Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти 20 века становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как куре, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С.П. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А. Ларин, Л.В. Щерба и др.
После 1917 года делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан «Институт живого слова». Выступая на открытии этого института, А.В. Луначарский говорил: «Нужно вернуть человеку его живое слово. <..> Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью».
В 1919 году ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.
В первые годы советской власти издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь.
Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. В 50-60 годы ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Все это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране по сравнению с такими странами, как США, Япония, Франция, в которых велась большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения т. п. Общественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в нашей стране вновь возродился в 70-х годах в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому искусству начали обучать в некоторых вузах страны. Огромная заслуга в привлечении общественного внимания к теоретическим и практическим проблемам ораторского искусства принадлежит Всесоюзной организации общества «Знание». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов. Стала разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства.
Возрождение российской риторики в третьей трети ХХ века связано с именами А.А. Волкова, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской, Е.А. Юниной и др. Особое место в этом списке занимает проф. Т.А. Ладыженская: в 1988 году она создала в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина кафедру, которая сначала носила название «Кафедра культуры речи учителя» (в то время слово риторика воспринималось как бранное), с 2000 года она называется «Кафедра риторики и культуры речи». Выдающаяся заслуга Т.А. Ладыженской в том, что она вместе с учениками, коллегами разработала систему риторической подготовки учащихся, обеспечила курс школьной риторики с 1 по 11 класс учебниками и методическими пособиями, предложила концепцию, создала программы и курс педагогической риторики для студентов.
Появилось значительное количество диссертаций, опубликована многочисленная научная и методическая литература. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии и т. д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей знания.
В настоящее время велика общественная потребность в практическом овладении ораторским искусством самыми различными слоями населения вследствие процессов демократизации, возникновения новых социально-политических движений и общественных формирований, повышения социальной активности граждан, развития предпринимательской деятельности.
Неориторика – это уже не только теория ораторства: цель неориторики определяется как поиск оптимальных форм, вариантов, алгоритмов общения в современных условиях, в самых разнообразных ситуациях. Само общение понимается в широком смысле: не только обмен информацией, диалог, но и все возможные ситуации вербальных и невербальных контактов, включая эмоциональный, использование разных кодов – знаковых систем, включая внутренние, мыслительные, коды. Текст понимается как дискурс – речь в потоке жизни с учетом окружения, событий, прошлых и ожидаемых, кодов телодвижений и пр. (по Л.А. Введенской, Л. Г. Павловой).
3. Прочитайте материал из учебного пособия Л.А. Введенской, Л.Г. Павловой «Деловая риторика». Ответьте на вопросы.
1. Какие коммуникативные качества речи, приведенные в Теоретических положениях, не раскрыты в данном фрагменте?
2. Каковы функции образной речи?
3. В чем заключается опасность штампов, слов-паразитов?