Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Найдите ошибки в речи учителя и исправьте их



А ты, Ваня, примера мне не сказал.

Ребята, запишите домашнее задание на дом.

Разделим группу напополам.

Сколько можно играться?

Теперь давай замерим это расстояние.

В соревнованиях одержала успех наша школа.

Сидит как истукан и даже глазом не шевельнет.

Не выполнен учебный план, потому как много уроков пропущено.

Отвечать можно с места.

 

Как характеризуют педагогов следующие высказывания?

Не подсказывайте друг другу нашептыванием и наветом!

Домашнее задание записывается в дневник, лучшее достижение человечества. Дневник – это источник информации.

Если ты не знаешь, что рассказывать, так нечего к доске и тело выносить…

Не изображай из себя невинного агнца. В 9-м классе это даже несолидно.

Этот пришел, теперь рта не закроет, язык будет до живота весь урок выпущен.

Кто это там бубнит? Кто-то занимается, что ли, церковно-приходской деятельностью?

 

Предложите 2-3 педагогические ситуации из вашего опыта, продемонстрируйте речевые действия учителей, использующих разные педагогические стили. Какие педагогические высказывания будут наиболее эффективны? Почему?

 

Создайте кодекс речевого поведения педагога. Запишите получившийся текст в тетрадь.

 

Литература

Основная

1. Педагогическая риторика: учебное пособие / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 1991. – С.230-296.

2. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. – М., 1989.

3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. – М., 1987.

Дополнительная

1. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: учебное пособие для студентов / Т. А .Ладыженская. –Изд. 2-е, перераб. – М., 1998.

2. Скворецкая, Е. В. Культура речи (упражнения и рекомендации): учебное пособие / Е. В. Скворецкая. – Новосибирск, 1991.


Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала

1. Задание {{ 8 }} ТЗ № 8

Стили управления:

£ либеральный

£ авторитарный

£ демократический

£ инициативный

£ инструктирующий

2. Задание {{ 10 }} ТЗ № 10

Столкновение сторон, мнений, сил - это ...

£ консенсус

£ конфликт

£ компромисс

3. Задание {{ 15 }} ТЗ № 15

Стили педагогического общения:

£ интерес

£ устрашение

£ заигрывание

£ воздействие

£ дружеское расположение

£ четко выраженная дистанция

£ совместная увлеченность познавательной деятельностью

4. Задание {{ 17 }} ТЗ № 17

... вопросы предлагают на выбор собеседнику две гипотезы (Ты придешь сегодня или завтра?).

£ альтернативные

£ конкретизирующие

£ общие

£ закрытые

5. Задание {{ 31 }} ТЗ № 31

Принципы подготовки публичного выступления:

£ краткость

£ последовательность

£ усиление

£ результативность

£ интерес

£ развернутость

6. Задание {{ 591 }} ТЗ № 59

Приемы усиления влияния оратора на слушателей:

£ визуальный контакт

£ использование различных сокращений

£ варьирование темпа речи в зависимости от содержания

£ выделение голосом существенных моментов выступления

7. Задание {{ 55 }} ТЗ № 55

Факторы, оказывающие влияние на подготовку к конкретному выступлению:

£ тема выступления

£ вид ораторской речи

£ цели и задачи выступления

£ состав аудитории слушателей

£ широкое использование мимики и жестов

£ индивидуальные особенности выступающего

8. Задание {{ 61 }} ТЗ № 61

Возможные недостатки композиции выступления:

£ обилие затронутых вопросов

£ шаблонное построение речи

£ расположение материала вокруг главной проблемы

£ отсутствие доказательности основных положений

£ перегрузка текста теоретическими рассуждениями

9. Задание {{ 1 }} ТЗ № 133

Соответствие речевой формулы варианту вступления:

"Сегодня мы собрались в аудитории, стены которой слышали многое..." Передача приветствий
"Шум, который вы производите, товарищи, напоминает мне шум моря, который старался пересилить Демосфен, а я хочу доказать, что я тоже упрямый человек!" Апелляция ко времени
"Уважаемые господа! По поручению руководства я приветствую вас и в вашем лице всю молодежь России с торжественным днем!" Юмористическое замечание
  Цитирование известной личности
  Краткое изложение целей выступления

10. Задание {{ 2 }} ТЗ № 135

Соответствие речевой формулы варианту заключения:

"Так не будем уподобляться герою из комедии А.С. Грибоедова, который был убежден, что "... уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь". Призыв
"Было очень приятно выступать перед вами. Не часто встретишь столь подготовленную и заинтересованную аудиторию". Интригующая концовка
  Обращение к аудитории
  Подытоживающее повторение

11. Задание {{ 54 }} ТЗ № 54

Структура логического доказательства:

Тезис

Аргументы

Демонстрация

12. Задание {{ 62 }} ТЗ № 62

Основные черты аргументации:

£ целенаправленность

£ социальный характер

£ восприятие разумом

£ ссылка на неосведомленность

£ выраженность посредством речи

13. Задание {{ 58 }} ТЗ № 58

... ударение выделяет слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.

Задание

Виды спора:

£ дискуссия

£ полемика

£ диспут

£ дебаты

£ аргументация


Приложение

 

Глоссарий

 

Понятие Определение
Виды общения различаются следующие виды: а. по положению коммуникантов в пространстве и времени: контактное–дистантное; б. по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: непосредственное–опосредованное; в. с точки зрения формы существования языка: устное–письменное; г. с точки зрения письменной и постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего: диалогическое–монологическое; д. с точки зрения количества участников: межличностное–групповое–массовое; е. с точки зрения и взаимоотношений общающихся: частное–официальное.
Вопрос обращение, требующее ответа, побуждение к речевой деятельности, к передаче сообщения. Вопросы по своей структуре и, как следствие, по характеру ответов на них, могут различаться. Известны общие вопросы, требующие от собеседника утверждения или отрицания гипотезы, сформулированной в них (Ты придешь завтра? – Да, приду./ Нет, не приду.); конкретизирующие вопросы, требующие уточнения чего-то, обычно обозначаемого специальным вопросительным словом (Когда ты придешь?); альтернативные вопросы, в которых предлагаются на выбор собеседнику две гипотезы (Ты придешь сегодня или завтра?). В реальности многие вопросы и ответы на них имеют комбинированный характер.
Говорение продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, интересы, психологическая готовность к коммуникации и пр.) и т.д. 2. На этапе планирования продумывается по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания. 3. На этапе осуществления процесса Г. большую роль играет способность выразить в устном сообщении речевое намерение говорящего (в том числе при помощи интонации, мимико-жестового кода). 4. Контроль осуществления коммуникативной деятельности происходит как в течение всего процесса говорения (самоконтроль), так и после него (ответные действия участников речевого общения и пр.). Продуктом говорения является речевое высказывание (текст), речевое сообщение.
Деловое (служебное) письмо жанр служебной переписки, характеризующийся предельной рациональностью в построении высказывания, высокой стандартизованностью (т.к. однотипны многие производственные ситуации). В Д.П. можно выделить такие, например, содержательные аспекты: характер сообщения; выражение просьбы, требования, пожелания; мотивировка действия; выражение отказа или согласия. Деловые письма составляются, а не пишутся. Существование моделей и их речевых вариантов, т.е. стандартов, значительно облегчает составление деловых писем.
Диалог разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника). Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Эта реплика называется стимулом, т.к. побуждает собеседника к ответной реплике или действию. Ответная реплика, реплика-реакция, по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Д. обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций.
Дискуссия публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Диспут публичный спор на научную или общественно важную тему, в процессе которого сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения.
Жанр форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т.е. воспроизводимых моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения.
Жесты это воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие слушателей, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, имеющие социально-фиксированную форму. Понятие Ж. включает, таким образом, как значимые движения рук и головы, так и телодвижения, выполняющие коммуникативную функцию.
Инструкция руководящие указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо. Устную форму И. чаще называют инструктированием или инструктажем.
Интонация звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование; различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы (фразы, их фрагменты); различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро – медленно, ускорение – замедление), размеры предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий) и т.п.  
Качества речи (коммуникативные качества речи) это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность. К.р. выделяются на основе соотношения речи и неречевых структур, таких как язык, мышление, сознание, действительность.
Коммуникативная деятельность учителя это деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми.
Коммуникативная компетенция приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую к., предметную к., лингвистическую к. и прагматическую к.  
Коммуникация сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.
Конспект особый вид текста, В основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.  
Конфликт столкновение сторон, мнений, сил. Предметом К. могут быть различные аспекты производственной и внепроизводственной деятельности людей. К. могут возникать среди коммуникантов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях). Преодолению К. способствует практика совместной его диагностики самими участниками К., снятия избыточной эмоциональности межличностных взаимоотношений, совместное проектирование позитивного, управляемого К., его компромиссного или альтернативного разрешения.  
Культур речи это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач; раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации и оптимизации общения.  
Мимика выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, главным образом его чувства. Мимические движения совершаются обычно непроизвольно. Однако они могут вызываться и произвольно, что дает человеку возможность пользоваться ими в тех или иных целях сознательно. Мимика широко используется в актерском искусстве, иногда ею пользуются также ораторы, лекторы, педагоги (в этих случаях требуется очень большой такт и чувство меры – чрезмерная мимика вызывает неодобрительную реакцию слушателей, учащихся).  
Монолог Это устное или письменное высказывание одного человека. Монолог– это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность.  
Общение Сложный многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния индивидов, выполняющий информационно-коммуникативные, когнитивные и эмоционально-экспрессивные функции.
Педагогическое общение Система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П.О. – такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.  
Письменная речь (письмо) Продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.  
Полемика Острый спор при обсуждении, выяснении каких-либо проблем, вопросов, при котором каждая из сторон стремиться отстоять свою точку зрения.  
Реклама (рекламный текст) Текст, в основе которого лежит представление фирмы, товара, услуги с тем, чтобы привлечь внимание потребителя, заинтересовать его, убедить в преимуществах рекламируемого объекта.  
Реферат Вторичный текст, по смыслу приближенный к первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Он не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки референтом освещаемой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку самого читателя.  
Речевая деятельность Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля. Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.  
Речевая ситуация. Ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия. Совокупность компонентов ситуативного контекста, значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Система признаков для описания речевой ситуации следующая: а. участники (адресант, адресат, аудитория), б. предмет речи, в. обстоятельства (место, время, др. значимые условия), г. канал общения (способ осуществления коммуникации) – используется ли устная или письменная речь, условные знаки и прочее, д. код (язык, диалект, стиль), е. речевой жанр (например, научный доклад), ж. событие (например, научная конференция, одной из ситуаций которой является ситуация научного доклада), з. оценка эффективности речи (заинтересовал ли доклад слушателей), и. цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации (осуществилось ли общение, сообщение или воздействие).  
Речевое поведение Это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта.  
Речевой этикет Система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности).  
Речевые жанры Относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению монологической и диалогической речи различаются, например, следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка и т. п.  
Речь Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные). Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только в Р. Она материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами. Р. конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна.  
Слушание (аудирование) Рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Виды слушания в зависимости от типа установки на смысловое восприятие текста: глобальное (для этого, например, ставится задача – определить тему, сказать, о чем шла речь); детальное (например, требуется воспроизвести услышанное подробно, в деталях); критическое (например, нужно дать оценку, критически проанализировать услышанное).  
Стили педагогического общения Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Выделяются следующие типичные С.П.О., суть которых отражается в их наименованиях: общение-устрашение; общение-заигрывание; общение с четко выраженной дистанцией; общение дружеского расположения; общение совместной увлеченности познавательной деятельностью.  
Стили управления Обобщенные социально-психологические портреты различных типов руководителей. Различают авторитарный стиль («разящие стрелы»), при котором руководитель единолично определяет направление деятельности группы, пресекает всякую инициативу подчиненных; основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Руководитель демократического стиля управления («возвращающийся бумеранг») опирается на мнение коллектива, старается донести цель деятельности до сознания коллег по работе, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в поощрении, развитии самоуправления; основные способы общения – просьба, совет, информация. Либеральный стиль («плывущий плот»)– анархический, попустительский: руководитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.  
Текст Результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством.  
Типы текста Речевые формы, передающие коммуникативную задачу говорящего сообщить о последовательности событий, действий (повествование), выявить характерные признаки предмета или явления (описание), доказать или объяснить, обосновать свою точку зрения (рассуждение).  
Устная речь Продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. Выделяются следующие особенности устной речи: избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т.д.); лаконизм (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться); самоперебивы (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное и т.д.); использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д.  
Чтение Вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации с этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности.  
Этика поведения Совокупность этических норм поведения, принятых в обществе на данном этапе развития, предназначенных для регулирования отношений между людьми.  
Языковая личность Это человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия – порождение и понимание высказываний. Внимательно вслушиваясь в речь незнакомого собеседника, наблюдая его в разных коммуникативных ситуациях, мы можем составить портрет языковой личности. Речь человека – его визитная карточка. Она несет в себе информацию о самых различных чертах личности говорящего: о его происхождении, возрасте, профессии, образовании, интеллекте и т.д. Языковая личность проявляет себя в речевом поведении.  

 

Приложение

Орфоэпический словарь

А

áвгустовский и августóвский

агéнт

агéнтство

алкогóль

алфавúт

анáлог

апартамéнты

апострóф

арáхис

асбéст

áтлас (альбом)

атлáс (ткань)

афéра (! неправ. афёра)

 

Б

баловáть (избаловáться,)

балýю (избалýю)

баловнúк

белёсый и доп. белéсый

берестянóй, -áя

берёста

бидóн (не битóн!)

блáга (мн. от блáго)

блёклый и доп. блéклый

брóкер

брóня (закрепление за кем-либо билета, квартиры); брон΄ированный

брон΄я (защитная облицовка); бронирóванный

бюрокрáтия

 

В

валовóй

вероисповéдание

вневрéменный

ворóта

втрúдорога

Г

газопровóд (путепровóд, нефтепровóд)

гололéдица

граждáнство

грейпфрýт

грунтовóй, (-áя)

 

Д

декáн [д']

декольтирóванный и доп. [дэ]

дерматúн

джинсóвка

джинсóвый

диалóг, монолóг

диспансéр

дистрибью′тор

добы′ча

договóр

договóрный

дóгмат !не рек. догмáт

докумéнт

до полýдня

до полýночи

доскá, на дóску

досýг

дóсуха

дóсыта

дотемнá

дощáтый

дремóта

 

Е

единоврéменный

 

Ж

жалюзú

жёлчный

жёлчь

жёрдочка

жерлó, мн. жéрла

жёрнов, мн. жерновá

жестянóй

 

З

заблаговрéменный

заводскóй, -áя; авиа-, авто-,

но горнозавóдский

задóлго, надóлго, подóлгу

звонúть, звонúт, позвонúт, позвонúте

знáчимый

зубчáтый,!не рек. зýбчатый

 

И

изобретéние

úзредка

изы′ск

úконопись

инáче

инструмéнт

инцидéнт

исковóй, -áя

истéкший (год), но истёкший (кровью)

 

К

каталóг

каталóжный

каучýк

кáшлянуть

квартáл (не квáртал!)

квáшение

киломéтр

кúрза и доп. разг. кирзá

кúрзовый

клéить

коклю΄ш

кóлледж

коры′сть

коттéдж [тэ]

красúвее

кремéнь, кремня′

крупчáтый

кýхонный

 

М

манёвр и доп. манéвр

манёвренность и доп. манéвренность

манёвренный (крейсер, война)

маневрóвый (паровоз, состав)

мáркетинг и доп. маркéтинг

мастерскú

медикамéнты

мелочнóй, -áя (лавка, товар)

мéлочный (человек)

мéльком и доп. мелькóм

мéнеджер и доп. [мэнэ]

мéнеджмент и доп.[мэнэ]

мелкооптóвый

мúзерный и мизéрный

молодёжь

мýскулистый и мускулúстый

мышлéние

 

Н

навéрх

назвáный (брат), ср.

нáзванный (рассказ)

назлó и доп. нáзло

нáискось

намéрение

насторожённый и доп. насторóженный

начáвший

начáть, нáчал, началá, нáчало, нáчали

недвúжимость

недýг

некролóг

неподалёку

нефтепровóд

новорождённый

нормировáние и нормúрование

нормирóванный и нормúрованный

Нью′тон

 

О

обеспéчение

обесцéнение

облагорóжение

облегчúть

обретéние

одновремéнно и одноврéменно

озвýчить

озлóбить, -ся

озлоблéние

опéка (не опёка)

оптóвый

освéдомиться

осведомлéние

осведомлённый

острóта (остроумное выражение), ср. остротá (чувств)

осуждённый

отжúм

откýпорить

óтрочество

óтступ

отчáсти

 

П

партéр [тэ]

пéни (во всех знач.), пéней, о пéнях

переходнóй (мост, балл)

перехóдный (возраст, эпоха)

перипетúя

пéрчить и доп. перчúть

пéтля и петля′, мн. пéтли, пéтель, о пéтлях

пúковый

пúхтовый

планёр и доп. плáнер

планúрование

платёж, платежá

платёжеспосóбный

платó, нескл.

платянóй, -ая

плащевóй, -ая

плéсневеть

побасёнка

подрóстковый и доп. подросткóвый

поимённый

пóлис, мн. пóлисы, о пóлисах

положúть (несов. в. класть)

полотня′ный

помúнки

поскользнýться

поутрý

пóхороны, (р. похорóн)

прáвый, прáв, прáвы, правá

предприня′ть

преéмник, но приёмник

премировáть

премировáние

премирóванный

прецедéнт

приговóр

принýдить

приобретéние

приобретённый

прирóст

пулóвер

 

Р

рáкурс и доп. ракýрс

ранжúровать

ремённый

рефлéксия

решéтчатый и решётчатый

ржáветь и ржавéть

ржáвление

рисковóй (договор)

рискóвый (парень)

рэ′кет

рэкетúр и доп. рэкетёр

 

С

сáжень и сажéнь

сáльник

сáхарить

свёкла

свúтер [тэ]

сегмéнт

семестрóвый

сéтчатый

сúлос

симмéтрия

сиротá, мн.ч. сирóты

склáдчина

слúвовый

соболéзнование

сóгнутый

созы′в

стáртер и стартёр

стáтус-квó

стáтуя

стыдóба

ст´юард и доп. стюáрд

стюардéсса

суповóй, -áя

 

Т

табý

тамóжня

тамóженник

тандéм [дэ]

творóг и твóрог

терпýг

тéфтели и тефтéли

тигрóвый

тождéственный

тóждество

торгú, (-óв), (аукцион)

на торгáх

тóтчас

тóрты

трансфéрт

трúллер

трю′фель, мн. трю′фели и трюфел´я, трюфелéй

тунúка

 

У

увéдомить

уведомлéние

углубúть(-ся), углублю′сь, углубúшь (-ся)

узакóнивание

укоротúть

укорóчение

уподоблéние

упростúть

упрóчение

упоря′дочение

устáвный (от устав)

усугубúть (-ся)

 

Ф

фасóвщик

фенóмен и доп. феномéн (о человеке)

флюорогрáфия

фольгá

фóрзац

формóвщик

 

Х

хáос (в мифологии) и доп. хаóс (беспорядок)

хвóя

хéпенинг [хэ]

хлóпковый

хлопчáтый

ходáтайство

ходáтайствовать

хóленый и доп. холёный

христианúн

 

Ц

цемéнт

ценовóй, (-áя политика)

цилúндровый (двух…)

цыгáн

 

Ч

чáртер [тэ]

чéрпать

Ш

шассú

шестерня′

шёрстка

шкодлúвый

шмыгнýть

 

Щ

щавéль

щебёночный (завод)

щебёнчатый, -ая (пляж, дорога)

щéбень

щегольскú

щекóлда

щелочнóй

щепóть

щёголь

щёлкать

 

Э

экзальтúрованный и доп. устар. экзальтирóванный

э′кскурс

экспéрт, экспéртный

эскóрт

эспáндер [дэ]

эссé [сэ]

 

Я

языковóй, -áя (барьер, личность)

языкóвый, -ая (рулет, колбаса)


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.