Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы собеседников. Типы и модели беседы



Ситуации беседы можно объединить в несколько типов.

1) Непринужденная беседа с близкими или хорошо знакомыми людьми.

2) Первая беседа с незнакомым человеком – «беседа – разведка». К ней близка «беседа – игра», или «светская беседа».

3) Деловая беседа, тема и ход которой определены профессиональными и деловыми интересами и задачами, официальная, часто с иерархией участников (начальник – подчиненный).

4) Застольная беседа – организованное по особому случаю речевое событие (разной степени официальности, нередко сложное по структуре, часто с ведущим). Темы застольной беседы как единого речевого события, целостного риторического «действа» – это вечные темы эпидейктической речи: добро и зло, прекрасное и постыдное, великое и смешное.

 

Типы собеседников

I – «Закрытый тип» II – «Открытый тип»
1) главная ценность – «я сам», я и есть самое интересное; 1) главная ценность, т.е. самое интересное, – мой собеседник и тема разговора;
2) право на речь – это право на власть; следовательно, нужно любой ценой захватить инициативу, выдвинуть и развернуть свою тему, бороться и победить.   2) не важно, кто главенствует – я сам или другие; иерархия (отношение господства) мешает подлинному взаимодействию, делает его неинтересным.
Стратегия – подчинение себе (авторитарная модель, доминирование, создание иерархии); Стратегия – равноправное сотрудничество, а не борьба
3) мой партнер (собеседник) – объект, которым я могу манипулировать; в разговоре я командую, он – подчиняется; 3) мой партнер – особый, не зависящий от меня самостоятельный мир, которым я вовсе не должен управлять. Лучше с ним познакомиться: как интересно!
4) хочу показать себя, полюбоваться собой, высказаться сам 4) хочу узнать и понять другого, слушать и слышать его

 

В таблице перед нами предстают два типа собеседников, два обобщенных портрета: человека, сосредоточенного на себе («закрытый тип») и человека, сосредоточенного на своем партнере по беседе («открытый тип»). В основе различий этих портретов – две противоположные позиции участников беседы (по А.К. Михальской).

Модели беседы, характерные для людей, придерживающихся «стратегии близости».

1) «Пулеметные вопросы» личного характера (personal questions). Собеседник «набрасывается» на партнера, бомбардируя его личными вопросами; ответ едва выслушивается. Такая «тактика интервью» используется эмоциональными, несдержанными людьми, причем такими, которые воспитаны в речевой традиции, требующей «избежать молчания любой ценой»; говорящий искренне считает, что так и должен вести себя «светский», «воспитанный» человек. Любую паузу он воспринимает как неловкое, затянувшееся молчание и спешит сам его нарушить, задавая вопрос за вопросом. При этом партнер такого собеседника хорошо понимает, что на самом-то деле ни он сам, ни его ответы не слишком интересуют «интервьюера», так что участвовать в такой беседе для обоих скорее тягостная необходимость, чем удовольствие.

2) «Жалобы» – тактика, которая требует от обоих партнеров достаточной активности одинакового типа.

Модель состоит в том, что каждый из собеседников поочередно «жалуется на жизнь». Описанная модель также, как и первая, служит тактике «избегания молчания», однако легко доступным способом «нытья».

3) Обсуждение исключительно интимных, личных тем. Это модель «я говорю откровенно о себе, а ты – о себе». Модель отличается от принятой продуктивной беседы, действительно приносящей обоим партнерам удовольствие, тем, что не соблюдается «мера проникновения» в личную жизнь каждого из собеседников.

Воспоминания о таком разговоре могут быть неприятны, а «активный партнер», напротив, будет уверен, что вы хорошо «поболтали по душам».

4) Самая распространенная и, к сожалению, самая губительная для беседы и для партнеров модель (близкая к модели № 3 – «жалобы») – «поочередное осуждение», «попеременная хула». Отрицательной оценке подвергается все вокруг: незнакомые люди, попавшиеся на глаза; общие знакомые; окружающее; прошлое; будущее; политические фигуры – что угодно.

Модели беседы характерные для тех, кто предпочитает и реализует «стратегию отстранения».

1) Цепь рассказов – «случаев» или анекдотов. «Заполнить бреши», т.е. кажущиеся «опасными» паузы, избегая молчание, соврем6енные собеседники очень часто пытаются, «нанизывая» друг на друга «короткие рассказы». Для этой цели собственно и служат анекдоты. Такой «суперрассказчик», стремящийся полностью захватить, оккупировать внимание всей компании анекдотами или «забавными» случаями из своей жизни, представляет собой для собравшихся немалую угрозу. Характерно, что сам «анекдотчик» получает настоящее удовольствие и, как правило, совершенно убежден в том, что действительно развлекает присутствующих.

2) Стратегия отстранения, замыкания в себе, «охрана собственных границ» нередко парадоксальным образом реализуется в «судорожной говорливости». Для «заполнения брешей» - пауз – в этом случае используется (как предмет речи) любой «подручный материал»: все, что находится вокруг, попадается на глаза, всплывает в памяти. Беседы исчезают в хаосе быстро сменяющихся тем и отдельных реплик. Так ведут себя нервные и по-настоящему замкнутые люди. Собеседник такого типа нуждается в том, чтобы его «успокоили»; для этого ему нужно ощутить искреннее и доброжелательное внимание к себе со стороны партнера.

3) Единственная «продуктивная» модель из всех названных – стремление поговорить на отвлеченную, даже абстрактную тему, не влекущую опасности «нарушения личных границ», «вторжения в личное пространство». При умелой и, главное, осознанной поддержке такой партнер легко может стать интересным собеседником и доставить вам подлинное удовольствие, стоит только «методом разведывательных вопросов» найти такую отвлеченную тему, которая и для вас будет небезразлична.

Исследователи речевого поведения человека рекомендуют для «смены рамки» два приема:

Первый – не делать покорно то, чего от вас ждет собеседник, а предложить ему собственную модель. Например, не отвечать на очередной вопрос, если партнер использует модель «пулеметных вопросов», а после краткой паузы задать собственный – такой, который вам бы хотелось с ним обсудить в данный момент, скажем, спросить, что он думает о какой-либо отвлеченной (не «личной») теме.

Второй – тактично, мягко, не обижая собеседника, словесно описать то, что происходит между вами («назвать рамку»). Например, сказать: Вы настоящий знаток анекдотов. Меня всегда восхищали люди, которые могут их запоминать, а главное, артистично рассказывать. Но я, боюсь, не из их числа. Давайте лучше поговорим о ... (мне интересно, что вы думаете о...). Наблюдения за речевым поведением показывают: если словесно назвать, описать модель (по которой оно происходит), то эта модель рассыпается (по А.К. Михальской).

 

Художественный стиль

Сфера применения –художественная литература. В данном стиле ставятся следующие задачи: описать события и их героев, передать свое отношение к изображаемому. Стилевые черты,характерные для художественных произведений, конкретность, эмоциональность, образность, красота, богатство, благозвучность, индивидуализированность, увлекательность. Язык художественной литературы отличаюттакие особенности, какиспользование элементов различных стилей и даже нелитературных: диалектных, просторечных и жаргонных слов и выражений; устаревшие слова – архаизмы (городничий, перст, визитер), историзмы (конка, столбовая дворянка); неологизмы (гэкачеписты, растаможивание, PR, экстрасенсорика); окказиональные (индивидуально-авторские) слова и словосочетания (кюхельбеккерно, серпастый и молоткастый, мыслерубка, ледокольно, эвкалиптенок, розовые пони, грамматика любви); эмоционально-оценочные слова; образные средства языка: метафоры (Горит восток зарею новой); сравнения (Березы стоят, как большие свечки. Морозной пылью серебрится его бобровый воротник); олицетворения (Звезда с звездою говорит); эпитеты (волнистые туманы, золотые поля, зеркальная гладь, молниеносное решение); гиперболы (Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега); риторические восклицания и вопросы (Когда человек действительно любит, может ли он думать о мелочах внешнего изящества? Разве настоящая любовь колеблется?); антитезы; инверсия и пр.

В художественном стиле можно выделить 3 подстиля в соответствии с родами литературы: прозаический, поэтический и драматический.

Речевые жанры художественного стиля – это роман, повесть, рассказ, новелла, поэма, ода, сонет, басня, сказка, притча, пьеса, сценарий и др.

 

Вопросник

 

1. Какие стили литературного языка имеют сходство? В чем оно заключается?

2. Какие подстили выделяются в рамках каждого стиля?

3. Что общего и различного в отзыве и рецензии?

4. Какие требования предъявляются к составлению реферата?

5. В каких сферах общественной практики используются документы?

6. Назовите виды служебных документов.

7. Какую цель ставит перед собой автор публицистического текста?

8. Какие жанры выделяются в разговорном стиле? Дополните приведенные жанры своими примерами.

9. Каковы особенности языка и стиля художественной речи?

10. Какие речевые жанры могут использоваться в нескольких стилях речи?

 

Хрестоматия

Прочитайте параграф из учебника Ипполитовой Н.А., Князевой О.Ю., Савовой М.Р. «Русский язык и культура речи». Подумайте, какие тексты можно назвать первичными, а какие – вторичными. Каковы отличительные признаки вторичных текстов? Что отличает конспект от аннотации? Аннотацию от реферата?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.