Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних



Рассматривая особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, следует учитывать особый предмет доказывания по уголовному дела, то есть особый круг обстоятельств, который необходимо установить по делу несовершеннолетнего, наряду с общими обстоятельствами, предусмотренными в ст. 73 УПК РФ.

По общему правилу при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение по уголовной ответственности и наказания;

8) обстоятельства, пдтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса РФ, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Подлежат выявлению также обстоятельства, способствующие совершению преступления.

Предмет доказывания при расследовании уголовных дел о преступле­ниях несовершеннолетних имеет особенности, на которые следует обратить внимание следователям (дознавателям).

В соответствии со ст. 421 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних требуется установление, наряду с доказыванием об­стоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, также других дополнительных обстоятельств. Это вызвано возрастными особенностями несовершеннолет­них, их своеобразным социальным статусом. Указанные обстоятельства имеют значение для решения вопросов о привлечении несовершеннолетне­го к уголовной ответственности, избрания меры пресечения, применения к нему конкретных мер уголовно-правового воздействия.

Рассматривая вышеперечисленные обстоятельства, следует отметить, что при производстве по делам несовершеннолетних данный предмет доказывания устанавливается в полном объеме, а дополнительно к нему следует установить:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Кроме того, при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими.

В этой связи следует учесть, что высшие судебные инстанции, в частности, обратили внимание на обязательность полного, всестороннего и объективного выяснения данных о личности обвиняемого, условиях его жизни и воспитания, мотивах преступления, причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо создававших для этого благоприятные условия, а также считают обязательным при рассмотрении жалоб и протестов по делам несовершеннолетних оценивать соблюдение при собирании и проверке доказательств всей совокупности прав и гарантий, установленных законом для защиты интересов несовершеннолетних.

Рассмотрим отдельно каждое из дополнительных обстоятельств, подлежащих выяснению по делам несовершеннлетних.

Возраст несовершеннолетнего(п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Число, ме­сяц и год рождения входят в число обстоятельств, подлежащих доказыва­нию по делам несовершеннолетних. Уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего, а по отдельным преступлениям - с четырнадцатилет­него возраста (ч. 1,2 ст. 20 УК РФ). Установление точного возраста несовершеннолетнего имеет принципиальное значение, от него зависит не толь­ко порядок расследования уголовного дела и применение некоторых до­полнительных процессуальных правил, но и установление наличия в дея­нии конкретного лица состава преступления.

Отметим, что важность установления точного возраста несовершенно­летнего лица, совершившего преступление, специально выделена в УПК РФ, где говорится не об «особом внимании», которое необходимо обратить на установление возраста подростка (ч. 1 ст. 392 УПК РСФСР), а об обяза­тельном его установлении, что будет способствовать единообразному при­менению уголовно-процессуального закона на практике.

Возраст несовершеннолетнего должен быть установлен документально: к материалам уголовного дела необходимо приобщить копию свидетельст­ва о рождении, а если свидетельство о рождении утрачено, то необходимо выяснить, где производилась регистрация рождения, и истребовать из соот­ветствующего отдела ЗАГСа выписку из книги записи актов гражданского состояния.

Если возраст несовершеннолетнего правонарушителя документально установить не представилось возможным, необходимо проводить с этой целью судебно-медицинскую экспертизу.

Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с ко­торого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в дея­нии состава преступления (ч. 3 ст. 27 УПК РФ). Таким образом, точный возраст несовершеннолетнего целесообразно установить при проведении предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, с тем, чтобы не допустить необоснованного возбуждения уголовного дела.

Как показывает анализ материалов уголовных дел, возраст несовершен­нолетнего обычно определяется на основании записей в свидетельстве о рождении или паспорте, заверенной выпиской из книги актов гражданского состояния. Однако на практике встречаются случаи, когда возраст подрост­ков определяется только с их слов и по показаниям их родственников, по­скольку свидетельство о рождении утеряно [26].

В соответствии с Инструкцией «О применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденной приказом Министра внутренних дел от 23 октября 1995 г. № 393, документами, удостоверяющими личность граждан являются: пас­порт, свидетельство о рождении (для лиц, не достигших четырнадцатилет­него возраста), заграничный паспорт для постоянно проживающих за гра­ницей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащих или военные билеты, справка об освобождении из мест лишения свободы, иные выдаваемые ор­ганами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

Если у обвиняемого вообще нет документов, удостоверяющих личность, необходимо приобщить копию формы № 15 из паспортно-визовой службы. При противоречии между данными о возрасте необходимо направить запрос по месту регистрации рождения.

Эти положения должны неуклонно выполняться на практике при истре­бовании документов, удостоверяющих личность и возраст несовершенно­летнего. В случае же их отсутствия необходимо проводить судебно-медицинскую экспертизу установления возраста несовершеннолетнего.

Представляется спорной позиция авторов одного из научно-практи­ческих комментариев УПК РФ, что возраст может устанавливаться прото­колом осмотра паспорта и свидетельства о рождении (по аналогии с осмот­ром предметов). Представляется, сам факт производства осмотра докумен­тов несовершеннолетнего не должен подменять приобщение к материалам дела их копий, заверенных уполномоченными должностными лицами (на­пример, следователем, дознавателем, прокурором). Учитывая широкое распространение копировально-множительной техники, составление дополнительного про­токола осмотра является излишним, так как не ведет к выяснению новых обстоя­тельств, имеющих значение для дела, а лишь фиксирует уже имеющиеся обстоятельства.

В разъяснении высших судебных инстанций указывается, что лицо считается достигшим определенного возраста не в день своего рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, то есть с ноля часов следующих суток. При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). В процессуальной литературе подчеркивается, что выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего имеет большое значе­ние для решения ряда вопросов, таких как:

выбор мер пресечения и мер исправления несовершеннолетнего;

установление некоторых моментов, связанных с психическим отноше­нием лица к содеянному;

выявление всей совокупности обстоятельств, способствовавших престу­плению;

принятие мер к предупреждению совершения преступлений другими подростками;

ответственность воспитателей несовершеннолетнего;

разработка тактики проведения следственных действий с участием не­совершеннолетнего.

Судебная практика исходит из того, что в рамках исследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних суды должны устанавливать дан­ные об их родителях (образовании, профессии, месте работы, моральных качествах, отношениях друг к другу и детям, выполнении обязанностей по их воспитанию), отношении детей к родителям, материально-бытовых ус­ловиях семьи, наличии у несовершеннолетнего имущества, самостоятель­ного заработка (его размеры); об учебе либо работе несовершеннолетнего (где учится, если работает, то в качестве кого); успеваемости, отношении к учебе (работе); о его поведении, отношении к старшим, к сверстникам; о поддержании связей в семье, о ближайшем бытовом окружении несовер­шеннолетнего, его связях, досуге, круге интересов, поведении дома и вне его.

С места учебы (работы) несовершеннолетнего подлежат истребованию данные об успеваемости, отношения к работе или учебе. Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли это известно семье, органам профилактики и как они на это реагировали.

При выяснении такого обстоятельства, как степень выполнения родите­лями обязанностей по воспитанию детей, нужно установить также, поль­зуются ли они авторитетом у подростка и способны ли они влиять на него, осуществляют ли они контроль за его работой, учебой, организацией досу­га. Определение указанных обстоятельств также будет способствовать пра­вильному принятию решения дознавателем об избрании такой меры пресе­чения подростку как, например, отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей. В случае, если состав родителей неполный, полезно устанавли­вать причину и давность оставления одним из родителей семьи, его участие в воспитании и содержании своих детей. По сведениям В.М. Кормщикова, 64,5% правонарушений несовершеннолетних приходится на подростков из неблагополучных семей.

Необходимо уточнять, в чем конкретно состояли недостатки воспита­ния, кто их допустил и почему они имели место (затруднительность выпол­нения родительских обязанностей в силу, например, тяжелого материально­го положения, занятости по работе, наличия иждивенцев, требующих спе­циального ухода, либо злостное невыполнение родителями своих обязанно­стей). Важность установления указанных обстоятельств отмечали К.Е. Иго-шев и Г.М. Миньковский, по данным которых в 60-80% случаев механизм преступного поведения был запущен недостатками именно семейного вос­питания.

Кроме того, подлежат выяснению обстоятельства, создавшие благопри­ятную обстановку для подготовки и совершения преступления (недостатки воспитательной работы в учебном коллективе, органов милиции, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, отсутствие над­зора со стороны родителей, нетрудоустроенность), приведшие к формиро­ванию преступного умысла и непосредственно толкнувшие на преступле­ние; что привело к возникновению у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, влияние ранее судимых, ведущих ан­тиобщественный образ жизни лиц, извращенные представления о морали, нравственности, праве в семье и т.п.); каковы источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, связан­ные с их употреблением обстоятельства.

Авторы проекта закона «О ювенальной юстиции в Российской Федера­ции» классифицируют перечень обстоятельств, которые необходимо выяс­нять при установлении условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, следующим образом:

1. Обстановка и взаимоотношения в семье: состав семьи, материальные условия жизни, образовательный уровень ее членов, взаимоотношения ме­жду взрослыми членами семьи, взаимоотношения взрослых и детей, нали­чие конфликтных ситуаций, формы проведения досуга в семье и т.д.

2. Обстановка и психологический климат вучебном заведении, на пред­приятии, в фирме или организации, где учится или работает несовершенно­летний, его отношение к учебе или работе, взаимоотношения в коллективе.

3. Обстоятельства, характеризующие связи и времяпрепровождение не­совершеннолетнего вне дома или работы: вхождение в различные формаль­ные и неформальные группы и объединения, характер общения в этих группах, формы проведения свободного времени. Для установления этих обстоятельств дознавателю надлежит:

1) допросить родителей несовершеннолетнего о том, как он рос, разви­вался, учился, выяснить жилищные условия и уровень материального благосостояния семьи. Необходимо также определиться, насколько родители способны влиять на поведение несовершеннолетнего, выяснить, как часто возникают в данной семье конфликты;

2) допросить классного руководителя или иного педагога, хорошо знающего несовершеннолетнего, выяснить отношение его к коллективу, к учебе;

3) приобщить к делу характеристики со всех мест учебы несовершенно­летнего;

4) приобщить характеристику с места жительства.

Выяснение условий жизни и воспитания предполагает собирание сведе­ний и о том, с какого времени и в связи с чем поставлен на учет в органы внутренних дел несовершеннолетний; какие, когда и кем принимались ме­ры в связи с совершением им правонарушений, как реагировал подросток на эти меры. Для этого необходимо истребовать соответствующую подроб­ную справку о его поведении от инспектора ОППН ОВД, который осущест­влял за ним контроль.

Естественно, что приводимый в литературе и в материалах судебно-следственной практики перечень вопросов, относящихся к условиям жизни и воспитания несовершеннолетнего, является примерным и не исчерпы­вающим.

Уровень психического развития несовершеннолетнего(п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Следует учитывать, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы уровень умственного развития несо­вершеннолетнего соответствовал его «паспортному» возрасту. Подлежит прекращению уголовное преследование в отношении несовершеннолетне­го, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответ­ственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанно­го с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактиче­ский характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголов­ным законом (ч. 3 ст. 27 УПК РФ; ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Установление уровня психического развития подростка предполагает установление степени его интеллектуального развития, соответствия его возрасту, причин задержки психического развития. Данное положение пол­ностью отвечает Пекинским правилам, закрепляющим положение о выяс­нении степени интеллектуального, волевого и психического развития [27]. В этих целях могут быть истребованы медицинские документы, допрошены родители, учителя и воспитатели, соседи, лица из окружения подозреваемо­го[28].

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, обязательно выясня­ется, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими (ч. 2 ст. 421 УПК РФ). Для решения вопросов о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, причин задерж­ки психического развития назначается комплексная психолого-педагоги­ческая или психолого-психиатрическая экспертиза.

Источником сведений об отставании в психическом развитии подростка, помимо субъективного мнения дознавателя, могут быть показания родите­лей, педагогов, сверстников, коллег по работе или учебе, различные харак­теристики, медицинские и иные документы.

На разрешение эксперта-психолога при этом в обязательном порядке должен быть поставлены следующие вопросы: «Страдал ли несовершенно­летний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством?»; «Имеется ли у несовершеннолетнего обви­няемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?»; «Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время со­вершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в какой мере?»

Если несовершеннолетний страдает хроническим заболеванием, в том числе психическими расстройствами, к уголовному делу необходимо при­общить соответствующие медицинские документы.

Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц(п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ).Требование закона о необходимости установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц означает, что выяс­нению подлежит круг лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, в чем конкретно это влияние выражается. Должны устанавли­ваться также факты совершения преступлений несовершеннолетним с уча­стием взрослого лица, случаи совершения преступлений, когда взрослый сам не участвует в преступлении совместно с несовершеннолетним, но под­стрекает его к выполнению этих, действий. Проверяться должны и факты, когда взрослый вызывает у несовершеннолетнего желание, укрепляет его решимость заниматься совершением преступлений (пропаганда среди несо­вершеннолетних преступного образа жизни, обучение преступному «ремес­лу»). Установление перечисленных обстоятельств позволяет рассмотреть вопрос о наличии в действиях взрослого лица состава вовлечения несовер­шеннолетнего в преступление (ст. 150 УК РФ).

По делам о преступлениях несовершеннолетних более детальному и глубокому выяснению подлеат также: характер вины несовершеннолетне­го, мотивы и цели преступления («детская» мотивация); смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, в том числе необходимые для принятия судом решения об освобождении несовершеннолетнего от нака­зания с применением к нему условного осуждения (ст. 430 УПК РФ), при­менения к нему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК РФ, ст. 431 УПК РФ), направления его на перевоспитание в специали­зированное учреждение для несовершеннолетних (ст. 92 УК РФ, ст. 432 УПК РФ).

В судебной практике уделяется много внимания вопросам выявления взрослых подстрекателей: выяснению влияния родителей или других лиц на противоправное поведение подростка путем вовлечения их в занятие попрошайничеством, пьянство, употребление наркотиков, развращение, истязание, злостное уклонение от содержания детей, уплату алиментов и т.п.[29] Судами неоднократно подчеркивалось, что оценка полноты материа­лов дела, обоснованности итогового решения по делу связано с качеством проверки возможности вовлечения несовершеннолетних в преступную дея­тельность взрослыми [30].

Особое внимание судами уделяется выяснению фактов вовлечения взрослыми несовершеннолетнего в преступную деятельность или в совер­шение иных антиобщественных действий: «Учитывая повышенную обще­ственную опасность действий взрослых лиц, вовлекающих несовершенно­летних в преступную и иную антиобщественную деятельность, судам над­лежит тщательно исследовать не только материалы в отношении обвине­ния, предъявленного несовершеннолетнему, но и роль взрослого в вовлече­нии подростка в преступление либо склонении его к совершению других антиобщественных действий»[31].

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолет­них» также подчеркнута необходимость тщательного выяснения характера взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления [32].

Поскольку названные обстоятельства значимы для индивидуализации ответственности и наказания не только взрослого, но и несовершеннолетнего, указания о приведении соответствующих данных в процессуальных документах относятся к обоснованию вины и ответственности как взрослого, так и несовершеннолетнего.

Под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность су­дебная практика понимает действия, которые направлены на формирование у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступ­лений и сопряжены с применением физического или психического воздей­ствия. Конкретные виды воздействия на подростка могут быть самыми раз­нообразными: побои, уговоры, уверения в безнаказанности, лесть, угрозы и запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти или дру­гих низменных побуждений, советы о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и другие [33].

Как отмечается в литературе, установление взрослых, отрицательно влияющих на несовершеннолетних, является «... не только одной из наибо­лее важных, но и сложных задач»[34]. Это объясняется рядом субъективных и объективных причин.

Так, подростки, во многих случаях, желая скрыть участие взрослого в совершении преступления, берут всю вину на себя. Подобная позиция объ­ясняется их неправильным представлением о таких понятиях, как честь, достоинство, дружба, товарищество. По этому поводу показательно выра­зился Г.М. Миньковский: «Подстрекатели из числа опытных преступников стремятся связать подростка групповой порукой, играют на его чувствах, боязни позора, нежелании выглядеть «предателем» по отношению к «това­рищу» [35]. Как свидетельствует судебно-следственная практика, ценные на этот счет данные могут содержаться в показаниях родителей и иных закон­ных представителей несовершеннолетнего обвиняемого, так как они часто объясняют совершение преступлений их детьми отрицательным влиянием антиобщественных элементов [36].

Полагаем, что закрепление в УПК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 421) вместо ранее действующей формулировки «наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников» (п. 4 ч. 1 ст. 392 УПК РСФСР) более широкой по объему -«влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц» предполагает установление круга лиц как отрицательно, так и положительно влияющих на подростка, и в чем конкретно это влияние выражается.

Термин «влияние», помимо соучастия, подразумевает и иное не оправ­дываемое обществом поведение ближайшего окружения подростка (амо­ральное поведение родителей, старших по возрасту друзей и т.д.), и непра­вильное воспитание таким поведением. В ряде публикаций сообщается, что «примерно в 30% случаев лица, ставшие преступниками, воспитывались в семьях, где они сталкивались с постоянным отрицательным примером ро­дителей - систематическими пьянками, скандалами, проявлениями жесто­кости, развратным поведением»[37].

Высшие судебные инстанции рекомендовали также учитывать, что к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего (п. е ст.61 УК РФ), в связи с чем при выяснении судом факта вовлечения его в совершение преступления взрослыми следует решать вопрос о характере примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения. При этом судам необходимо устанавливать, что такая зависимость или принуждение имели место реально, а сами преступные действия несовершеннолетнего являлись вынужденными, поскольку его воля была подавлена неправомерными действиями взрослого, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления.

При утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта, назначении судебного заседания и рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение органами предварительного следствия требований ст. 421 УПК РФ. Невыполнение требований ст. 421 может быть основанием отмены приговора.

Подводя итог данного аспекта исследования, мы хотим отметить, что особый предмет доказывания по делам несовершеннолетних обусловлен особенностями личности несовершеннолетних. Устанавливая общий предмет исследования по уголовным делам несовершеннолетних, необходимо также установить особый предмет доказывания: возраст, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и влияние старших по возрасту лиц.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.