Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Эта новизна для одних была приятна, потому что они видели в ней осуществление своих желаний и симпатий, для других она была ужасным делом, ибо, как им казалось, подрывались основы старого быта, освященные старинным московским правоверием. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого, так какреформы задевали всех.
Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура масированно внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православноекультурное наследие. В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось створчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурнымигудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен. Народное творчество представляет подвиги русскогосолдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.Во второй половине XVIII в. зарождается уже наука русской истории. В заключение следует отметить, что преобразования в области культуры были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества игосударства. В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к Балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой. 4.Факторы заимствования в русской культуреГосударства Западной Европы развивались в основном на освоенной территории бывшей Римской империи, где находились центры мощной и высокоразвитой культуры (цивилизации), концентрирующие ее достижения в области материальной и духовной культур. Это давало возможность воспользоваться в той или иной мере традициями и культурным наследием античности, восприняв их не только на основе изучения письменных источников, но и непосредственно от носителей этой культуры — местного (коренного) населения — галлов, кельтов, романизировавшихся германцев, латинян. Поэтому там цивилизационные процессы имели более интенсивный характер. Русь же складывалась в этом смысле почти что в «чистом поле», опираясь в основном на контакты с соседями и письменные источники после принятия христианства. Конечно, она тоже впитывала в себя и использовала культурные достижения, накопленные человечеством, но на осваиваемых территориях (Центральная и Северо-Восточная Европа, Северо-Запад и Сибирь) восточные славяне — русичи были во многом Процесс овладения греко-римским античным наследием странами Запада и Россией, так же как мера и характер усвоения предшествующих культур, существенно различны и осуществлялись на основе синтезного и безсинтезного вариантов развития. Синтез, т. е. взаимодействие римских и кельто-германских начал на всех уровнях общества в процессе культурного развития, определили динамизм и глубину усвоения античного наследия, чему способствовали приведенные выше обстоятельства и временной фактор (контакты германских племен с Римом насчитывали несколько веков до его падения и пять веков до того, как Русь вступила в тесный контакт с Византией, обрела желание и получила возможность заимствования античной культуры). Безсинтезный вариант генезиса феодализма в России сказался не только в замедленном развитии в целом, но и в несопоставимо меньшей роли античного наследия в ее культуре, она испытала лишь стороннее влияние через Византию и греко-славянский мир.