганские действия соверщил в состоянии алкогольного опьянения и ему стыдно перед женой, детьми и знакомыми на открытом судебном процессе. В случае отказа в удовлетворении ходатайства Бандюков заявил, что не будет давать показания в суде.

Подлежит ли удовлетворению ходатайство Бандюкова?

На основании каких статей УПК РФ судья должен принять решение?

Задача 7

Прокурор города, изучая уголовное дело в порядке надзора, установил, что в уголовном деле отсутствует постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Следователь пояснил, что он не располагал временем для подготовки этого постановления и намеревался его составить задним числом. Тем не менее следователь вынес постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы и произвел выемку документов в медицинском учреждении.

Дайте правовую оценку действиям следователя.

Имеют ли юридическую силу решения, принятые следователем?

Задача 8

На территории машиностроительного завода начальник цеха Свиридов и мастер Борисенок задержали слесаря Петрухина, который пытался перебросить через забор сумку с дефицитными запасными частями на сумму свыше 30000 рублей.

По поручению директора завода юрисконсульт этого предприятия Малахов в течение 10 суток после случившегося взял объяснения у Свиридова, Борисенка, Петрухина, составил протокол о данном правонарушении, приобщил справку о стоимости похищенного и все материалы направил в районный отдел полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Дайте правовую оценку действиям директора завода, юрисконсульта Малахова, начальника цеха Свиридова, мастера Борисенка.

Кто правомочен осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в рамках УПК РФ?

Литература

Основная

1. Конституция РФ.

2. УПК РФ.

3. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / под ред. А.И. Бастрыкина, А.А. Усачева. – М.: Юрайт, 2014.

4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юрист, 2010.

Дополнительная

1. Баранов А., Супрун С. Соотношение задач уголовного и уголовно-процессуального законода­тельства // Уголовное право, 2005. № 5, с. 115

2. Гончаров Д. Единство задач уголовного и уголовно-процессуального законодательства // Уголовное право, 2005, № I.e. 122.

3. Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Функции в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность, значение // Журнал российского права. 2005. № 7, с. 56.

4. Малышева О.А. Уголовно-процессуальная политика - элемент единой уголовной политики // Российский следователь, 2005, № 8, с. 19.

5. Рохлин В. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство // Законность, 2004. № 9, с. 36.

6. Челышев М.Ю. О межотраслевых связях уголовно-процессуального, гражданского и граж­данского процессуального права // Российский следователь, 2005, № 10, с. 13.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.