Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Вы должны знать:

· определения понятий «современный русский литературный язык», «культура речи», «языковая норма»;

· основные сведения об уровнях языка;

· понятие «стили» современного русского литературного языка и их разновидностей;

· лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности стилей русского языка;

· основные современные нормативные словари и справочники.

Вы должны уметь:

· разграничивать речь письменную и устную, нормативную и ненормативную;

· исправлять лексические, грамматические, стилистические ошибки в речи письменной и устной;

· составлять некоторые документы (автобиографию, характеристику, заявление, объяснительную записку и т.п.);

· эффективно общаться, выступать монологически и вступать в диалог и дискуссию.

Вы должны иметь представление о:

· роли языка в жизни человеческого общества и языке как основном средстве коммуникации;

· вербальных и невербальных средствах коммуникации;

· основах ораторского мастерства и речевом этикете в устной и письменной речи;

· важнейших видах аргументов в дискуссии;

· важнейших орфоэпических нормах современного русского литературного языка и подвижности этих норм.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вариант № 1

 

Задание 1. Дайте определение понятию современныйлитературный язык. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Охарактеризуйте научный стиль русского литературного языка; расскажите о специфике использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

... – договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.

... – документ, адресованный руководству, в котором излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя.

… – документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… – документ, содержащий сведения о подготовке, проведении и итогах выполнения планов, заданий, командировок и других мероприятий, представляемых вышестоящему учреждению или должностному лицу.

… – копия части текстового документа.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет стиль, которым передана информация, на наше восприятие этой информации? 2) почему СМИ оказывают особенно сильное воздействие на речь людей? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

 

купил чаю или купить чая

широкий просек или широкая просека

там было много народа или там было много народу

пачка табаку или пачка табака

создал банк и руководил им или создал и руководил банком

проект более интересный или проект более интереснее

синий платье-костюм или синее платье костюм

соблюдение габарит или соблюдение габаритов

корпусы часов или корпуса часов

согласно приказу или согласно приказа

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

замена шпал или замена шпалов

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Алкоголь, он позвонит, газированный, приговор, бензопровод, цепочка, языковая (колбаса), договор, добыча, обеспечение, давнишний, квартал, он дозвонится, забронировать (закрепить), цепочка, завидно, закупорить, приобретение, эксперт, средства, партер, жалюзи, мастерски, зубчатый, задолго, искра, торты, шприцы, ремень, случай, форзац, оптовый.

 

Задание 8. Перепишите. Вычеркните словосочетания с лексической несочетаемостью.

1) Допустить ошибку, допустить грубость, допустить недоделки, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить низкое качество изделий. 2) Большинство студентов, большинство населения, большинство группы, большинство времени, большинство голосов. 3) Оказать содействие, оказать доверие, оказать дружбу, оказать воздействие, оказать грубость, оказать невнимание, оказать заносчивость, оказать возражение. 4) Верить в неминуемую победу, это была неминуемая гибель, это грозило неминуемой бедой, наступила пора неминуемой разлуки. 5) Проявить заботу, проявить желание, проявить дисциплину, проявить энергичность, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Библиотека института пополняется ежемесячно 300-400 книг… . 2) Семья их состояла из отца, матери и 5 доч… . 3) Вышла серия пособий с 2475 чертеж… . 4) В разное время уйти из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. Расскажите корреспондента о 3 лучших студент… факультета. 5) Необходимо отремонтировать в ближайшее время 3 ворот… . 6) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 7) В голосовании участвовало около 78, 9 % области.

 

Задание 10. Напишите доверенность на получение почтового перевода. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 2

Задание 1. Дайте определение понятию языковая норма. Расскажите о различных языковых нормах. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Охарактеризуйте официально-деловой стиль русского литературного языка; расскажите о специфике использования элементов различных языковых уровней в официально-деловом стиле речи. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… – документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… – документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании конференции) и предлагающий принять в нём участие.

… – документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определённой теме и место для ответов (или ответы) на них.

 

 

… – документ, применяемый для связи, передачи информации на расстоянии между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические и физические лица.

… – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет коммерческий интерес на состояние русского языка в СМИ? 2) какое этическое значение имеет вытеснение некоторых русских слов заимствованными?

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

 

мощные прожекторы или мощные прожектора

исправили корректоры или исправили корректора

опытные слесаря или опытные слесари

олимпийский Сочи или олимпийские Сочи

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

двести грамм кофе или двести граммов кофе

куча снегу или куча снега

благодаря профессионализма или благодаря профессионализму

стараться, чтобы… или стараться о том, чтобы…

через час он обессилит или через час он обессилеет

двое учительниц или две учительницы

делать более ответственно или делать более ответственнее

основал и руководил банком или основал банк и руководил им

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Средства, избаловать, одновременный, каучук, таможня, валовой, украинец, красивее, кухонный, договор, жалюзи, осведомиться, индустрия, хозяева, сливовый, премировать, столяр, свёкла или свекла, феномен, обеспечение, каталог, путепровод, средства, принудить, статуя, оптовый, красивее, цепочки, приобретение, она звонит, цемент, украинский, черпать, эксперт.

 

Задание 8. Найдите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами; исправьте предложения.

1) Нечёткое поступление комплектующих узлов с баз «Транстехники» лимитирует работу в вагоноремонтных мастерских. 2) Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. 3) Принятое решение следует квалифицировать по крайней мере как несвоевременное. 4) В комбинате бытового обслуживания вам быстро отремонтируют одежду, выведут пятно. 5) Дефекты в подготовке кадров лекторов и агитаторов вскроются немедленно, как только они встретятся с избирателями. 6) В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламенты работы смесовых машин. 7) Участники производственных совещаний должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) В новом издании словаря насчитывается более 87 тысяч слов. 2) На работу было принято 7 женщин. 3) Работникам бригады было выплачено более 120 340 рублей премии. 4) В распоряжение университетской лаборатории направлено 4 аспирант… . 5) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 6) Водохранилище с зеркалом поверхности более 72 квадратн… километр… сооружалось около 31 месяц… . 7) Каждый год университет выпускает от 800 до 900 дипломированн… специалист… . 8) План выполнен на 103, 4 %.

 

Задание 10. Напишите автобиографию. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 3

Задание 1. Расскажите о связи понятий языковая норма и литературный язык. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о жанровом разнообразии официально-делового стиля речи.Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров учебно-научного подстиля (реферат, автореферат, тезисы, монография, рецензия, учебник, презентация, курсовой проект, аннотация. диссертация, доклад, лекция) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… — сочинение, рассуждение, доклад, квалификационная работа на присуждение учёной степени или квалификации магистра.

… — краткое изложение основных результатов диссертационной работы на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное автором диссертации.

… — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.

… — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

… — самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра студентами вузов под руководством преподавателя.

… — сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, имеет структуру, организованную для удобного восприятия информации.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет коммерческий интерес на состояние русского языка в СМИ? 2) всякое ли заимствование должно оцениваться негативно?

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

много апельсинов или много апельсин

врач пришёл (о женщине) или врач пришла

он живёт в Пушкино или он живёт в Пушкине

на поля вышли тракторы или на поля вышли трактора

цвет чая или цвет чаю

исследовать более тщательнее или исследовать более тщательно

доложил, что… или доложил то, что…

учебные корпуса или учебные корпусы

согласно приказу или согласно приказа

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

дежурные диспетчера или дежурные диспетчеры

нехватка манжет или нехватка манжетов

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Задолго, укупорить, умерший, искра, закупорить, августовский, ходатайство, хозяева, форзац, газированный, шасси, ходатайство, формировать, обеспечение, щавель, цепочка, средства, компрометировать, эксперт, мусоропровод, мы позвоним, дело возбуждено, договор, столяр, партер, жалюзи, оптовый, таможня, фарфор, шприцы, средства, квартал, инструмент, грушевый, километр, крапива.

 

Задание 8. Найдите ошибки, связанные с лексической несочетаемостью, повторами и лексическими подменами; перепишите, исправляя ошибки.

1) Комиссия отметила, что большинство времени уходило на представление излишних отчётов. 2) Нужно сказать, что тех недостатках, которых мы достигли на протяжении этого года, виновата не только служба снабжения. 3) Выдающиеся успехи, одержанные российскими железнодорожниками, произвели на всех неизгладимое впечатление. 4) Бригада Каменева на протяжении всего ремонтного периода проявила самую высокую дисциплину, порядок, готовность трудиться, не считаясь со временем. 5) Несколько километров дороги уже усеяно необходимым слоем щебня и утрамбовано. 6) Контроль за качеством изделий проводится не только специально отобранными контролёрами, но и многими работниками, получившими личное клеймо.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Разность между 87 и 58 составляет 29. 2) В пользу проекта высказалось 3 профессор… . 3) В разное время уйти из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. 4) Необходимо отремонтировать в ближайшее время 3 ворот… . 5) На личном счёту заслуженного лётчика около 1350000 километр… и более 2400 час… налёта. 6) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 7) Чугунная деталь весит свыше 2, 75 тонн… .

 

Задание 10. Напишите резюме. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 4

Задание 1. Расскажите об устной и письменнойразновидности литературного языка, их связи и различиях. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о языковых формулах служебных документов, приемах унификации языка в служебных документах. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

... – договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.

… – документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждения или должностному лицу, например, о приёме на работу, о предоставлении отпуска и т. д.

… – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом.

… – объявление о месте, времени и последовательности совершения чего-либо.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… – документ, фиксирующий соглашение двух или нескольких сторон.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет стиль, которым передана информация, на наше восприятие этой информации? 2) почему СМИ оказывают особенно сильное воздействие на речь людей? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

 

принял таблетку аспирина или принял таблетку аспирина

красивый георгин или красивая георгина

заботиться и любить детей или заботиться о детях, любить их

более двести рублей или более двухсот рублей

новый роман-газета или новая роман-газета

благодаря профессионализма или благодаря профессинализму

в порту стояли крейсера или в порту стояли крейсеры

служебные пропуска или служебные пропуски

пять килограмм или пять килограммов

товар более дешёвый или товар более дешевле

банковские счета или банковские счеты

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Приобретение, экспорт, искра, жалюзи, оптовый, группировать, исчерпать, эскорт, мельком, языковая (система), путепровод, квартал, мы позвоним, мастерски, диспансер, пахота, задолго, средства, столяр, премировать, партер, агент, договор, диспансер, броня, задолго, верба, мастерски, газированный, принудить, алфавит. злоба, прирост, соболезнование, туфля.

 

Задание 8. Исправьте предложения, устраняя грамматические и лексические ошибки. Перепишите в исправленном виде.

1) Резко повысив скорость резания, рабочими участка была достигнута наивысшая выработка по заводу. 2) Принимая заказы от населения, работникам мастерской должно быть ясно, что они должны быть выполнены в срок. 3) Организациям и предприятиям области будут представлены дополнительные бюджетные средства. 4) Заявка на дополнительные оборудование и инвентарь должны быть предоставлены в плановый отдел до 23 августа. 5) Бригада Иванова стала зачинщиком освоения наиболее передовых методов труда. 6) В университете мы получаем знания не только по специальным дисциплинам , но и общеобразовательным предметам. 7) Следует признать, что решении об увольнении монтажника Иванова незаконное. 8) Бригадир умело распоряжается с фондами стройматериалов.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Искусственный спутник Земли находился в космосе без малого 163 сут… . 2) Декан вызвал к себе 23 студент… . 3) Работникам бригады было выплачено более 820 440 рублей премии. 4) В распоряжение лаборатории направлено 4 аспирант… . 5) Водохранилище с зеркалом поверхности более 26 квадратн… километр… сооружалось около 27 месяц… . 6) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 7) Каждый год университет выпускает от 800 до 900 дипломированн… специалист… . 8) Штатное расписание на данном участке укомплектовано на 92, 5 %.

 

Задание 10. Напишите деловое письмо рекламного характера от имени некой фирмы. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 5

Задание 1. Расскажите о речевом общении и его основных единицах. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о жанровом разнообразии языковых стилей и стилевой доминанте. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров учебно-научного подстиля (реферат, автореферат, тезисы, монография, рецензия, учебник, презентация, курсовой проект, аннотация, диссертация, доклад, лекция) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

 

… — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем.

… — анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения.

…— книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

… — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.

…— сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.

… — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Кризис или развитие», помещённый в Приложениях (текст № 2). В ней доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета И.А. Стернин рассматривается современное состояние развития русского языка. Письменно ответьте на вопросы: 1) переживает ли современный русский язык кризис? 2) с чем связаны интенсивные процессы изменения в языке? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

купил сахару или купил сахара

нашёл монету в снеге или нашёл монету в снегу

ГЭС дала электроэнергию или ГЭС дал электроэнергию

в депо собрались слесари или в депо собрались слесаря

она хороший бухгалтер или она хорошая бухгалтер

основал и руководил банком или основал банк и руководил им

ведущие профессора или ведущие профессоры

более качественный сервис или сервис более качественнее

согласно приказу или согласно приказа

новые принтера или новые принтеры

пять ампер или пять амперов

в две тысячи пятом году или в двух тысячи пятом году

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Осмысление, факсимиле, предложить, цепочка, констатировать, костюмированный, экзальтированный, договор, приговор, принудить, псевдоним, христианин, цемент, столяр, жалюзи, рассредоточение, иначе, газопровод, они созвонятся, некролог, медикамент, ржаветь, таможня, шофёр или шофер, оптовый, грушевый, отчасти. каучук, осуждённый или осужденный, соболезнование, танцовщица, на похоронах.

 

Задание 8. Перепишите. Вычеркните словосочетания с лексической несочетаемостью.

1) Провести совещание, провести перестройку, провести контроль, провести организацию, провести реорганизацию, провести завершение, провести помощь, провести оценку. 2) Удешевить товары, удешевить себестоимость, удешевить товары, удешевить перевозки. 3) Достичь успеха, достичь намеченных рубежей, достичь выполнения, достичь повышения, достичь порядка, достичь послушания, достичь победы. 4) Изжить пороки, изжить потери, изжить прогульщиков, изжить брак, изжить грязь в помещении, изжить бесхозяйственность, изжить низкое качество изделий. 5) Большинство студентов, большинство населения, большинство группы, большинство времени, большинство голосов.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Вес искусственного спутника земли равен 1327 килограмм… . 2) Ответ пришёл только через 52 суток. 3) В разное время уйти из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. 4) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 5) На личном счёту заслуженного лётчика около 1350000 километр… и более 2400 час… налёта. 6) Семья их состояла из отца, матери и 5 доч… . 7) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 8) Более 85, 7% студентов заочного факультета не имеют академической задолженности.

 

Задание 10. Напишите автобиографию. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 6

Задание 1. Расскажите о значениях лингвистического термина «речь». В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о стилистически нейтральных и стилистически окрашенных языковых средствах. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа государственного управления, в целях разрешения оперативных вопросов.

… – копия части текстового документа.

… – краткое изложение какого-либо вопроса или пояснение содержания какого-либо документа, факта, события.

… – объявление о месте, времени и последовательности совершения чего-либо.

… – перечень каких-либо данных, расположенных в определённом порядке.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Кризис или развитие», помещённый в Приложениях (текст № 2). В ней доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета И.А. Стернин рассматривается современное состояние развития русского языка. Письменно ответьте на вопросы: 1) сколько периодов интенсивного развития в русском языке было в новое время? 2) Кратко охарактеризуйте каждый из этих периодов. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

поезд подошёл к Иваново или поезд подошёл к Иванову

в клуб направлены лекторы или в клуб направлены лектора

несколько пар носок или несколько пар носков

вопреки усилию или вопреки усилия

интереснейший текст или самый интереснейший текст

более прочный материал или материал более прочнее

пять килограммов яблок или пять килограмм яблок

был в отпуску или был в отпуске

приказал, чтобы… или приказал то, чтобы…

покупка туфель или покупка туфлей

много воздуху или много воздуха

надеяться на то, что… или надеяться о том, что…

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Сосредоточение, статуя, прирост, облегчит, намерение, обеспечение, средства, уведомить, газированный углубить, ты перезвонишь, цыган, водопровод, опломбированный, грушевый, газопровод, кухонный, эксперт, зубчатый, шофер, оптовый, приобретение, торты, сироты – мн. ч. именительного падежа, километр, инструмент, кухонный, цепочка, договор, средства, задолго, аргумент, баловать, генезис.

 

Задание 8. Найдите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами; исправьте предложения.

1) Среди присутствующих превалировали представители молодёжи. 2) Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 3) На последних соревнованиях по футболу университетская команда потерпела полное фиаско. 4) Идентичное решение было принято деканатом заочного факультета. 5) Никакие резоны не действовали на поставщиков вагонов, задерживающих подвижной состав. 6) Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 7) Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание выполненного долга.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Можно было обойтись 850 рубл… . 2) На конференцию отправились 3 преподавател… с 8 студент… . 3) Работникам бригады было выплачено более 1 620 940 рублей премии. 4) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 5) Расстояние до станции составляет около 700 метр… . 6) Водохранилище с зеркалом поверхности более 72 квадратн… километр… сооружалось около 31 месяц… . 7) Каждый год университет выпускает от 800 до 900 дипломированн… специалист… . 8) На Дону создано Цимлянское водохранилище ёмкостью 12,6 миллиард… кубических метров.

 

Задание 10. Напишите резюме. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 7

Задание 1. Расскажите о сходствах и различиях понятий «язык» и «речь». В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Охарактеризуйте элементы различных языковых уровней в научном стиле. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом.

… – копия части текстового документа.

… – документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждения или должностному лицу, например, о приёме на работу, о предоставлении отпуска и т. д.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

... – договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.

… –документ, применяемый для связи, передачи информации на расстоянии между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические и физические лица.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Кризис или развитие», помещённый в Приложениях (текст № 2). В ней доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета И.А. Стернин рассматривается современное состояние развития русского языка. Письменно ответьте на вопросы: 1) что понимается под термином «кризис культуры речи?» 2) каковы истоки и причины «кризиса культуры речи»? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

выпил стакан чая или выпил стакан чаю

слишком много блеска или слишком много блеску

находился в цехе или находился в цеху

основал и руководил банком или основал банк и руководил им

хороший алебастр или хорошая алебастра

из полутора метров материи или из полтора метра материи

армейские офицеры или армейские офицера

несколько апельсинов или несколько апельсин

укладка рельсов или укладка рельс

вопреки усилию или вопреки усилия

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

пропуска занятий или пропуски занятий

этот тоннель более длинный или этот тоннель более длиннее

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Ходатайство, алкоголь, квартал, черпать, алфавит, ненависть, нефтепровод, обеспечение, облегчение, инструмент, упрочение, каталог, каучук, обеспечение, квартал, договор, оптовый, диалог, жалюзи, закупорить, средства, кедровый, таможня, шофёр или шофер, статуя, цемент, торты, цепочка, эксперт, газированный, шасси, фундамент, крапива, красивее, ремень, туфля.

 

Задание 8. Найдите ошибки, связанные с лексической несочетаемостью, повторами и лексическими подменами; перепишите, исправляя ошибки.

1) Вначале строителям было трудно, но, преодолевая силу воли, они справились с возникшими трудностями. 2) Строители дороги придавали первоочередное внимание своевременному выполнению всех технических заданий. 3) Органы соцстраха проявляют повседневную заботу и помощь многим пенсионерам. 4) Это позволяет достигать главного – содержания оборудования в отличном состоянии. 5) Специалисты ОТК регулярно проводят рейды качества, ведут наглядную агитацию в борьбе с браком. 6) На предприятии давно изжиты факты бесхозяйственности, бюрократизма, канцелярщины.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) На платформу было погружено боле 227 тон угля. 2) Для ремонтных мастерских куплено 22 клещ…, 17 тиск… . 3) В разное время уйти из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. 4) Необходимо отремонтировать в ближайшее время 3 ворот… . 5) Перед 750 студент… заочного факультета выступил ректор. 6) Семья их состояла из отца, матери и 4 доч… . 7) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 8) В водохранилище объём воды сократился на 12,7 процент… от обычного.

Задание 10. Напишите деловое письмо рекламного характера от имени некой фирмы. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

Вариант № 8

Задание 1. Расскажите об условиях успешного общения. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о речевых нормах учебной и научной сфер деятельности. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров учебно-научного подстиля (реферат, автореферат, тезисы, монография, рецензия, учебник, презентация, курсовой проект, аннотация, диссертация, доклад, лекция) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… — самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра студентами вузов под руководством преподавателя.

…— книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

… — сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, имеет структуру, организованную для удобного восприятия информации.

… — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.

… — анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения.

… — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Кризис или развитие», помещённый в Приложениях (текст № 2). В ней доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета И.А. Стернин рассматривается современное состояние развития русского языка. Письменно ответьте на вопросы: 1) в чём существо отличия понятий «свобода слова» и «свобода речи»? 2) с чем связаны интенсивные процессы изменения в языке? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

в продаже нет кед или в продаже нет кедов

мощная ракета-носитель или мощный ракета-носитель

воздушный парад в Тушине или воздушный парад в Тушино

Иванова – хороший врач или Иванова – хорошая врач

не хватило грабель или не хватило граблей

заграничные паспорта или заграничные паспорты

основал и руководил банком или основал банк и руководил им

делать более тщательно или делать более тщательнее

двое девушек или две девушки

согласно приказу или согласно приказа

в две тысячи пятом году или в двух тысячи пятом году

долить бензина или долить бензину

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Кладовая, красивее, кухонный, магазин, намерение, начать, некролог, газированный, формировать, черпать, цепочка, нормирование, осужденный, отчасти, крапива, средства, облегчить, опломбированный, газопровод, оптовый, жалюзи, на похоронах, инструмент, баловать, медикаменты, заржаветь, индустрия, столяр, грушевый, намерение, мастерски, задолго, ненависть, договор, алкоголь, безудержный.

 

Задание 8. Исправьте предложения, устраняя грамматические и лексические ошибки. Перепишите в исправленном виде.

1) С целью увеличения грузооборота и полностью поддерживая требования руководства, работники Северо-Кавказской железной дороги обязуются повысить показатели на 10 %. 2) Наличие в лодке запрещённых снастей будет подвергнуто штрафу. 3) В кризисной обстановке особенно важно взаимно помогать друг другу. 4) Решение по данному вопросу может быть получено только в марте месяце. 5) Меры по дисциплине, предпринятые правлением, оказались весьма действенными. 6) Коллектив нашего подразделения старается изжить критические замечания в адрес своих услуг. 7) План напряжённый, но вполне выполним при условии бесперебойного снабжения сборочного цеха. 8) Руководство потребовало доложить итоги работы.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Мы приехали в небольшой старинный городок с 4675 жител… . 2) Потребовалось 6 носилк…, чтобы вынести мусор. 3) Работникам бригады было выплачено более120 340 рублей премии. 4) В распоряжение лаборатории направлено 4 аспирант… . 5) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 6) Водохранилище с зеркалом поверхности более 72 квадратн… километр… сооружалось около 31 месяц… . 7) Каждый год университет выпускает от 800 до 900 дипломированн… специалист… . 8) Более 85, 7 % все-х рационализаторских предложений было внедрено в производство.

 

Задание 10. Напишите деловое письмо рекламного характера от имени некой фирмы. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 9

Задание 1. Расскажите об условиях успешного коммуникативного климата. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о речевом этикете в документе официально-делового стиля речи. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… – документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма.

… –документ, применяемый для связи, передачи информации на расстоянии между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические и физические лица.

… – решение, принятое совещанием, съездом, конференцией и т. п., по обсуждаемому вопросу.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… – юридически оформленный перечень документов.

… – документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждения или должностному лицу, например, о приёме на работу, о предоставлении отпуска и т. д.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Кризис или развитие», помещённый в Приложениях (текст № 2). В ней доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета И.А. Стернин рассматривается современное состояние развития русского языка. Письменно ответьте на вопросы: 1) как лично вы ответили бы на вопросы, заданные специалистами Центра коммуникативных исследований ВГУ по исследова­нию уровня культуры речи? 2) Пожалуйста, поясните кратко ваши ответы. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

килограмм сахару или килограмм сахара

горячий кофе или горячее кофе

собрались все токари или собрались все токаря

принял таблетку анальгина или принял таблетку анальгину

он более скрытный или он более скрытнее

благодаря профессионализма или благодаря профессинализму

телецентр в Останкине или телецентр в Останкино

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

несколько пар чулок или несколько пар чулков

заботливый врач (о женщине) или заботливая врач (о женщине)

любит и интересуется спортом или любит спорт, интересуется им

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Забронировать (покрыть бронёй), нефтепровод, квартал, жалюзи, ходатайство­вать, она позвонит, диспансер, партер, заржаветь, алфавит, паралич, кухонный, медикамент, мытарство, статуя, обеспечение, договор, простыня, столяр, пять окон, средства, откупорить, знамение, премировать, статуя, танцовщица, ра­кушка, псевдоним, каучук, жалюзи, искра, пахота, сироты – мн. число.

 

Задание 8. Исправьте предложения, устраняя грамматические и лексические ошибки. Перепишите в исправленном виде.

1) К сожалению, ваша просьба не может удовлетвориться. 2) В письмах, получающихся редакцией газеты, есть много дельных предложений. 3) К работе не допускаются ученики, не сдавшие зачёта по технике безопасности, а также которые не прошли стажировки. 4) Арбитражный суд целиком и полностью признал право нашей фирмы на использование данного бренда. 5) Для приобретения билетов потребовалось дополнительно истратить 150 рублей денег. 6) В октябре на ряде станций была ослаблена работа по сортировке отправок. 7) Важно, чтобы пропагандист давал не только теоретические положения, но и знал практику завода, оперировал живыми фактами. 8) В университете мы получаем знания не только по специальным дисциплинам, но и общеобразовательным предметам.

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Из 31 участник… соревнований особенно выделились 3. 2) К 15 мая было обработано более 1750 метров пути. 3) В разное время из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. 4) Рост продаж в этом месяце был около 102%. 5) Для ремонтных мастерских куплено 15 клещ…, 11 тиск… . 6) Расстояние от Москвы до Петербурга составляет около 650 километр… . 7) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 8) Мощность работающих турбин пущенной недавно гидроэлектростанции была около 97, 5 % от расчётной.

 

Задание 10. Напишите резюме. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 10

Задание 1. Расскажите об основных правилах речевой коммуникации. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о классификации документов в рамках официально-делового стиля речи. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

 

… – документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определённой теме и место для ответов (или ответы) на них.

… – документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании конференции) и предлагающий принять в нём участие.

… – документ, применяемый для связи, передачи информации на расстоянии между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические и физические лица.

… – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа государственного управления, в целях разрешения оперативных вопросов.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Кризис или развитие», помещённый в Приложениях (текст № 2). В ней доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета И.А. Стернин рассматривается современное состояние развития русского языка. Письменно ответьте на вопросы: 1) кто и почему в настоящее время заинтересован в повышении уровня культуры речи? 2) Пожалуйста, поясните кратко ваши ответы. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

в две тысячи пятом году или в двух тысячи пятом году

новый рельс или новая рельса

с тысячью туристами или с тысячей туристов

купи творогу или купи творога

основал и руководил банком или основал банк и руководил им

пришли директора школ или пришли директоры школ

работа в цехе или работа в цеху

известный доцент (о женщине) или известная доцент (о женщине)

этот локомотив более мощный или этот локомотив более мощнее

пятьдесят килограммов цемента или пятьдесят килограмм цемента

ПТУ объявило набор учащихся или ПТУ объявил набор учащихся

рассчитать более точнее или рассчитать точнее

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Ходатайствовать, газопровод, танцовщица, торты, откупорить, квартал, эксперт, форзац, черпать, цепочка, хаос, цемент, партер, искра, каучук, отчасти, осуждённый или осужденный, инструмент, премировать, случай, досуг, жалюзи, облегчить, алфавит, оптовый, красивее, туфля, усугубить, шасси, шприцы, хозяева – мн. число, валовой продукт, документ.

 

Задание 8. Исправьте предложения, устраняя грамматические и лексические ошибки. Перепишите в исправленном виде.

1) Суть преступления ясна всем; осталось резюмировать приговор. 2) При вынесении ответственного решения следует учитывать следующие факты. 3) В НИИ разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля качества изделий. 4) На ряде предприятий до сих пор бытуют нескорректированные штатные расписания должностей. 5) Меры по дисциплине, предпринятые правлением, оказались весьма действенными. 6) Выводы комиссии, окончившей проверку рада предприятий отрасли, обоснованные и справедливые. 7) С нашей точки зрения, данное решение продуманное и объективно. 8) Руководство потребовало доложить итоги работы. 9) Бригадир умело распоряжается с фондами стройматериалов.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) В командировке он пробыл 22 сутк… . 2) В газете сообщалось о 2975 станках, выпущенных заводом на экспорт. 3) Работникам бригады было выплачено более 570 840 рублей премии. 4) В распоряжение лаборатории направлено 4 аспирант… . 5) Необходимо отремонтировать в ближайшее время 3 ворот… . 6) Водохранилище с зеркалом поверхности более 72 квадратн… километр… сооружалось около 31 месяц… . 7) Каждый год университет выпускает от 800 до 900 дипломированн… специалист… . 8) Перерасход средств в отчётный период превысил установленную норму на 2,17 %.

 

Задание 10. Напишите резюме. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.