Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Суд как орган судебной власти, осуществляющий правосудие, его состав и полномочия



Суд как орган судебной власти, осуществляющий правосудие (ст. 31 УПК). Состав суда; единоличное и коллегиальное рассмотрение уголовных дел; состав суда кассационной и надзорной инстанций (ст. 32 УПК). Полномочия суда; полномочия судьи на досудебных стадиях уголовного процесса; основания вынесения судом частного определения (постановления) (ст. 33 УПК).

Под судебной властью следует понимать систему независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.
Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и хозяйственного судопроизводства. Сообразно названным видам судопроизводства определяется и судебная система Республики Беларусь. Конституция является основой для ее построения в виде Конституционного Суда, Верховного Суда и нижестоящих судов общей юрисдикции, Высшего Хозяйственного Суда и нижестоящих хозяйственных судов.
Предназначение судебной власти в правовом государстве состоит в том, чтобы обеспечивать реализацию требований закона, торжество права и справедливости, противостоять любому произволу в обществе. Судебная защита является наиболее эффективной и надежной формой защиты субъективных прав и законных интересов граждан. Ее называют высшей формой борьбы за справедливость юридическими средствами.
Конституция Республики Беларусь закрепляет основы судебной власти:
1) каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. При этом гражданин имеет право взыскать в судебном порядке как имущественный ущерб, так и материальное возмещение морального вреда;
2) гражданам гарантируется право обжаловать решение о задержании и аресте в судебном порядке;
3) судебная власть принадлежит только удам. Образование чрезвычайных судов запрещено;
4) судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону;
5) судьям запрещается заниматься другими видами деятельности, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не связанной с занятием штатных должностей;
6) суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов;
7) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
8) открытое разбирательство дел во всех судах, за исключением определенных случаев;
9) осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе;
10) право сторон на обжалование судебных постановлений.
Конституция содержит лишь исходные начала построения судебной системы, что делает основы судоустройства стабильными.

Судьи всех судов являются независимыми и подчиняются только закону.
Какое-либо вмешательство в деятельность судей заседателей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.
Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу.
Принцип открытого рассмотрения дел во всех судах подчеркивает значение гласности в судопроизводстве. Открытость обеспечивает нравственно-правовое воспитание населения, контроль судебной деятельности, является гарантией законности при осуществлении правосудия. Закрытое заседание проводится, когда этого требуют интересы охраны государственной тайны. Закрытое заседание допускается также по делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет, по делам о половых преступлениях, в случаях, когда необходимо предотвращение разглашения сведений об интимных сторонах жизни лиц, участвующих в процессе, для обеспечения тайны усыновления, охраны тайны переписки и личных телеграфных сообщений. По таким делам публично оглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.
Состязательность процесса обеспечивает освобождение суда от обвинительного уклона в своей деятельности. Роль обвинения отводится только прокуратуре и общественному обвинителю, роль защиты – адвокату, общественному защитнику. Суд становится арбитром в споре между сторонами. Обвинение и защиты пользуются в процессе равными правами. В результате с суда снята обязанность оглашать обвинительное заключение, суд лишен права возбуждать уголовные дела лично, исчезли иные аспекты деятельности суда как обвинительного органа.
Для обеспечения судебной независимости и беспристрастности при рассмотрении дел Конституция запрещает судьям заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научно-исследовательской и преподавательской. Выполнение последних видов общественно полезной деятельности не может негативно сказываться на объективность судей. Более того, она способствует повышению их профессионального мастерства, передаче опыта молодым специалистам, правовому просвещению населения.

Субъекты уголовного процесса – это государственные органы, должностные лица, а также иные лица, граждане, которые наделены процессуальными правами и обязанностями и выполняют определенную роль в процессе, в зависимости от осуществляемых функций и процессуального положения.

С учетом целей, участия субъектов в уголовном процессе, направления их деятельности, отношения к результатам производства по делу можно выделить следующие III группы субъектов:

I. Государственные органы, должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам: суд (судья), прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель.

II. Лица, имеющие лично-правовой и гражданско-правовой интерес в процессе: подозреваемый, обвиняемый, потерпевший гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, защитник, законный представитель обвиняемого.

III. Лица, содействующие государственным органам в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности: свидетель, переводчик, эксперт, специалист, понятой.

Рассмотрим каждую из этих групп.

Ст. 31 УПК Республики Беларусь гласит: суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение.

Суду принадлежит исключительное право именем государства признать лицо виновным в преступлении, а также подвергнуть его уголовному наказанию.

Судья – это должностное лицо, осуществляющее правосудие от имени государства. Судьи всех уровней и органов в Республике Беларусь назначаются на должность и освобождаются от нее Указом Президента Республики Беларусь.

Суд может действовать единолично или коллегиально (ст. 113 Конституции Республики Беларусь). Судья единолично разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства, с исполнением приговора; рассматривает уголовные дела о преступлениях, за которые максимальное наказание не превышает наказание 10 лет лишения свободы.

Коллегиально, в составе судьи и двух народных заседателей рассматриваются уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а также дела о преступлениях, по которым уголовным законом предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы.

В Республике Беларусь имеются: суды первой инстанции – районные суды, кассационной инстанции – областные и Минский городской суд, суды надзорной инстанции – президиумы областных, Минского городского и Верховного судов.

Прокурор – должностное лицо, которое в пределах своей компетенции осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде (ст. 34 УПК Республики Беларусь).

Прокурор независим и подчиняется только закону. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Указом Президента Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, районные прокуроры и прокуроры всех других рангов, следователи прокуратуры назначаются и увольняются приказами Генерального прокурора Республики Беларусь.

Прокурор в уголовном процессе осуществляет надзор за исполнением законов органами, производящими дознание и предварительное следствие, администрациями мест содержания задержанных и арестованных, а также уголовное преследование.

В стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования прокурор обладает широкими властными полномочиями – проверяет материалы о преступлениях, возбуждает уголовные дела, отказывает в возбуждении дел, поручает расследование дел следователю, участвует в расследовании дел лично, производит отдельные следственные действия, дает органам расследования обязательные указания, санкционирует обыски, аресты, выемку; отменяет незаконные постановления следователя и органа дознания о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о прекращении и приостановлении предварительного расследования; возвращает дела на дополнительное расследование следователю, дознавателю из-за неполноты расследования, направляет уголовные дела в суд после окончания расследования.

При судебном разбирательстве прокурор выступает в качестве государственного обвинителя: он оглашает постановление о привлечении в качестве обвиняемого, допрашивает обвиняемого, принимает участие в исследовании доказательств, дает заключение по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, заявляет отводы и ходатайства, высказывает суду свое мнение по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении обвиняемого.

Прокурор обязан опротестовывать как не вступивший, так и вступивший в законную силу приговор, если считает его незаконным и необоснованным.

Участвуя в рассмотрении дел в стадиях кассационного и надзорного производства, прокурор обосновывает принесенный им протест и высказывает мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений.

В стадии исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, а также участвует при разрешении судьями вопросов, возникающих в связи с исполнением приговора.

Следователь– центральная фигура в расследовании дел, должностное лицо, назначенное в установленном законом порядке и осуществляющее расследование дел и раскрытие преступлений. По действующему законодательству предварительное следствие производится следователями прокуратуры, Комитета государственной безопасности, органов Министерства внутренних дел, финансовых расследований. К их компетенции относится расследование сложных и представляющих большую общественную опасность дел (ст. 182 УПК Республики Беларусь).

Следователь является процессуально самостоятельным субъектом уголовного процесса. Он возбуждает уголовные дела, проводит следственные действия – допросы, осмотры, очные ставки, опознание, задержание, предъявление обвинения и т.д. Направляет дела прокурору для передачи в суд, выносит постановление о прекращении дела. Все эти действия следователь выполняет самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора.

Полномочия следователя изложены в ст. 36 УПК Республики Беларусь. Указания следователю по делам могут давать прокурор и начальник следственного отдела.

Начальник следственного отдела – это должностное лицо, которое организует и контролирует работу следователя. Основное направление деятельности начальника следственного отдела – контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и расследованию преступлений и принятие мер к более полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам. Для выполнения этих задач закон наделяет начальника следственного отдела рядом процессуальных полномочий, изложенных в ст. 35 УПК Республики Беларусь. Он оказывает следователю помощь в расследовании дел, имеет право участвовать в производстве предварительного следствия, давать указания, поручать производство расследования дел нескольким следователям, входить с представлением (ходатайством) к прокурору об отмене незаконных постановлений следователя о прекращении и приостановлении предварительного расследования, давать письменные указания по делам.

В то же время следует отметить, что начальник следственного отдела никакими процессуальными правами в отношении следователей не пользуется и не имеет права вмешиваться в процессуальную деятельность по производству предварительного следствия.

Органы дознания. Дознаватель. Перечень органов дознания изложен в ст. 37 УПК Республики Беларусь. Исходя из этого перечня к числу органов дознания относятся:

органы милиции;

органы государственной безопасности;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

органы пограничных войск;

таможенные органы;

органы финансовых расследований;

органы государственного пожарного надзора;

капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Компетенция органов дознания (кроме милиции) ограничивается объектами обслуживания, конкретными составами преступления (например, по преступлениям, совершенным на территории СИЗО – дознание проводит начальник учреждения; по делам о пожарах – органы государственного пожарного надзора).

Что касается милиции, то она является основным органом дознания и вправе проводить проверки, расследование, раскрытие по делам о любых преступлениях, совершенных в пределах административно-территориального района.

На органы дознания их должностных лиц возложены обязанности:

– по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении;

– раскрытию преступлений;

– выполнению в течение 10-ти суток неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно;

– ускоренное производство;

– проводить дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознаватель – должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство. Дознаватель, как и следователь, обязан принять все меры к раскрытию преступления, изобличению виновных, оценке доказательств и решить вопрос о передаче дела прокурору для направления в суд. Дознаватель в отличие от следователя расследует дела по малозначительным преступлениям (п.12 ст. 182 УПК Республики Беларусь). Ряд важнейших процессуальных решений по делу он принимает при утверждении начальника органа дознания.

Подозреваемый – это физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело, либо вынесено постановление о признании подозреваемым, либо постановление о применении меры пресечения (ст. 40 – 41 УПК Республики Беларусь).

Подозреваемый – это кратковременный и не обязательный участник стадии предварительного расследования. Если задержание или мера пресечения до предъявления обвинения к лицу не применялись, подозреваемый в процессе не появляется. В качестве подозреваемого лицо может находиться 72 часа с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден, либо в отношении него избрана мера пресечения и предъявлено обвинение.

Закон наделяет подозреваемого рядом прав на защиту от возникшего подозрения. Он имеет право: на бесплатную консультацию с адвокатом до первого допроса; знать, в чем его подозревают, право на защиту, заявлять ходатайства, давать показания или отказаться от дачи показаний, право уведомлять членов семьи о своем задержании.

Закон также возлагает на подозреваемого ряд обязанностей: являться по вызову, не уклоняться и не препятствовать дознанию и следствию, подчиняться законным требованиям органов уголовного преследования и т.д.

Обвиняемый – это физическое лицо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 42 – 43 УПК Республики Беларусь).

Факт привлечения лица в качестве обвиняемого вызывает следующие процессуальные последствия. Лицо имеет право знать, в чем он обвиняется, давать показания по предъявленному обвинению или отказаться от дачи показаний; право на бесплатную консультацию адвоката до первого допроса; представлять доказательства; заявлять ходатайства, иметь защитника, участвовать в следственных действиях, знакомиться с материалами уголовного дела; обжаловать в суд меру пресечения; подавать жалобы на действия следователя, прокурора; участвовать в судебном заседании в суде первой инстанции.

Обязанности, которые несет обвиняемый, в значительной мере совпадают с теми обязанностями, которые возложены на подозреваемого, но обязанности обвиняемого распространяются не только на предварительное расследование, но и на рассмотрение дела в суде.

Потерпевший (ст. 49 – 50 УПК Республики Беларусь) – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, и органом уголовного преследования вынесено постановление о признании лица потерпевшим.

Потерпевшим может быть любое лицо, независимо от возраста, физического или психического состояния.

Если от преступных посягательств на гражданина наступила смерть, то потерпевшими могут быть признаны его близкие родственники (п.4 ст. 49 УПК Республики Беларусь). Гражданин, признанный потерпевшим по делу, имеет право знать сущность обвинения, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства, принимать участие в следственных действиях, знакомиться с материалами уголовного дела после окончания расследования, участвовать в судебном заседании, приносить жалобы на действия следователя, прокурора, суда, на приговор или определение суда.

Права потерпевшего, предусматриваются ст. 50 УПК Республики Беларусь. В случае признания потерпевшего также гражданским истцом (ст. 52 УПК Республики Беларусь), ему предоставляются и права гражданского истца (ст. 53 УПК Республики Беларусь).

Процессуальное положение потерпевшего характеризуется также наличием у него следующих обязанностей: являться по вызову органов, осуществляющих уголовное преследование, подчиняться законным их требованиям, не разглашать данные предварительного расследования, представлять, имеющиеся у него предметы, документы, подвергаться по требованию органов уголовного преследования освидетельствованию, амбулаторной экспертизе и т.д.

Гражданский истец – это физическое или юридическое лицо, понесшее вред от преступления, предъявившее требование о его возмещении, и органом уголовного преследования вынесено постановление о признании его гражданским истцом. Гражданским истцом может быть только лицо, которому преступлением причинен вред непосредственно (не может быть лицо, купившее похищенное имущество). Гражданский истец действует самостоятельно или через представителя. Иск предъявляется к обвиняемому или лицу, несущему материальную ответственность за действия обвиняемого, и рассматривается совместно с уголовным делом.

Гражданский истец вправе представлять доказательства в части иска, заявлять ходатайства, поддерживать иск с момента возбуждения дела и в судебном разбирательстве, знакомиться с материалами дела. Гражданский истец обязан представлять документы, являться по вызову в судебное заседание и на предварительное расследование, давать показания, подчиняться законным требованиям органа уголовного преследования (ст. 52 – 53 УПК Республики Беларусь).

Гражданский ответчик – это физическое или юридическое лицо, на которое в силу закона возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный преступлением, и органом уголовного преследования вынесено постановление о признании его гражданским ответчиком. В качестве гражданского ответчика могут быть привлечены обвиняемый, его родители, опекуны, попечители, другие физические лица, а также организации, предприятия, которые в силу закона несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого.

Гражданский ответчик имеет право возражать против предъявленного иска, заявлять ходатайства, приносить жалобы и т.д. (ст. 54 – 55 УПК Республики Беларусь).

Защитник – это лицо, которое осуществляет защиту прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого и оказывает им юридическую помощь (ст. 44 УПК Республики Беларусь).

В качестве защитника допускаются адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь, либо гражданами других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. По ходатайству обвиняемых определением (постановлением) суда в качестве защитника в суде может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей обвиняемого (ч. 3 ст. 44 УПК Республики Беларусь – допол. 2003 г.).

Основное направление деятельности (процессуальная функция) защитника сформулирована в ст. 48 УПК Республики Беларусь: защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих обвиняемого, подозреваемого, смягчающих их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь.

Защитник допускается к участию в деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения.

Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, их представителями, близкими родственниками, а также другими лицами по просьбе обвиняемого, подозреваемого. Органу уголовного преследования запрещено рекомендовать определенного защитника.

Назначение защитника через коллегию адвокатов (юридическую консультацию) по требованию органа, ведущего уголовный процесс, производится:

– по ходатайству подозреваемого, обвиняемого;

– для получения обвиняемым, подозреваемым бесплатной юридической консультации до начала первого допроса в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу;

– когда участие защитника в производстве по делу обязательно.

Отказ обвиняемого, подозреваемого от юридической помощи невозможен при отсутствии средств на оплату.

Закон устанавливает случаи, когда участие защитника на предварительном расследовании или суде является обязательным (ст. 45, 295 УПК Республики Беларусь):

– когда об участии защитника ходатайствует обвиняемый, подозреваемый;

– подозреваемый, обвиняемый являются несовершеннолетними;

– подозреваемый, обвиняемый являются неграмотными, не владеют языком, на котором ведется производство по делу;

– подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

– лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;

– между интересами обвиняемого, подозреваемого имеются противоречия и хотя бы один из них имеет защитника.

Для реализации своих полномочий закон наделяет защитника широким кругом прав, изложенных в ст. 48 УПК Республики Беларусь: знать, в чем обвиняется подзащитный, беспрепятственно общаться с подзащитным наедине без ограничений, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросах обвиняемого, других следственных действиях с его участием, представлять доказательства, заявлять ходатайства, по окончании расследования дела знакомиться со всеми материалами дела с обвиняемым, участвовать в судебном заседании, подавать жалобы.

Защитник обязан: являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, подчиняться его законным требованиям, не разглашать сведения, которые ему стали известны на предварительном следствии, в судебном заседании.

Представители – группа лиц, представляющие или защищающие интересы других лиц. Обвиняемые, потерпевшие, гражданские истцы и гражданские ответчики могут осуществлять свои полномочия как лично, так и с помощью представителей.

Законом предусматриваются договорное и законное представительство.

Договорное представительство возникает по желанию совершеннолетних потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и осуществляется на основе договора поручения. Интересы физических лиц представляют адвокаты и близкие родственники, а интересы юридических лиц – их штатные сотрудники (юрисконсульты) и адвокаты. Указанные лица признаются представителями, если помимо желания потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика органом, ведущим уголовный процесс, вынесено постановление (определение) о признании их представителями.

Законное представительство (ст. 56 УПК Республики Беларусь) осуществляется в силу прямых указаний закона и имеет цель обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетних обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или этих же лиц, которые в силу полной или частичной утраты дееспособности не в состоянии или затруднены в самостоятельной защите.

Законными представителями указанных лиц могут являться родители, усыновители, опекуны или попечители, в необходимых случаях – органы опеки и попечительства, если органом уголовного преследования вынесено постановление о признании их законными представителями.

Для реализации своих полномочий закон наделяет законных представителей и представителей широким кругом прав, изложенных в ст. 57, 59 УПК Республики Беларусь.

Свидетель – физическое лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны обстоятельства по уголовному делу, вызванное органом уголовного преследования для дачи показания.

Согласно ст. 60 УПК Республики Беларусь свидетель имеет право:

– не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и близких родственников;

– собственноручно записывать свои показания;

– заявлять ходатайства, приносить жалобы на действия органа уголовного преследования;

– заявлять отводы переводчику, участвующему в его допросе;

– получать возмещение расходов.

Свидетель обязан:

– являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс;

– правдиво сообщать все известное по делу;

– не разглашать сведения об обстоятельствах, ставших известными ему по делу. Если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования, то будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 407 УПК Республики Беларусь. За отказ либо уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет ответственность в соответствии со ст. 401, 402 УК Республики Беларусь.

Переводчик – лицо, не заинтересованное в исходе дела, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и другие участники процесса не владеют языком, на котором ведется судопроизводство (ст. 63 УПК Республики Беларусь).

Переводчик имеет право отказаться от участия в переводе, если не обладает определенными знаниями, знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал, приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судью.

Переводчик обязан: являться по вызову органа уголовного преследования, утверждать правильность своего перевода подписью, не разглашать сведения об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с переводом. Перед началом следственных действий, в котором участвует переводчик, следователь, судья разъясняют переводчику его обязанности и предупреждают об ответственности за заведомо неправильный перевод по ст. 401 УК Республики Беларусь.

Эксперт – лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле которому поручено по постановлению (определению) органа предварительного расследования, прокурора, судьи (суда) проведение экспертного исследования и дачи заключения (ст. 61 УПК Республики Беларусь).

Эксперт имеет право: знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертиз, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, знакомиться с протоколами процессуального действия, в котором он участвовал, подавать жалобы на действия органа, ведущего процесс, и т.д.

Эксперт обязан давать объективное и обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам, являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, не разглашать сведения об обстоятельствах уголовного дела, ставших ему известными в связи с проведением экспертиз. За дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ, либо уклонение от возложенных на него обязанностей, эксперт несет ответственность по ст. 401, 402 УК Республики Беларусь.

Специалист – незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное лицом, производящим дознание, следователем, судом для участия и оказания содействия, помощи в проведении следственных действий. Специалист высказывает свое мнение по поставленному вопросу, но не дает заключения. Процессуальные полномочия специалиста изложены в ст. 62 УПК Республики Беларусь, его права и обязанности соответствуют в основном правам и обязанностям эксперта.Понятые – это граждане, привлеченные дознавателем, следователем и прокурором для участия в следственном действии и удостоверения его факта.

Понятыми могут быть только незаинтересованные в деле и совершеннолетние граждане. В производстве следственных действий участвуют не менее двух понятых.

Согласно ст. 64 УПК Республики Беларусь понятой имеет право:

– знать, в проведении какого следственного действия он участвует;

– делать по поводу следственного действия заявления и замечания;

– получать возмещение понесенных им расходов, связанных с участием в производстве следственных действий;

– знакомиться с протоколом и подписывать его;

Понятой обязан:

– являться по вызову органа уголовного преследования, подчиняться его законным требованиям;

– не разглашать сведения об обстоятельствах дела, или иные данные, ставшие ему известными в связи с участием в следственных действиях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.