Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственный финансовый контроль, Счетная палата РФ



В Российской Федерации государственный финансовый конт­роль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Мини­стерство финансов Российской Федерации, федеральное казначей­ство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, Федеральная на­логовая служба, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные службы федеральных органов исполнительной власти и др.

К основным направлениям государственного финансового кон­троля относятся:

■ проверка выполнения финансовых обязательств перед госу­дарством;

■ проверка соблюдения правил совершения финансовых опе­раций, хранения денежных средств, наличных и безналичных расче­тов на государственных предприятиях;

■ устранение и предупреждение нарушений финансовой дис­циплины;

■ проверка целевого и эффективного использования хозяйству­ющими субъектами государственных финансовых ресурсов;

■ контроль за своевременным финансированием государствен­ных расходов по объемам, структуре и целевому назначению.

Ведущим органом государственного финансового контроля исполнительной власти является Министерство финансов РоссийскойФедерации. Вего состав входят различные контролирующие службы.

Одна из главных ролей при осуществлении финансового конт­роля отводится Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Специалисты Службы проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использу­ющих средства федерального бюджета. Они контролируют целевое использование бюджетных средств, осуществляют встречные провер­ки предприятий и организаций — контрагентов ревизуемого хозяй­ствующего субъекта, контролируют эффективность использования бюджетных средств, следят за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой по­мощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджет­ных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций и т.п.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществ­ляет функции по противодействию легализации (отмыванию) дохо­дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма икоординирует деятельность в этой сфере иных федеральных орга­нов исполнительной власти.

Федеральное казначейство контролирует соблюдение действу­ющего законодательства в области исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по доходам и рас­ходам. В субъектах Российской Федерации могут быть созданы собст­венные казначейские органы для осуществления контроля за испол­нением территориальных бюджетов.

К органам государственного финансового контроля относятся также органы, осуществляющие налоговый контроль. Это в первую очередь Федеральная налоговая служба (бывшее Министерство на­логов и сборов Российской Федерации). Инспекции этой службы ведут учет налогоплательщиков, проводят налоговые проверки по соб­людению налогового законодательства, контролируют полноту и свое­временность перечисления налогов в бюджеты всех уровней бюд­жетной системы.

Определенные полномочия по осуществлению государствен­ного финансового контроля в соответствии с Налоговым и Таможен­ным кодексами Российской Федерации имеют таможенные органы, обеспечивающие поступление примерно третьей части доходов феде­рального бюджета. Специально созданная в соответствии с Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему.

Главными задачами Счетной палаты являются:

■ организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюдже­та и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, струк­туре, целевому назначению;

■ определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

■ оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

■ финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государ­ственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

■ анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

■ контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фон­дов в Центральном банке Российской Федерации и других финансо­во-кредитных учреждениях;

■ ежеквартальное представление Совету Федерации и Государ­ственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюд­жета и результатах проводимых контрольных мероприятий, а также подготовка заключения по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета;

■ разработка, утверждение и введение форм обязательной для получателей средств федерального бюджета финансовой, статистичес­кой и другой отчетности, необходимой Счетной палате для контроля.

Счетная палата действует, соблюдая принципы законности, объективности, независимости и гласности. В целях обеспечения независимости Счетной палаты федеральным казначейством ежемесячно перечисляются средства на ее содержание.

Для контроля средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов Счетная палата проводит комплексные реви­зии и тематические проверки. В ходе проведения ревизий и прове­рок определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета (внебюджетных фон-лов). По итогам ревизии или проверки составляется отчет, за досто­верность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. Результаты проведенных ревизий и проверок Счетная палата сообщает Совету Федера­ции и Государственной Думе, руководителям соответствующих феде­ральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях Счетная палата информирует Совет Федерации и Госу­дарственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие ма­териалы в правоохранительные органы.

В апреле 2004 г. решением Коллегии Счетной палаты Россий­ской Федерации была принята Методика проведения аудита эффек­тивности использования государственных средств. В Методике сфор­мулированы основные правила, процедуры, требования и даны практические рекомендации по организации и проведению аудита. Это поможет инспекторам Счетной палаты профессионально и ка­чественно проводить проверки эффективности использования госу­дарственных средств. Коллегия считает, что в настоящее время именно аудит эффективности является одним из основных видов контроля исполнения государственного бюджета, осуществляемого высшими органами финансового контроля зарубежных стран.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяя эффек­тивность и экономность использования бюджетных средств одним из принципов бюджетной системы, устанавливает обязанность по­лучателей бюджетных средств эффективно использовать их в соответствии с целевым назначением. Однако существующая организа­ция бюджетного процесса фактически не имеет механизмов реализации ни данного принципа, ни указанной обязанности.

Причина заключается в том, что действующая система форми­рования и исполнения федерального бюджета, учета и отчетности не ориентирована на повышение эффективности государственных расходов. Она носит затратный характер и не имеет количественно из­меримых, социально значимых заданных результатов расходования государственных средств, на достижение которых должна быть на­травлена деятельность их получателей.

Такая организация бюджетного процесса существенно ограни­чивает возможности повышения эффективности государственных расходов и использования соответствующей системы ее измерения и опенок. Органы исполнительной власти не имеют достаточных стимулов и заинтересованности в эффективном использовании бюджет­ах средств, а Счетная палата — возможности должным образом осуществлять проверки эффективности их использования.

Решение данной проблемы и создание необходимых условий для осуществления аудита эффективности — в организации бюджетного процесса на основе бюджетирования, ориентированного на результат. Это метод формирования и исполнения бюджета, при котором плани­рование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляют­ся в соответствии с целями и задачами государственной политики и дол­жны обеспечивать достижение получателями бюджетных средств установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнение возложенных на них задач и функций.

В 2003 г. начата работа по подготовке концепции перехода к бюд­жетированию, ориентированному на результат, в соответствии с Прог­раммой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.), утвержденной Пра­вительством РФ. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и формирование соответствующей законодательной базы планируется осуществить в несколько последовательных этапов в те­чение ряда лет.

Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств содержит основные правила и процедуры, которые необходимо выполнять в процессе планирования, проведе­ния и оформления результатов аудита эффективности. Они опреде­ляют порядок выбора тем и объектов проверок эффективности, их предварительного изучения, подготовки программы проверки, фор­мулирования ее целей и вопросов, а также разработки критериев оценки эффективности; рассматривают методы проведения прове­рок, подготовку заключений, выводов и рекомендаций по их резуль­татам; излагают требования к структуре и оформлению отчета по итогам проверки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.