Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная деятельность



Примерно в это время А. Роддик искала пути повышения социальной активности компании: "Мы должны нейтрализовать отрицательное воздействие нашего благосостояния и предпринять действия, доказывающие, что мы остаемся гуманной компанией". Она открыла отдел работы с местными сообществами и обратилась к руководству франчайзинговые компаний с призывом заняться изучением потребностей жителей соответствующих регионов.

Большинство региональных менеджеров поддержали инициативу А. Роддик, и вскоре управляющие магазинами Body Shop компании приступили совместно с центрами поддержки бездомных, инвалидов и больных СПИДом к реализации социальных программ. Правда, А. Роддик раздражали малый размах отдельных программ и наличие "симулянтов", уклоняющихся от общественно-полезной деятельности:

Если магазин не имеет подобного проекта и не проявляет никакой заботы о людях, - в этом виноватого руководитель, а не коллектив... Я ничего не могу поделать, если они категорически отказываются заниматься этой деятельностью, но еще одного магазина они не получат никогда.

Но вскоре А. Роддик почувствовала, что ее общественная деятельность и усилия, направленные на защиту окружающей среды, могут нанести урон благополучию компании. Во-первых, она опасалась, что предпринимаемые компанией акции могут быть восприняты потенциальными покупателями как упрек. Во-вторых, она видела угрозу "торговой" функции магазинов, работники которых могли увлечься общественной деятельностью.

Мотивация компании также не всегда воспринималась позитивно. Многие сомневались в ее альтруизме, подозревая, что вся эта деятельность -только рекламная уловка, направленная на создание желаемого имиджа. Журнал "Marketing" писал: "Временами жажда признания, проявляемая А. Роддик, кажется ненасытной. Она участвует во всех социальных программах: от помощи странам третьего мира до распространения бесплатных презервативов и борьбы за обуздание СПИДа".

Реакция самой А. Роддик на критику в ее адрес зависела от настроения:

Если я размещу в витринах магазинов плакаты с образцами макияжа, это оживит сбыт и повысит прибыль, а плакат с призывом беречь джунгли от пожаров - нет. Он будет олицетворять наше мировоззрение, нашу связь с обществом, но уж точно не увеличит оборот.

Циников обезоруживает альтруизм в бизнесе. Но суть в том, что вы сохраняете свой штат, а удержать хороших сотрудников весьма непросто, особенно в розничной торговле.

Да, абсолютно все, что мы делаем... мы делаем с учетом нашего "имиджа". Если у нас и есть какие-либо мотивы, то они выражены в словах Ральфа Уолдо Эмерсона: "...окружи любовью место своего труда".

Поможем себе торгуя

Много путешествуя, А.Роддик своими глазами видела отставание в развитии и нужды стран третьего мира, но опыт работы в Международной организации труда убедил ее, что программы помощи этим странам не позволяют оперативно устранить актуальные для них проблемы. В 1987 г. она энергично взялась за проведение политики "Поможем себе торгуя" с целью "развития торговли как способа помочь гражданам третьего мира реализовать их возможности и удовлетворить их нужды". Анита Роддик надеялась установить прямые контакты с частными предпринимателями, выращивающими или собирающими сырье, используемое в производстве косметики Body Shop.

Фонд "Города мальчиков". В ходе поездки в Индию в 1987 г. А. Роддик посетила фермерскую общину, организованную одним британским эмигрантом для обучения бедных и бездомных мальчиков. Под впечатлением от увиденного она согласилась, чтобы этот "Город мальчиков" стал для Body Shop главным поставщиком "Footsie Roller" - зубчатых массажеров из дерева акации. Закупочная цена была рассчитана по высшим мировым стандартам - в четыре раза выше цен данного региона. Труд работников оплачивался на уровне средней зарплаты в данном регионе плюс, определенная сумма депонировалась на их персональные счета. В 16 лет, когда мальчик покидал общину и начинал самостоятельную жизнь, он получал и свои накопления. Прибыль от розничной продажи массажеров направлялась на медицинское обслуживание и образование воспитанников общины. К 1990 г. А. Роддик планировала распространить эту программу на Мексику, Африку и Таиланд.

Непальская бумага. Путешествуя по Непалу, А. Роддик обнаружила целые деревни, жители которых остались без работы из-за государственных ограничений на вырубку кустарника lokta -традиционного источника сырья для бумаги ручного производства. Нуждаясь в экологически чистой бумаге, А. Роддик увидела возможность начать еще один проект из серии "Поможем себе торгуя". Она наняла эксперта, определившего альтернативные источники древесного волокна - водный гиацинт, волокна бананового дерева и сахарного тростника, и Body Shop оформила заказ на коробочки, записные блокноты, ароматические косметические карандаши из этого сырья. Часть прибыли Body Shop направляла в фонд Ассоциации женщин Непала.

Обратной стороной этих успешных проектов были неудовлетворенность, неудачи и, в отдельных случаях, разочарования. Например, проект "Город мальчиков" закончился, по выражению А. Роддик, "грубым жульничеством". После нескольких лет работы менеджеры вскрыли серьезные нарушения, в том числе и тот факт, что массажеры для ног производились в условиях потогонной системы и их себестоимость была в несколько раз ниже закупочной цены Body Shop. Контракт на их поставку и все отношения были разорваны. Текстильный проект в Бангладеш и проект производства губок в Турции также были заморожены из-за проблем с поставками. Однако А. Роддик продолжала проекты "Поможем себе торгуя" в Сомали, Малайзии, на Филиппинах и в Кении.

Мыловареный завод

В 1989 г. А. Роддик обратила программу "Поможем себе, торгуя" на "внутрибританский третий мир" (по ее выражению). В результате посещения Истерхауса -унылой, нищей окраины Глазго, из 55 тыс. жителей которой 35% были безработными, - она приняла решение о размещении здесь нового мыловаренного завода. Свое решение она объясняла так:

Несомненно, более благоразумно было бы построить мыловаренный завод рядом с Литлхемптоном. Но наше решение более обосновано с моральной точки зрения. Оно не позволяет сэкономить на транспортировке, но соответствует нашим принципам.

Вложив млн фунтов, через 8 месяцев Body Shop открыла завод. К 1991 г. его штат состав ил 100 человек, и ожидалось, что новое производство обеспечит треть всей потребности Body Shop в мыле, а, после выхода на запланированный уровень прибыльности 25% прибыли будет направляться в благотворительный фонд помощи жителям района. Этот проект получил широкое признание, в том числе Конфедерации Британской промышленности в Шотландии:

Следует поздравить миссис А. Роддик за превращение тысячи речей в миллион фунтов инвестиций. Миф о том, что ничего нельзя сделать, разоблачен. Эта женщина доказала обратное. Мы приветствуем ее начинание и надеемся, что ее завод будет первым из многих предприятий, дающих работу и средства в нищих городских районах.

Однако, по мнению некоторых жителей Истерхауса, компания Body Shop использовала открытие нового завода исключительно в рекламных целях. Например, когда А. Роддик отозвалась об этой части города как о месте, "куда и ангелы боятся ступить", один обозреватель заметил: "Послушав ее... можно подумать, что Body Shop - единственное промышленное предприятие в Истерхаусе. Но вы сами видите, что ее заводик окружают несколько крупных фабрик".

Типичный для нее ответ: "Все вы циники!" А. Роддик надеялась вдохновить другие фирмы на внедрение аналогичных проектов. С ее точки зрения, "если бы Body Shop не служила примером для других компаний, то не была бы и наполовину так успешна".

Политизированность

В конце 1980-х гг. общественная и природоохранная деятельность Body Shop приняли более политизированный характер. Хотя компания с первых же дней взаимодействия с поставщиками запрашивала у них подтверждение того, что их продукция не тестировалась на животных, в 1989 г. она активизировала свои усилия в этом направлении. В ответ на проект закона Евросовета об обязательной апробации на животных всех косметических средств А. Роддик начала настоящую газетную войну и стала собирать в своих магазинах подписей против этого законопроекта. Пять миллионов подписей убедили парламентариев отозвать проект.

И опять критики обвинили А.Роддик в том, что ее непримиримая позиция - ловкий прием в рыночной борьбе. Они утверждали, что большинство составляющих любой косметики - в том числе и применяемых Body Shop-изначально апробировались на животных. А.Роддик отвечала:

Хотя мы признаем, что большинство компонентов, применяемых при производстве косметики, кем-то, когда-то и где-то тестировались на животных, мы уверяем, что ни один тест на животных не проводился с согласия Body Shop.

Деятельность А. Роддик по защите окружающей среды приобрела политическую окраску и в связи с подключением к борьбе за сохранение джунглей. Побывав в Бразилии на митинге протеста против строительства дамбы, которое могло привести к затоплению 15 млн акров джунглей, А. Роддик вернулась в Англию принимать меры. Она убедила франчайзинговые предприятия выделить на защитные мероприятия J200 тыс., инициировала кампанию "Нет уничтожению лесов" и начала сбор подписей в ее поддержку. В сопровождении журналистов и 250 служащих она прошествовала к посольству Бразилии в Лондоне и попыталась передать послу мешки с письмами протеста. Некоторые руководители франчайзинговых предприятий выразили озабоченность такой политической активностью и даже стали задаваться вопросом: не собирается ли компания сменить профиль?

Прибыль и принципы

А. Роддик считала своей миссией создание "новой парадигмы бизнеса", согласно которой компания, набирая экономическую мощь, принимает на себя ответственность за ее использование и становится двигателем социальных перемен. Она видела, что реализации этой миссии мешали два "высокие" преграды. Во-первых, по ее мнению, заинтересованные, прежде всего в получении прибыли акционеры и финансовые институты не должны оказывать давление на компании:

Бизнес ответственен не за получение прибыли, а за создание живых, энергичных, честных, ответственных перед обществом организаций. ...Я убеждена, что оценивать компании нужно не только по их годовым результатам и бухгалтерским счетам.

В равной степени ее пугало и самодовольство, и самоуспокоенность собственных служащих:

Меня беспокоит, что внутри компании некоторые прячутся под своеобразным корпоративным зонтом, говоря: «Я работаю на Body Shop и поэтому я искренний, хороший, честный, заботливый и т. д. и т. п.". Меня по-настоящему расстраивает, что... мы говорим об искренности, честности и заботливости, а я вижу, как распространяется менталитет "денежного мешка": без надобности горит свет, понапрасну расходуется бумага». Это проявление высокомерия.

ВЫЗОВ РЫНКУ США

Гордон считал, что в США самые большие возможности для роста Body Shop, и не меньшие - для ее крушения. (Анита Роддик)

В начале 1991 г. заокеанские наблюдатели размышляли о будущем Body Shop (см. рис. 3). Объем продаж Великобритании, составлявший 67% от общего объема реализации компании, увеличился всего на 1% (причем преимущественно благодаря инфляции и открытию новых торговых площадей). Заокеанское пространство давало огромные возможности для расширения компании, но было очевидно, что успех будет зависеть от способности прорваться на косметический рынок США. Гордон Роддик называл американский рынок "кладбищем британской розничной торговли".

Выход на рынок США

В 1988 г., имея более 200 магазинов в 33 странах, Body Shop открыла первую опорную точку в США- 5 тыс. кв. м производственно-складских площадей в Мористоуне, штат Нью-Джерси. Под руководством бывшего президента одного из дочерних предприятий Unilever на Восточном побережье США были открыты двенадцать магазинов Body Shop. В середине 1990 г. компания начала предоставлять франчайзинговые лицензии и к концу года открыла 37 магазинов, в том числе 14 собственных. Однако из-за высоких расходов на создание инфраструктуры в 1991 г. торговля в США была убыточной.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.