Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жанры диалогической речи



Диалог– форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие адресатом речевых действий адресанта. В некоторых источниках выделяются такая разновидность речи, как полилог, при котором активны 3 или более участников общения.

В риторической практике выработаны приемы, которые направлены на то, чтобы повысить активность адресата, придать речи выразительность. Такие приёмы называются средствами диалогизации монолога. Средства диалогизации – это прямые обращения к слушателю, вопросно-ответный ход, имитация диалогической ситуации, риторические вопросы, служащие для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, предполагаемые оратором реплики слушателей, с которыми он соглашается или не соглашается, при этом используются такие выражения, как: вы считаете, вы можете подумать, возразить и т.п.

Важнейшим средством воздействия на адресата являются вопросы. Они позволяют направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать собеседника. На основе этих функций выделяются различные типы вопросов.

Закрытые – это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы лишают другого возможности высказать свое мнение, ими нельзя злоупотреблять.

Открытые вопросы требуют какого-либо объяснения, задаются для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов. Они начинаются словами: что…, кто…, как…, сколько…, почему…, каково ваше мнение ....

Альтернативные вопросы предполагают выбор ответа из предложенных вариантов. Они построены при помощи конструкции с разделительными союзами или, либо.

Риторические не требуют ответа, их цель – вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения.

Проблемные вопросы позволяют обозначить проблему в предмете речи, подчеркнуть сложность и важность темы обсуждения, вынуждают размышлять, чтобы найти правильный ответ.

Зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны. Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе моменты, придающие диалогу новый смысл.

Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: при их помощи стремятся опережать высказывания партнера, но не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос требует способности слушать и схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его сказать еще больше по-другому, сверх того, что сказано.

 

Жанрами диалогической (полилогической) речи являются беседа, разговор, спор, переговоры, педагогический диалог. В данной теме будет охарактеризован спор и его виды, остальные профессионально значимые жанры диалога рассмотрены в следующих разделах.

Спор – столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В зависимости от цели и обстановки общения можно выделить следующие разновидности спора.

Дискуссия – публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Полемика – борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному поводу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему.

Дебаты (прения) – споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п.

Важнейшее требование к культуре спора – четкое выделение его предмета. Предмет спора – это те положения и суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления разных мнений. Для того чтобы не потерять предмета спора, не уйти в сторону от решения основного вопроса, чтобы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, полемисты должны хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, быть эрудированными и компетентными.

Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций и взглядов его участников. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики существует общность исходных позиций, начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждения нерешенных вопросов.

Успех полемики во многом зависит от умения ее участников правильно оперировать понятиями и терминами. Прежде всего необходимо выделить основные понятия, связанные с предметом спора, тщательно отобрать термины. Не следует перегружать спор научной терминологией.

Существует множество разновидностей и оттенков манеры спорить. Одни люди, например, держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы оппонента, основательно аргументируют свою позицию. Во время такого спора обе стороны испытывают удовлетворение, желание разобраться в проблемах. Другие, наоборот, вступив в спор, чувствуют себя как на войне. Именно поэтому они считают вполне оправданным применение различного рода уловок, в том числе и непозволительных. Главное для них – разбить противника, поставить его в невыгодное положение. Значит, нужно быть настороже, в постоянной боевой готовности. И, наконец, существуют спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они могут в грубой форме оборвать оппонента, унизить его оскорбительными выпадами, говорят в пренебрежительном или презрительном тоне, насмешливо переглядываются со слушателями и т.д.

Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении оппонентов и понять, чем они вызваны, позволяют лучше ориентироваться в споре и находить более правильные решения, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и тактику в споре.

Поведение полемистов во многом определяется их индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера. Кроме того, оно зависит и от противника. Если перед нами человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, то мы будем более собраны, напряжены, готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, мы будем вести себя по-иному, потому что мы чувствуем в себе больше уверенности, независимости и решительности.

Полемистам далеко не безразлично, кто наблюдает за спором и является свидетелем их победы или поражения. Именно поэтому в присутствии одних людей они ведут себя более сдержанно, корректно, в присутствии других они раскованны и свободны, на третьих просто не обращают внимания. Нередко поведение полемистов меняется в зависимости от реакции присутствующих.

Очень важное требование культуры спора – уважительное отношение оппонентов друг к другу. К сожалению, это правило часто нарушается. Нередко участники спора нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях.

Не рекомендуется обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с предлагаемыми доводами оппонента, прежде чем сказать «нет» или произнести «да». Это продемонстрирует вашу беспристрастность, стремление к объективному рассмотрению вопроса. Но, согласившись с доводами, надо уметь показать, что они не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты оппонента.

Не рекомендуется горячиться в споре. У хладнокровного человека имеются явные преимущества: его мысль работает ясно и спокойно. В возбужденном состоянии трудно анализировать позиции оппонента, подбирать веские доводы, не нарушать логической последовательности в изложении материала.

 

Вопросник

1. Какие приемы используются для диалогизации монологической речи? В каких речевых ситуациях они могут употребляться?

2. Определите основания, по которым выделяются типы вопросов.

3. Назовите виды спора. По каким признакам они различаются?

4. Сформулируйте правила ведения культурного спора.

 

Хрестоматия

 

1. Прочитайте фрагмент параграфа из учебника «Культура русской речи» под редакцией Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.

1. Какова логическая структура спора?

2. Какие виды аргументов выделяют авторы?

3. Какие могут ошибки быть в построении аргументации?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.