Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Охарактеризуйте реплики учителя с точки зрения их эффективности. Какова коммуникативная задача каждого из участников диалога?



1. Учитель: Прошу слушать. Кому трудно – молчите, это ваши проблемы.

Ученик: А если я опять не пойму?

2. Ученица: Это обязательно писать?

Учитель: Если в вуз не собираешься, не пиши. (Ученица кладет ручку на стол.)

3. Учитель: Ну, кто хочет ответить на этот вопрос? (Ученики молчат). Что, никто не хочет? Так и будем молчать? Сейчас тогда двойки начну ставить. Сегодня самостоятельная работа будет, за одну ошибку «два» поставлю. Ну, так кто ответит?

4. Учитель: Ну вот, пока не подскажешь, так и будет стоять, смотреть по сторонам. (Ученик смотрит на доску). Пиши уж, ведь сказали все, что еще-то? Быстрее, из-за тебя не успеем еще одно задание сделать. Всегда с тобой так, горе луковое прямо какое-то.

Сравните выбранные учителями стили педагогического общения. Какие качества речи педагога и ученика вы можете выявить в данных диалогах? Проанализируйте высказывания педагогов по вопросам: что сказал учитель? Что хотел сказать? Что сказал ненамеренно?

ТЕКСТ

«Мельников. Садитесь. Ну-ка, потише… (Снял с руки часы, положил перед собой. И рядом – медный подсвечник.) В прошлый раз мы говорили о Манифесте семнадцатого октября… Говорили про обманчивую сладость этого царского пряника… О том, как вскоре его заменили откровенным кнутом… О начале первой русской революции. Повторим это и пойдем дальше. Сыромятников!

Сыромятников. (Сильно удивлен). Чего?

Мельников. Готов?

Сыромятников. Более – менее… Идти?

Мельников. И поскорей.

Делая учителю дорогостоящее одолжение, Сыромятников вышел к доске.

Мы слушаем.

Сыромятников. Значит, так… Политика царя была трусливая и велоромная.

Мельников. Какая?

Сыромятников. Ве… велоромная!

Мельников. Веро – ломная. То есть ломающая веру, предательская. Дальше.

Сыромятников. От страха за свое царское положение царь, конечно, выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь…

Мельников. А точнее?

Сыромятников. Ну свободы всякие… слова, собраний… Все равно он ничего не сделал, что обещал, – зачем же брехню-то пересказывать?

Этот скоморох имеет успех. Даже Наталья Сергеевна давится от хохота.

Потом царь показал свою гнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь… и никто не мог ему ничего сказать…

Мельников. Все?

Сыромятников. Можно добавить. После Петра Первого России вообще очень не везло на царей, – это уже мое личное мнение!

Мельников. Вот влепишь ему единицу… А потом из него выйдет Юрий Никулин, и получится, что я душил будущее нашего искусства».

Фрагмент из пьесы Г. Полонского «Доживем до понедельника,

или Подсвечник Чаадаева»

 

ТЕКСТ

– К отряду хоботных, кажется, относятся только два вида, – неуверенно произнес Владик.

Но оказалось, что слова его настолько поразили учителя, что тот даже не дал ему договорить:

- Верно, только два вида: индийский слон и африканский слон. Как я уже говорил вам, это самые крупные из ныне живущих наземных животных… Дальше, Хвостиков!

- Изо рта слона торчат два бивня, – вспомнил Владик.

- Хорошо, – согласился Иннокентий Григорьевич, – вот учитесь, ребята, у Хвостикова. Бивни – что это? Бивни – видоизмененные резцы? Так? Так! Продолжай, Хвостиков!..

- Увы, все сведения о хоботных у Владика были исчерпаны. Наконец он вспомнил.

– Простите, пожалуйста, Иннокентий Григорьевич, – обрадованно взмолился Владик. – Но вот… Вот у меня есть несколько неясных вопросов, если, конечно, вы…

- Пожалуйста, пожалуйста, Хвостиков! – согласился зоолог. – Я с удовольствием…

Владик прилежно перечисляет все три вопроса, которые задавались самим учащимся в конце главы учебника об отряде хоботных… До конца урока Иннокентий Григорьевич с увлечением отвечал на вопросы Владика.

С.В. Баруздин

4. Опишите и спрогнозируйте вербальную и невербальную реакцию учителей с разными педагогическими стилями общения в следующих ситуациях:

1. Ученик в очередной раз опоздал на урок: «Здрасьте! Можно войти?»

2. Все выполняют самостоятельную работу. Ученик: «Не буду делать это дурацкое задание!»

3. Ученик в присутствии учителя использует ненормативную лексику, общаясь с одноклассниками.

4. Ученик настойчиво из урока в урок тянет руку: «Можно, я отвечу?»

 

Прочитайте диалоги. Какой стиль педагогического общения характерен для каждого из учителей? Как себя в подобных ситуациях повели бы учителя, придерживающиеся других стилей общения? Разыграйте диалоги, выявите наиболее эффективные способы решения проблемной ситуации.

Ситуация 1

Урок математики. Все решают примеры. Сережа решает пример у доски 5127:3

Ученик: Делю на три…51. Беру по…

Учитель: Подумай.

Ученик: Ну, а сколько?

Учитель: Сам, сам, по алгоритму. Помнишь?

Ученик: Помню.

Учитель: С чего надо начать?

Ученик: Пять на три.. делится! 5-3 =2. Теперь 21 делю на три, беру по 7. Потом 27 делю…

Учитель: Нет, не то.

Ученик: А как надо?

Учитель: А ты не торопись, подумай. Не прыгай по ступенькам, шагай медленно – и решишь правильно.

Ученик: Ой, надо определить, сколько цифр в частном!

Учитель: Вот и молодец! Начинай сначала, только не спеши.

Ситуация 2

Урок математики. Все ученики решают задачу. Начинают переговариваться.

Учитель: Решаем задачу. Рты закройте и думайте.

Ученица: У меня ручки нет.

Учитель: Столько времени сидела без ручки! Позорище!

Ученик: Подойдите, я не могу…

Учитель: Что ты не можешь? Женя, больше меня не подзывай. Внимательно считай.

Ученик: А я забыл выполнить проверку.

Учитель: Это твои проблемы. У нас задание – выполнить деление с проверкой. Все, закончили.

Ученик: Я не успел.

Учитель: Закрой рот. Ты чего возмущаешься?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.