Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Три разновидности джапы



Повторяйте мантру некоторое время вслух, некоторое время шепотом и некоторое время мысленно. Ум требует разнообразия, его удручает любая монотонная практика. Мысленное повторение очень могущественно. Его называют манасика джапа. Повторение вслух называется вайкхари джапа. Повторение шепотом называется упамшу джапа. Даже механическое повторение джапы безо всякого чувства оказывает большое очищающее воздействие на сердце и ум. Ощущение этого придет позже, когда начнется процесс ментального очищения.

Громкая джапа перекрывает доступ всем мирским мыслям. Здесь она неуязвима. Это одно из преимуществ громкой джапы. Повторение в уме сложно для обычного человека и может прерываться на какое-то время. Всякий раз, когда во время вечернего чтения джапы вас одолевает сон, возьмите в руки четки и перебирайте бусины. Это поможет отогнать сон. Вот еще одно преимущество громкой джапы. Повторяйте мантру вслух. На это время откажитесь от повторения в уме. Четки будут напоминать вам об остановке мантры. Когда придет сон, встаньте и читайте мантру стоя.

Громкое произношение мантры вознаграждается, как указано в Ведах, но повторение шепотом, которое не может услышать никто, вознаграждается в тысячи раз больше, нежели громкое, а ментальная джапа вознаграждается в тысячи тысяч раз обильнее громкой джапы.

Читайте джапу горлом, или кантхой, в течение года. Это вербальная джапа, произносимая вслух. Читайте ее в сердце, или в хридайе, в течение двух лет. Это ментальная, или манасика джапа.

Читайте ее в набхи, или в области пупка, в течение года. Этот влд джапы связан с дыханием.

Когда вы усовершенствуете практику, каждая пора кожи, каждый волос на теле будет усиленно повторять мантру. Весь организм будет заряжен могущественной вибрацией мантры. Вы всегда будете пребывать в любви к Господу. Вы будете ощущать подергивание мышц и проливать обильные слезы блаженства. Вы будете пребывать в возвышенном божественном настрое. Вы получите вдохновение, откровение, экстаз, проникновение, интуицию и высшую радость. Вы сложите вдохновенные стихи. Вы получите различные способности, божественные совершенства и могущества, сокровища небес.

Непрерывно повторяйте имя Господа. Это очень легко приведет к контролю ума. Делайте это с абсолютной верой. Делайте это с любовью из глубин сердца и с сильной привязанностью. Вы должны сильно чувствовать долгое болезненное разлучение с Ним. Слезы должны в изобилии течь из ваших глаз. Повторяя Его имя, помните, что Он пребывает в обителях вашего сердца, в анахата-чакре, с раковиной, диском, булавой и лотосом в руках, в сияющем свете, одетый в желтые шелковые одежды, со знаком шри-ватсой и жемчужиной Каустубха на груди.

Глава тридцать четвертая

Гьяна - йога

Еще она известна как ниргуна-дхъяна (медитация без атрибутов), медитация на Ом, пранава-упасана или брахма упасана. Очищайте ум и внимание, выполняя бескорыстную деятельность в течение двенадцати лет. В результате чистоты ума обретается способность различать и отречение. Приобретайте четыре квалификации (сад-хана чатуштайя) - вивеку (способность отличать истинное от ложного), вайрагью (отречение), шесть добродетелей и мумукшут-тву (стремление к спасению от перерождений). Затем приблизьтесь к гуру. Практикуйте слушание, размышление и медитацию. Регулярно и внимательно изучайте двенадцать классических Упанишад и "Йога-Васиштху". Достигните всеохватывающего и глубокого понимания подлинного значения великого утверждения "тат твам аси, ты есть То". Затем постоянно размышляйте над этим подлинным значением в течение двадцати четырех часов. Это размышление о Брахмане и сосредоточение на Нем. Не допускайте в ум никаких мирских мыслей. Ведическое познание достигается не рассудительностью, но непрерывной медитацией.

Для ведической духовной практики не нужна никакая асана. Вы можете медитировать, когда разговариваете, стоите, сидите, полулежите в кресле, ходите и едите.

Вызывайте стремление в Высшему "Я" из вашего благостного сознания через размышление о подлинном значении великих утверждений "ахам брахмасми, я есть Брахман" или "тат твам аси, ты есть То". Эта склонность к высшему осознанию возникает, когда вы пытаетесь ощутить себя бесконечным. Эта склонность разрушает неведение, вызывает высшее знание, и, в конечном итоге, отмирает сама по себе, подобно семени нирмал, которое удаляет осадок из воды и пускает ростки в грязи и других нечистотах.

Удалитесь в медитационную комнату. Для начала сядьте в падма, сиддха, свастика или сукха асану. Расслабьте мышцы. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на межбровном пространстве. Повторяйте мысленно Ом, размышляя о Брахмане. Это правильное отношение, очень-очень важное. Успокойте ум. Мысленно повторяйте и постоянно ощущайте:

Я - вездесущий океан света Я - бесконечность Я - вездесущий бесконечный свет Я - всепроникающий, совершенный, исполненный света Брахман Я - всесильный Я - всеведущий Я - всеблаженный Я - вечность-сознание-блаженство Я - вся чистота Я - вся слава ОМ ОМОМ ОМОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ   ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом

Все заблуждения будут побеждены. Все узы неведения будут разорваны. Плотный покров незнания будет сорван. Отождествление с пятью оболочками будет устранено. Вы будете покоиться в состоянии вечности-сознания-блаженства. Вы найдете высшее знание, высшее блаженство, высшее постижение и высшую цель жизни.

Для видения Духа нет никаких трудностей. Вы можете получить эту способность в мгновение ока, как раджа Джанака, раньше, чем сожмете цветок в руке, раньше, чем зернышко упадет на дно горшка. Вы должны следовать целеустремленной, постоянной и интенсивной практике. Вы обречены достичь успеха в течение двух или трех лет.

В наши дни существует множество "болтающих брахманов". Никакое красноречие и многословие не может сделать человека брахманом. Только постоянная, интенсивная, целеустремленная духовная практика может принести человеку непосредственное осознание Высшего Духа. Он видит Брахмана так же, как видит твердую стену перед собой и ощущает Брахмана так же, как ощущает под собой этот стул.

Глава тридцать пятая

Йога действия

Теоретическая религия для меня неприемлема. Вот почему я делаю такой акцент на духовной практике. Годами занимаясь созерцанием в запертой комнате, вы можете продвинуться лишь на несколько шагов. Ибо последствия предыдущих действий могут быть нейтрализованы только новыми благочестивыми действиями в настоящем, то есть служением. Не существует иного метода для очищения себя, для разрушения нечистых желаний и склонностей.

Никто не может достичь идеалов карма-йоги, не разрушив эго, и вы не можете рассеять созданные слои эго без магического растворителя служения. Если человек желает ЗНАТЬ, он должен ДАВАТЬ и СЛУЖИТЬ. Для тех, кто занят собой, знание будет пустым и бессмысленным. Для Бога бесполезны те так называемые пандиты, которые механически воспевают стихи писаний, но при виде больного человека на дороге закрывают глаза. Маленькое раджасичное и тамасичное "я" человека всегда толкает его к самовозвеличиванию. Оно желает наслаждаться. Но наслаждение всех трех миров не даст и десятой или сотой доли блаженства божественного знания.

Не задумывайтесь слишком о методе бескорыстной деятельности. Начните откуда-нибудь с правильным духом, и путь откроется перед вами. Правильное отношение в служении необходимо. Даже с мельчайшим насекомым нельзя обходиться бессердечно. Однажды увидев намокшую осу, я вытащил ее из воды, немного отогрел и молился за нее, ибо я знал, что в осе пребывает Господь. Работайте на благо других, потому что они божественны, а не потому что вы хотите личной славы. Даже крохотная частичка служения такого Духа будет сразу же признана, тогда как множество других деяний с примесью саморекламы не будет благоприятным для вас.

Тайна бескорыстной деятельной йоги была объяснена Господом Кришной в Бхагавад Гите. Каждый бескорыстный труженик должен ежедневно изучать Бхагавад Гиту. Он сможет извлечь из нее подлинную мудрость. Гита все еще живет для тех, кто жив для нее. Подлинная мудрость возвращается к тем, кто возвращается к ней; Гита - писание на все времена. Я добавил бы, что она особенно адресована людям Кали-юги.

Наполните ум мыслями о Боге, будьте преданы Богу, совершайте все по Его воле. Предайтесь Ему. Вот, вкратце, тайна карма-йоги. Это йога синтеза. Эта йога наиболее подходит для Кали-юги. Она способствует интегральному развитию человеческой личности. Она не оставит в вас лазеек для майи. Она наполнит каждую частичку человека божественностью.

Карма-йог должен неустанно стремиться взращивать божественные добродетели и очищать сердце. Его любимыми постоянными спутниками должны быть умиротворенность и ментальное равновесие. Только тот человек, который обрел мир внутри себя и который способен удерживать равновесие ума во всех обстоятельствах, может излучать мир и спокойствие.

Эта умиротворенность не тамасична. Эта самоотдача - не фатализм. Вы должны культивировать динамичный покой. Вы не должны бездействовать ни мгновения. Тот, кто всегда включен в работу для общего блага, дорог Господу. Он - мудрец, великий бхакта, могущественный йог.

Вы должны занять себя непрерывным, неустанным, бескорыстным служением. Такое служение характеризуют жертвенность, способность отдавать и аскетизм. Вы должны превратить всю свою повседневную деятельность в единое непрерывное и продолжительное жертвоприношение. Ощущайте, что ваше "Я", различные действия, люди, которым вы служите, - все это Брахман, или Бог. После каждого действия мысленно отделите себя от действия. Не ожидайте от него никаких плодов. Так вы избежите плена.

Служить привязанности не означает работать с безразличием. Бескорыстные действия не являются действиями бездушными или бессердечными. Вы должны вложить свое сердце и душу во все, что делаете. Всегда помните, что вы служите самому Господу, пребывающему во всех, и через свои действия вы выражаете Его волю. Вы должны действовать как ответственный управляющий в отсутствие землевладельца. Вы должны проявлять к своим мирским делам такое же отношение, которое любящая, добрая и сознательная няня проявляет к детям, доверенным на ее попечение. Хорошо исполняйте свой долг, внутренне ощущайте, что вы лишь инструмент в руках Господа, что ваше истинное "Я", ваша внутренняя божественность есть вечный Свидетель.

Карма-йога - это умение действовать. Это великое искусство. К любому действию, совершаемому вами ежедневно, вы должны испытывать такой же интерес, какой испытывает художник, занимающийся любимой им живописью. Взгляните, как осмотрительно накладывает художник мазки на холст. Каждому движению кисти предшествует тщательное размышление.

Весь его ум сосредоточен на том, что делают его руки. Все его существо сфокусировано на живописи. Он работает самозабвенно. Таким должно быть и ваше отношение. Такой интерес вы должны проявлять ко всему, что делаете. И в то же время вы должны быть полностью отреченными от всех действий. Художник будет подавлен, если его работу не оценят. Но карма-йог радуется всегда. Он наслаждается высшим удовлетворением от славного завершения каждой стадии его работы. Он довольствуется исполнением своего долга. Результат не влияет на него. Успех, который он ожидает от работы - это сама работа, которую он уже выполнил!

Живите в Господе. Всегда повторяйте Его имя. Ощущайте, что вы лишь инструмент в руках Господа. Бог делает все. Делитесь тем, что имеете, с другими. Тогда ваше сердце будет скоро очищено. Знание "Я" скоро снизойдет на вас.

Узрите Бога во всем. Все, что вы видите, все, что слышите, все движущиеся и неподвижные объекты - все это только Нарайяна, Господь.

Наряду со своей повседневной работой вы должны регулярно практиковать медитацию, а также поддерживать отношение свидетеля. Даже во время работы вы должны снова и снова чувствовать: "Я не голоден, ощущение голода - это функция праны. Я не вижу ничего, видеть - это функция глаза. Воодушевление и депрессля имеют отношение к уму, но не ко мне. Я есть вечный свидетель всего". Благодаря такому регулярному размышлению, вы вскоре достигнете самадхи, или самоосознания. Не стремиться к этой великой цели каждое мгновение - значит тратить свою жизнь впустую.

Крийя - йога

Аскеза, изучение священных писаний и мантр и предание себя Господу составляют крийя-йогу.

Йога является очистительным процессом. Посредством аскезы вы обретаете величие. Описаны несколько видов аскез. Изучение священных писаний делает ум благостным. Предание себя Господу устраняет эгоизм, корысть и тщеславие.

Крийя-йога дает начало очищению ума. Прежде всего вам необходимо иметь чистоту ума. Только тогда божественный свет снизойдет на вас.

Поститесь, совершая аскезу. Это очищает ум. Это разрушает грехи. Это развивает силу выносливости.

Чистота, откровенность, сдержанность, ненасилие, поклонение богам, дваждырожденным, учителям и мудрецам - это аскезы тела (fapuna manac).

Речь, которая не вызывает раздражения, которая правдива и благотворна - это аскеза речи.

Уравновешенность, жизнерадостность, безмолвие, самоконтроль, чистота - это аскезы ума.

Ходить босиком, читать джапу, стея в воде, и спать на земле -это тоже формы аскезы.

Изучение священных писаний и джапа являются частями крийя-йоги. Они также очищают ум. Раджас и тамас выжимаются ими, как зубная паста - из тюбика. Ум наполняется саттвой, или чистотой.

Ишвапранидхана - это самопредание Господу. Стремящийся возлагает свое тело, ум, прану, душу, чувства, все свои действия и их плоды на алтарь Господа. Он не инициирует ни одно действие. Он - инструмент в руках Господа. Так он устраняет эгоизм, корысть, тщеславие и очищает ум.

Кундалини - йога

В кундалини-йоге творческая и жизнетворная энергия всего тела действительно и доподлинно соединяется с Господом Шивой. Йог побуждает энергию представить его Господу. Пробуждение Кунда-лини-шакти и ее соединение с Господом Шивой приводит к состоянию самадхи (экстатического озарения) и духовной анубхавы (переживания). Именно Кундалини, пробужденная йогом, приносит ему знание или просветление. Кундалини можно пробудить различными средствами, и эти разные методы известны под разными названиями - раджа-йога, хатха-йога и т.д. Практикующий кунда-лини-йогу утверждает, что в дхьяна-йоге экстаз наступает благодаря отречению от мира и умственному сосредоточению.

Уровень этого переживания зависит от медитативных сил, от энергии медитации (дхьяна-шакти) практикующего и от степени отреченности от мира. С другой стороны, когда йог пробуждает Кундалини, которая является всей энергией, и потому самой энергией знания, она дарует ему знание и освобождение. Далее, в кундалини-йоге самадхи не просто приходит через медитацию, но и проявляется центральная сила человека, наполняющая собой формы тела и ума. Утверждается, что соединение в этом случае является более полным, чем при помощи других методов. Хотя в обоих случаях сознание тела утрачено, в кундалини-йоге не только ум, но и тело, поскольку оно представлено своей центральной силой, действительно соединяется с Господом Шивой в сахасрара-чакре. Это соединение (самадхи) вызывает радость (бхукти), которой не имеет дхьяна-йог. Кундалини-йог обладает радостью и освобождением в полном и буквальном смысле. Поэтому кундали-ни-йога провозглашается первой среди всех остальных йог. Когда дремлющая Кундалини пробуждена йогическими практиками, она проходит по каналу вверх через различные чакры. Она возбуждает или стимулирует чакры к интенсивной деятельности. Во время ее восхождения последовательно и полностью раскрываются слои ума. Все несчастья будут исчезать. Йог воспринимает различные видения, силы, блаженство и знание. Когда Кундалини достигает сахас-рара-чакры, находящейся в мозге, йог обретает максимальное знание, блаженство, силу и способности. Он достигает высшей ступени на лестнице йоги. Он совершенно отречен от тела и ума. Он становится свободным во всех отношениях. Это йог в полном расцвете (пурна йог).

Человек - это микрокосм (кшудра брахманда). Все существующее во внешней Вселенной, существует и в нем. Внутри него все таттвы и миры, а также высшая шива-шакти. В нем есть семь верхних областей (лок). Этим областям - бхух, бхувах, свах, тапа, джана, маха и сатья локам - соответствуют шесть центров: пять в позвоночнике, шестой в нижнем мозговом центре и седьмой в верхнем мозге, или Сатьялоке, обители высшей шива-шакти.

Шесть центров таковы: муладхара, или опорный центр, расположенный в основании позвоночника в перениальной точке между корнем гениталий и анусом; выше него, в области гениталий, брюшной полости, сердце, груди, горле и в межбровном пространстве находятся соответственно свадхистхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна чакры, или лотосы.

Седьмая область за чакрами - это верхний мозг, высший центр проявления сознания в теле, и потому обитель верховной шива-шакти.

Йог, стремящийся к освобождению, идет к нему через кундалини - йогу, которая приносит и радость, и освобождение. В каждом центре, где пробуждается Кундалини, он ощущает особую форму блаженства и приобретает особые силы. Принося Кундалини Шиве в своем мозговом центре, йог наслаждается высшим блаженством, единым по своей природе с освобождением.

Энергия (шакти) поляризована на две формы - статическая, или потенциальная (Кундалини), и динамическая (рабочая сила тела - прана). За всякой деятельностью существует статичная основа. Этим статическим центром в человеческом теле является центральная "змеиная" сила в муладхаре (опорном центре).

На эту статичную энергию воздействует пранаяма и другие йогические процессы, и она становится динамичной. И когда полностью динамичная Кундалини объединяется с Шивой в сахсс-раре, поляризация тела исчезает. Два полюса объединяются воедино, и приходит состояние сознания, называемое самадхи. В сознании, конечно, поляризация имеет место. Тело действительно продолжает существовать как объект наблюдения для других. Оно продолжает вести свою жизнь. Но осознание человеком его тела и всех прочих объектов удалено, поскольку ум прекратил деятельность, и функционирование его сознания сместилось в свое основание, во Всеобщее Сознание.

Пробужденная Кундалини-шакти перестает быть статичной силой, поддерживающей осознание мира, содержание которого существует, только покуда он спит; будучи однажды приведена в движение, она перемещается в другой статичный центр в тысяче-лепестковом лотосе (сахасраре), чтобы соединиться с экстатичным Шива-сознанием, пребывающим за пределами мира форм. Когда Кундалини спит, человек пробужден для этого мира. Когда она пробуждается, он спит, то есть утрачивает все осознание мира и входит в свое каузальное тело. В йоге он продвигается к бесформенному сознанию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.