Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРУД ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ



Мы вновь сталкиваемся с прочно скрепленной конфигурацией атрибутов структуры. Но в данном случае важно то, что профессиональная организация строится на координации стандартизированных навыков, достигающейся посредством формальной подготовки сотрудников. Организация формирует посредством найма должным образом обученных специалистов (профессионалов) операционное ядро, отличающееся тем, что его члены в значительной степени самостоятельно контролируют процесс труда.

Самостоятельный контроль над выполнением рабочих заданий означает, что профессионалы работают относительно независимо от коллег, но в тесном взаимодействии с клиентами - врачи обслуживают своих собственных пациентов, а аудиторы поддерживают личные контакты с компаниями, отчетность которых они проверяют. Таким образом, координация деятельности профессионалов в большей части осуществляется автоматически благодаря их же квалификации и знаниям, т. е. в конечном итоге благодаря тому, что им известны возможности и будущие действия коллег. Во время выполнения такой сложной задачи, как операция на открытом сердце, «[анестезиологу и хирургу] практически нет необходимости обмениваться репликами, когда они вскрывают грудную клетку и оперируют сердце... [почти вся операция] проходит в полной тишине» (Gosselin, 1978). Вспомним известную карикатуру, изображающую шестерых хирургов, стоящих вокруг операционного стола с пациентом, и один из медиков задает вопрос: «Кто хотел бы начать, коллеги?»

Уровень стандартизации сложного профессионального труда был прекрасно продемонстрирован в докладе Ф. Спенсера на международной конференции по сердечно-сосудистой хирургии, в котором автор отмечал, что важной особенностью обучения хирургов является «практика повторов», с помощью которой вырабатывается «автоматизм действий». Достижение настоящего автоматизма требует, чтобы в памяти врача хранились, по меньшей мере, несколько хирургических «рецептурных книг», в которых перечислены (в том числе и для «сложных операций») основные действия в виде цепочек из умещающихся на одном «листе» 30-40 знаков. «Накануне операции хирург за минуту или две мысленно просматривает все свои "записи"» (Spencer, 1976: 1179, 1182).

Но независимо от уровня стандартизации знаний и навыков их сложность является гарантией сохранения значительной свободы оператора в процессе труда. Нет двух профессионалов - двух хирургов, двух инженеров или двух социальных работников, - применяющих свои умения абсолютно одинаково. Более того, условием профессионального выполнения задания зачастую является оценка предлагаемых коллегами подходов.

Подкрепленная соответствующим образованием специальная подготовка представляет собой весьма сложный процесс. Начальная подготовка обычно занимает несколько лет обучения в университете или специальном учебном заведении, в течение которых студенты осваивают определенные программы и получают основы профессии. Затем следует продолжительный период практической подготовки. Выпускник-медик становится младшим ассистентом врача, молодой финансист - помощником аудитора, и молодые специалисты начинают на практике применять полученные знания и повышать свою квалификацию. Практика завершает процесс образования, начинавшегося с формального обучения. Естественно (во всяком случае, так должно быть), что по мере обретения новых знаний и навыков молодой специалист совершенствует профессиональное мастерство.

Все обучение подчинено единственной цели освоения определенных навыков и процедур, что и делает структуру в техническом смысле бюрократической (ранее мы определились, что структура полагается на стандартизацию ради координации). Но профессиональная бюрократия существенно отличается от механистической.

Если последняя вырабатывает свои собственные стандарты через приводимую в действие линейными менеджерами техноструктуру, то многие стандарты профессиональной организации берут начало вне ее, в саморегулирующихся ассоциациях, к которым принадлежат специалисты и их коллеги из других институтов. Эти ассоциации устанавливают универсальные, обязательные к изучению в университетах и других учебных заведениях стандарты, которых придерживаются все специализирующиеся в данной области организации. В то время как механистическая бюрократия подчиняется власти, иерархической по своей природе, основанной на занимаемой должности, профессиональная бюрократия ориентируется на квалификацию или экспертную власть.

В профессиональной организации весьма трудно ориентироваться на какие-то иные формы стандартизации. Процессы труда слишком сложны для того, чтобы аналитики могли непосредственно стандартизировать их. Невозможно представить, что специалист по нормированию труда смог бы описать и рассчитать по минутам все действия кардиолога в больнице или преподавателя в аудитории. Кроме того, результаты профессиональной деятельности не могут быть измерены посредством простых мерок. Вообразите себе специалиста по планированию, который пытается разработать курс лечения в психиатрии, оценить сумму знаний, усваиваемых студентами за одну лекцию, или итог одного дня работы аудитора. Равным образом координацию нельзя построить на прямом управлении и регулировании действий специалистов, поскольку и то и другое препятствует профессиональной автономии.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.