Михаил Михайлович Жванецкий в программе «Зеркало» рассказал, что регулярно встречает надписи на заборах: «Мы за Зюганова».
– А что бы вы сами написали на заборе? – спросил Николай Сванидзе.
– Я никогда не писал на заборе, – сказал М. Жванецкий. – Я мог бы ответить им очень распространенным выражением, которое всегда на заборах есть. Но вот эта внутренняя воспитанность…
В студии орал, ругался и плевался лидер фронта «Память» Дмитрий Васильев, нападая на председателя Антифашистского комитета Евгения Прошечкина. «Ну почему же вы не хочете пожать друг другу руки?» – сокрушался ведущий Александр Любимов.
Любимое пушкинское стихотворение вспомнил лишь один из приглашенных в студию: «Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» Начал было читать, потом смешался:
– Ой, извините, это Некрасов.
– Да уж, молодой человек, – укорила ведущая. – Ну, ничего, бывает.
Читая по бумажке знаменитый монолог Нины Заречной из «Чайки» («Люди, львы, орлы и куропатки…»), одна из певичек группы «Блестящие» прыскает: «У меня что, зоология?»
Снисходительно улыбаясь, Барщевский начал разговор с Ренатой Литвиновой так:
– Вы очаровательная женщина, а передача у нас серьезная, а вот я не умею серьезно разговаривать с красивыми женщинами.
– Чего это вы такое спросили, я не поняла? – пробормотала несколько растерянная героиня.
Прочитайте текст и выявите средства установления контакта между собеседниками.
Вольтер работал над новой книгой и велел прислуге никого к себе не пускать.
И вот в двери его замка постучался какой-то толстяк, судя по разговору, англичанин.
– Господина Вольтера нет дома. Будет поздно! – отрезал слуга.
– Я подожду, – ответил англичанин и на самом деле остался у ворот.
Услышав, что гость не уходит, Вольтер подал голос:
– Я болен.
– Я поставлю вас на ноги, – ответил гость, – ведь я изучал в молодости медицину!
– Я умер! – крикнул Вольтер.
– Тогда я поклонюсь вашему праху, отслужу панихиду и, с вашего позволения, похороню вас, – ответил находчивый гость.
Тогда Вольтер уже с любопытством выглянул из-за двери, пораженный не только настойчивостью, но и остроумием гостя.
– Входите, – проворчал он и добавил, желая оставить за собой последнее слово. – За вход в мой дом я беру шесть су.
– Вот двенадцать, – ответил гость, – я приду и завтра.
Вольтер расхохотался и протянул англичанину руку. С тех пор они стали друзьями – Вольтер и знаменитый историк, умнейший из людей той эпохи – Гиббон.
Исторические анекдоты
Определите компоненты речевых ситуаций и, проиграв их в парах, группах, найдите выход из создавшегося положения.
1. Вас вызывает декан факультета для разговора о конфликте в группе (с преподавателем, с однокурсником) и путях его разрешения (тему беседы выберите самостоятельно, например: постоянные опоздания студента на занятия, использование грубой лексики в разговоре с преподавателем и др.).
2. Вы учитель, ведете урок, в класс входит классный руководитель и просит разрешения сделать объявление, но речь его затягивается. Ваши действия?
3. Руководитель фирмы проводит совещание, на котором выступает служащий, выражая свое неудовольствие по поводу ... (возможные варианты: отсутствие материалов, недостаток информации и т.д.). Как вы отреагируете (вы – начальник, вы – сочувствующий, вы – оппонент)?
7. Ситуация представления себя. Вам нужно рассказать о себе в незнакомом коллективе. Определите цель представления, компоненты речевой ситуации и содержание речи. О чем следует сказать обязательно? Какая информация является дополнительной? О чем не стоит говорить? Можете воспользоваться следующим планом:
· назовите имя, отчество, фамилию;
· объясните причину поступления на выбранный вами факультет;
· назовите предметы, которые вам нравятся больше всего;
· расскажите, как вы проводите свободное время (ваше любимое занятие и т.п.);
· какие трудности в общении с людьми вы испытываете и как справляетесь с этими проблемами?
Составьте рассказ об известном человеке (политике, актере, педагоге и т.п.), не называя его имени, охарактеризуйте его речевое поведение (реплики, манеру общения, интонацию) – см. «Глоссарий». Опишите наиболее яркие, примечательные внешние черты, привычки, манеры, жесты, мимику и прочее так, чтобы этого человека могли узнать ваши сокурсники. Какие черты языковой личности данного человека оказались наиболее узнаваемыми?
Литература
Основная
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2005.
2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – М., 2002.
3. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2005.
Дополнительная
Введенская, Л. А. Русский язык и культура: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2005.