1. Учитель: Прошу слушать. Кому трудно – молчите, это ваши проблемы.
Ученик: А если я опять не пойму?
2. Ученица: Это обязательно писать?
Учитель: Если в вуз не собираешься, не пиши. (Ученица кладет ручку на стол.)
3. Учитель: Ну, кто хочет ответить на этот вопрос? (Ученики молчат). Что, никто не хочет? Так и будем молчать? Сейчас тогда двойки начну ставить. Сегодня самостоятельная работа будет, за одну ошибку «два» поставлю. Ну, так кто ответит?
4. Учитель: Ну вот, пока не подскажешь, так и будет стоять, смотреть по сторонам. (Ученик смотрит на доску). Пиши уж, ведь сказали все, что еще-то? Быстрее, из-за тебя не успеем еще одно задание сделать. Всегда с тобой так, горе луковое прямо какое-то.
Сравните выбранные учителями стили педагогического общения. Какие качества речи педагога и ученика вы можете выявить в данных диалогах? Проанализируйте высказывания педагогов по вопросам: что сказал учитель? Что хотел сказать? Что сказал ненамеренно?
ТЕКСТ
«Мельников. Садитесь. Ну-ка, потише… (Снял с руки часы, положил перед собой. И рядом – медный подсвечник.) В прошлый раз мы говорили о Манифесте семнадцатого октября… Говорили про обманчивую сладость этого царского пряника… О том, как вскоре его заменили откровенным кнутом… О начале первой русской революции. Повторим это и пойдем дальше. Сыромятников!
Сыромятников. (Сильно удивлен). Чего?
Мельников. Готов?
Сыромятников. Более – менее… Идти?
Мельников. И поскорей.
Делая учителю дорогостоящее одолжение, Сыромятников вышел к доске.
Мы слушаем.
Сыромятников. Значит, так… Политика царя была трусливая и велоромная.
Мельников. Какая?
Сыромятников. Ве… велоромная!
Мельников. Веро – ломная. То есть ломающая веру, предательская. Дальше.
Сыромятников. От страха за свое царское положение царь, конечно, выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь…
Мельников. А точнее?
Сыромятников. Ну свободы всякие… слова, собраний… Все равно он ничего не сделал, что обещал, – зачем же брехню-то пересказывать?
Этот скоморох имеет успех. Даже Наталья Сергеевна давится от хохота.
Потом царь показал свою гнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь… и никто не мог ему ничего сказать…
Мельников. Все?
Сыромятников. Можно добавить. После Петра Первого России вообще очень не везло на царей, – это уже мое личное мнение!
Мельников. Вот влепишь ему единицу… А потом из него выйдет Юрий Никулин, и получится, что я душил будущее нашего искусства».
Фрагмент из пьесы Г. Полонского «Доживем до понедельника,
или Подсвечник Чаадаева»
ТЕКСТ
– К отряду хоботных, кажется, относятся только два вида, – неуверенно произнес Владик.
Но оказалось, что слова его настолько поразили учителя, что тот даже не дал ему договорить:
- Верно, только два вида: индийский слон и африканский слон. Как я уже говорил вам, это самые крупные из ныне живущих наземных животных… Дальше, Хвостиков!
- Изо рта слона торчат два бивня, – вспомнил Владик.
- Хорошо, – согласился Иннокентий Григорьевич, – вот учитесь, ребята, у Хвостикова. Бивни – что это? Бивни – видоизмененные резцы? Так? Так! Продолжай, Хвостиков!..
- Увы, все сведения о хоботных у Владика были исчерпаны. Наконец он вспомнил.
– Простите, пожалуйста, Иннокентий Григорьевич, – обрадованно взмолился Владик. – Но вот… Вот у меня есть несколько неясных вопросов, если, конечно, вы…
- Пожалуйста, пожалуйста, Хвостиков! – согласился зоолог. – Я с удовольствием…
Владик прилежно перечисляет все три вопроса, которые задавались самим учащимся в конце главы учебника об отряде хоботных… До конца урока Иннокентий Григорьевич с увлечением отвечал на вопросы Владика.
С.В. Баруздин
4. Опишите и спрогнозируйте вербальную и невербальную реакцию учителей с разными педагогическими стилями общения в следующих ситуациях:
1. Ученик в очередной раз опоздал на урок: «Здрасьте! Можно войти?»
2. Все выполняют самостоятельную работу. Ученик: «Не буду делать это дурацкое задание!»
3. Ученик в присутствии учителя использует ненормативную лексику, общаясь с одноклассниками.
4. Ученик настойчиво из урока в урок тянет руку: «Можно, я отвечу?»
Прочитайте диалоги. Какой стиль педагогического общения характерен для каждого из учителей? Как себя в подобных ситуациях повели бы учителя, придерживающиеся других стилей общения? Разыграйте диалоги, выявите наиболее эффективные способы решения проблемной ситуации.
Ситуация 1
Урок математики. Все решают примеры. Сережа решает пример у доски 5127:3
Ученик: Делю на три…51. Беру по…
Учитель: Подумай.
Ученик: Ну, а сколько?
Учитель: Сам, сам, по алгоритму. Помнишь?
Ученик: Помню.
Учитель: С чего надо начать?
Ученик: Пять на три.. делится! 5-3 =2. Теперь 21 делю на три, беру по 7. Потом 27 делю…
Учитель: Нет, не то.
Ученик: А как надо?
Учитель: А ты не торопись, подумай. Не прыгай по ступенькам, шагай медленно – и решишь правильно.
Ученик: Ой, надо определить, сколько цифр в частном!
Учитель: Вот и молодец! Начинай сначала, только не спеши.
Ситуация 2
Урок математики. Все ученики решают задачу. Начинают переговариваться.
Учитель: Решаем задачу. Рты закройте и думайте.
Ученица: У меня ручки нет.
Учитель: Столько времени сидела без ручки! Позорище!
Ученик: Подойдите, я не могу…
Учитель: Что ты не можешь? Женя, больше меня не подзывай. Внимательно считай.
Ученик: А я забыл выполнить проверку.
Учитель: Это твои проблемы. У нас задание – выполнить деление с проверкой. Все, закончили.