1. К административно-процедурным производствам относятся следующие.
Во-первых, это процедуры оказания государственных услуг и управления государственным имуществом, которые в некоторых случаях выступают предметом законодательного регулирования (например, процедура приватизации государственного имущества), но в основной своей массе должны быть урегулированы в рамках реализации административной реформы административными регламентами тех органов, которые осуществляют соответствующую деятельность.
Во-вторых, это производства, связанные с контрольно-надзорной деятельностью государственных органов, не связанной с применением мер ответственности или разрешения каких-либо споров. Поскольку процедурным гарантиям защиты прав частных лиц при осуществлении этих видов деятельности придается важное значение, многие из этих процедур урегулированы законами. К таким производствам относятся:
a. регистрационные производства: регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрации объектов недвижимого имущества, регистрации граждан по месту жительства, регистрации транспортных средств и т.д. К регистрационным производствам, в частности, можно также отнести процедуры мониторинга и статистического учета, кадастровый учет земельных участков, осуществляемый в рамках общего землеустроительного процесса.
b. разрешительные производства: лицензионное, процедуры государственной аккредитации и др.
<QUEST6< FONT>Среди общих свойств административно-процедурных производств, которые отличают их от производств административно-юрисдикционных, можно отметить
(а) презюмируемое отсутствие юридического конфликта, которое отражается на инициировании административной процедуры заинтересованным субъектом (в отношениях с частными лицами это гражданин или юридическое лицо, а не государственный орган),
(б) возложение бремени доказывания юридически значимых обстоятельств на заинтересованное лицо и в то же время ограничение прав этого лица на непосредственное участие в исследовании этих обстоятельств.
2. Административно-юрисдикционная деятельность осуществляется с участием частных лиц по поводу применения к ним мер принудительного воздействия, и поэтому. инициирование таких процедур осуществляется не частным лицом, а государственным органом, и на государственном органе лежит бремя доказывания юридически значимых обстоятельств
Среди административно-юрисдикционных процедур можно выделить:
a. контрольные производства, осуществляемые в рамках контрольно-надзорной деятельности и
b. производства административно-принудительные, носящие обеспечительный по отношению к другим характер. Например, это процедуры применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения и т.д.) и
c. производство по привлечению к административной ответственности (производство по делам об административных правонарушениях).
Как в первой (административно-процедурной), так и во второй (административно-юрисдикционной) группе производств можно выделить самостоятельные производства, которые были перечислены выше, и административные производства, встроенные в структуру других юридически регламентированных процессов. В бюджетном процессе, регламентированном нормами Бюджетного кодекса РФ и в процедурах уголовного преследования в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ можно выделить части процедур, носящих сугубо административный характер. В бюджетном процессе - это стадии разработки проекта бюджета и исполнения бюджета, в уголовном процессе - дознание и досудебное предварительное следствие. В силу специфики этих отношений их правовое регулирование изучается в рамках финансового и уголовно-процессуального права.
3. Исходя из указанных особенностей административное производство в вышестоящем государственном органе по жалобам граждан на действия или решения нижестоящего занимает промежуточное положение между административно-процедурными и административно-юрисдикционными производствами. С одной стороны, оно инициируется частным лицом по поводу нарушения его прав, с другой стороны - имеет место юридический конфликт, однако этот конфликт не связан с применением к частному лицу мер административного принуждения.