В соответствии с ФПСАД №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», объем аудита – это аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.
Определение объема аудита является предметом профессионального суждения аудитора, которое формируется с учетом:
‑ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
‑ внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в СРОА, членом которых является аудиторская организация, индивидуальный аудитор, аудитор;
‑ правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора;
‑ федеральных законов и других нормативных правовых актов;
‑ условий аудиторского задания и требований по подготовке заключения (если необходимо).
Объем аудита должен быть таким, чтобы аудитор по итогам аудита смог обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом БФО не содержит существенных искажений.
Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в БФО, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита [9].
На возможность обнаружения аудитором существенных искажений БФО влияют ограничения, присущие аудиту, имеющие место в силу следующих причин:
1) в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;
2) любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
3) преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера [9].
Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности, в отношении:
‑ сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;
‑ подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки БФО [9].
Существуют и другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки БФО (например, в отношении операций между связанными сторонами). Для таких случаев в некоторых ФПСАД определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:
‑ необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения БФО сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;
‑ признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения БФО [9].
Выполнение аудиторских процедур, необходимых для достижения цели аудита, осуществляется последовательно в несколько этапов.
Законодательно стадии аудита четко не определены. Но можно выделить следующие основные стадии аудиторской проверки, представленные на рисунке 12.
Рис. 12. Стадии аудита
Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение БФО (ФПСАД № 1).
Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений [9].
Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства (доверяй, но проверяй). Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение [9].
Рассмотрим порядок организации и реализации указанных стадий аудита.
Планирование аудита
3.2.1. Этапы планирования аудита
В ФПСАД № 3 «Планирование аудита» определено, что планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности [11].
Процедура планирования аудита включает этапы, представленные на рисунке 13.
Рис. 13. Этапы планирования аудита
Рассмотрим последовательно содержание каждого этапа аудита.
1-й этап. Предварительное планирование аудита.
Для эффективного планирования и проведения аудита аудиторы должны согласовать с руководством потенциального клиента основные условия проведения аудита. Данный порядок регламентирован:
‑ ФПСАД №12 «Согласование условий проведения аудита»;
‑ ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Процедура согласования условий проведения аудита включает следующие процедуры.
Подготовка письма о проведении аудита.
В ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица аудиторская организация, индивидуальный аудитор могут использовать письмо о проведении аудита – документ, направляемый предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита (ФПСАД №12).
Пример письма о проведении аудита представлен в Приложении 1.
В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания [18].
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор могут принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:
‑ любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
‑ любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;
‑ кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;
‑ изменения в структуре собственности аудируемого лица;
‑ значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
‑ требования законодательства РФ [18].
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор подготавливают и направляют потенциальному клиенту письмо о проведении аудита в двух экземплярах. В данном письме содержится предложение о сотрудничестве, права, обязанности и ответственность аудитора и аудируемого лица, особенности планирования и подготовки проверки, порядок проведения аудита, процедуры и методы аудита.
Если потенциальный клиент согласен с предложенными условиями, его руководитель подписывает оба экземпляра письма и один возвращает аудиторской организации, индивидуальному аудитору. Это свидетельствует о достижении договоренности о проведении аудита.
Письмо о проведении аудита может подготавливаться аудиторской организацией, индивидуальным аудитором как по собственной инициативе, так и в ответ на предложение потенциального клиента о проведении аудита.