В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные службы федеральных органов исполнительной власти и др.
К основным направлениям государственного финансового контроля относятся:
■ проверка выполнения финансовых обязательств перед государством;
■ проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, хранения денежных средств, наличных и безналичных расчетов на государственных предприятиях;
■ устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины;
■ проверка целевого и эффективного использования хозяйствующими субъектами государственных финансовых ресурсов;
■ контроль за своевременным финансированием государственных расходов по объемам, структуре и целевому назначению.
Ведущим органом государственного финансового контроля исполнительной власти является Министерство финансов РоссийскойФедерации. Вего состав входят различные контролирующие службы.
Одна из главных ролей при осуществлении финансового контроля отводится Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Специалисты Службы проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета. Они контролируют целевое использование бюджетных средств, осуществляют встречные проверки предприятий и организаций — контрагентов ревизуемого хозяйствующего субъекта, контролируют эффективность использования бюджетных средств, следят за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций и т.п.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма икоординирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральное казначейство контролирует соблюдение действующего законодательства в области исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по доходам и расходам. В субъектах Российской Федерации могут быть созданы собственные казначейские органы для осуществления контроля за исполнением территориальных бюджетов.
К органам государственного финансового контроля относятся также органы, осуществляющие налоговый контроль. Это в первую очередь Федеральная налоговая служба (бывшее Министерство налогов и сборов Российской Федерации). Инспекции этой службы ведут учет налогоплательщиков, проводят налоговые проверки по соблюдению налогового законодательства, контролируют полноту и своевременность перечисления налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы.
Определенные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля в соответствии с Налоговым и Таможенным кодексами Российской Федерации имеют таможенные органы, обеспечивающие поступление примерно третьей части доходов федерального бюджета. Специально созданная в соответствии с Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему.
Главными задачами Счетной палаты являются:
■ организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре, целевому назначению;
■ определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
■ оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
■ финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
■ анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
■ контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других финансово-кредитных учреждениях;
■ ежеквартальное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий, а также подготовка заключения по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета;
■ разработка, утверждение и введение форм обязательной для получателей средств федерального бюджета финансовой, статистической и другой отчетности, необходимой Счетной палате для контроля.
Счетная палата действует, соблюдая принципы законности, объективности, независимости и гласности. В целях обеспечения независимости Счетной палаты федеральным казначейством ежемесячно перечисляются средства на ее содержание.
Для контроля средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки. В ходе проведения ревизий и проверок определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета (внебюджетных фон-лов). По итогам ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. Результаты проведенных ревизий и проверок Счетная палата сообщает Совету Федерации и Государственной Думе, руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
В апреле 2004 г. решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации была принята Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств. В Методике сформулированы основные правила, процедуры, требования и даны практические рекомендации по организации и проведению аудита. Это поможет инспекторам Счетной палаты профессионально и качественно проводить проверки эффективности использования государственных средств. Коллегия считает, что в настоящее время именно аудит эффективности является одним из основных видов контроля исполнения государственного бюджета, осуществляемого высшими органами финансового контроля зарубежных стран.
Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяя эффективность и экономность использования бюджетных средств одним из принципов бюджетной системы, устанавливает обязанность получателей бюджетных средств эффективно использовать их в соответствии с целевым назначением. Однако существующая организация бюджетного процесса фактически не имеет механизмов реализации ни данного принципа, ни указанной обязанности.
Причина заключается в том, что действующая система формирования и исполнения федерального бюджета, учета и отчетности не ориентирована на повышение эффективности государственных расходов. Она носит затратный характер и не имеет количественно измеримых, социально значимых заданных результатов расходования государственных средств, на достижение которых должна быть натравлена деятельность их получателей.
Такая организация бюджетного процесса существенно ограничивает возможности повышения эффективности государственных расходов и использования соответствующей системы ее измерения и опенок. Органы исполнительной власти не имеют достаточных стимулов и заинтересованности в эффективном использовании бюджетах средств, а Счетная палата — возможности должным образом осуществлять проверки эффективности их использования.
Решение данной проблемы и создание необходимых условий для осуществления аудита эффективности — в организации бюджетного процесса на основе бюджетирования, ориентированного на результат. Это метод формирования и исполнения бюджета, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами государственной политики и должны обеспечивать достижение получателями бюджетных средств установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнение возложенных на них задач и функций.
В 2003 г. начата работа по подготовке концепции перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.), утвержденной Правительством РФ. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и формирование соответствующей законодательной базы планируется осуществить в несколько последовательных этапов в течение ряда лет.
Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств содержит основные правила и процедуры, которые необходимо выполнять в процессе планирования, проведения и оформления результатов аудита эффективности. Они определяют порядок выбора тем и объектов проверок эффективности, их предварительного изучения, подготовки программы проверки, формулирования ее целей и вопросов, а также разработки критериев оценки эффективности; рассматривают методы проведения проверок, подготовку заключений, выводов и рекомендаций по их результатам; излагают требования к структуре и оформлению отчета по итогам проверки.