Конституции Российской Федерации исполнился двадцать один года с момента вступление ее в законную силу.
21 год действия Конституции Российской Федерации - достаточный срок, позволяющий профессионалам ясно увидеть все ее преимущества и недостатки, осознать и противоречивость отдельных положений, и сложность в ее реализации, и возможные трудности осуществления на практике защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц. Более очевидными становятся и заблуждения относительно возможности стремительной реализации конституционного потенциала.
В последнее время проводится много симпозиумов, круглых столов и иных научно-практических мероприятий, где затрагиваются вопросы реформы Конституции. Однако выступления часто сводятся к переделу власти, к изменению взаимоотношений президента, парламента и правительства, анализу корректности изложения отдельных норм регламентирующих основные права и обязанности человека, уделяется недостаточное внимание.
Российские политики и юристы, по существу, разделились на две группы. Одни настаивают на необходимости внесения в Конституцию поправок или принятие новой Конституции, другие утверждают, что действующая Конституция еще не исчерпала свои потенциалы.
Так, В.С. Нерсесянц подчеркивает: "Стратегическая задача состоит в том, чтобы, оставаясь в рамках действующей Конституции и прочно блокируя опасный путь борьбы за принятие какой-то другой Конституции, доступными конституционными средствами ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти, усилить полномочия Парламента как представительной и законодательной власти, создать и утвердить сильную правозащитную судебную власть и тем самым добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти, который необходим и достаточен для их согласованного действия и нормального функционирования формирующейся системы российской правовой государственности"[1].
В.В. Лапаева придерживается точки зрения, что "лучше идти по пути правового совершенствования действующей Конституции, используя те возможности, которые дает процедура внесения в нее поправок. Значительная часть предлагаемых в настоящее время поправок в той или иной мере предусматривает расширение полномочий парламента в его взаимоотношениях с президентом и правительством. С этим подходом следует согласиться. Однако никак нельзя согласиться с обнаруживаемым при этом стремлением не столько укрепить таким образом положение парламента в системе разделения властей, сколько, воспользовавшись ситуацией, усилить себя в парламенте"[2].
Однако, по мнению А.В. Зиновьева, аргументы в пользу сохранения Конституции в неприкосновенности лишены оснований не только потому, что совершенству нет предела. Утверждать, что Конституция не нуждается в совершенствовании, значит открыто проявить политическую заинтересованность, так как слишком велика вероятность, что в нее могут быть внесены поправки, противоречащие правам и интересам определенных социально-политических групп, не желающих расставаться с преимуществами своего положения. Вместе с тем многие положения Конституции РФ далеки от идеала: они носят декларативный характер; явно не выдерживается принцип разделения властей, велика вероятность их противостояния и т.д. Идеальный вариант проведения радикальной реформы он видит в принятии новой Конституции РФ, в которой можно было бы четко прописать ее основные положения[3].
Однако к реформе Конституции следует подходить осторожно, так как Конституция РФ 1993 г. закрепила достаточно сложную процедуру внесения в нее изменений и дополнений. В условиях современного российского общества, при сложившемся соотношении политических сил, имеются все условия для проведения реформирования отдельных положений Конституции России.
Анализ статистики изменений современных конституций в зарубежных странах, позволяет сделать вывод, что они меняются в среднем через 15-20 лет, так как страна эволюционирует, а конституция должна меняться вместе со страной.
Предложения по изменению Конституции РФ объединены в следующие основные группы:
1) внесение изменений в положения, регламентирующие конституционно-правовую ответственность государства, его органов и должностных лиц, прежде всего органов государственной власти федерального уровня;
2) внесение изменений в положения, касающиеся единства страны, государственной символики и национального девиза страны;
3) внесение изменений в положения, закрепляющие систему базовых государственных ценностей, приоритетов, составляющих основу государственной идеологии, — например, моральные и нравственные аспекты взаимоотношений в обществе, труд, человек, его права и свободы.[4]
???Нуждаются в существенном пересмотре статьи, которые есть только в странах колониального типа (Россия - не колония США!):
1. статья 6 (необх.изменение: - лишение гражданства за особо тяжкие государственные преступления).
2. статья 9 (необх.изменение: природные ресурсы + земля над ними принадлежат только народу РФ и могут находиться только в гос.собственности).
3. статья 13 (необх.изменение: - народ РФ вправе самостоятельно определять идеологию своего государства).
4. статья 15 (отмена приоритета международного права над Российским законодательством).
5. статья 17 (права, свободы и обязанности граждан: - детализация, больше обязанностей чем сейчас для гражданина РФ).
6. статья 31 (свобода митингов и собраний: необходимые разумные уточнения, детализация).
7. статья 35 (коррекция: законность приобретения частной собственности).
8. статья 36 (распоряжение и пользование землей/природными ресурсами: если хоз.пользование осуществляется с ущербом и/или не по назначению - ресурсы переходят обратно в собственность государства).
9. статья 75 о ЦБ (ЦБ должен подчиняться государству = гос.банк-регулятор).
10. статья 83 о полномочиях Пезидента РФ (усиление центр.властиотн. регионов РФ и особые полномочия Президента в режиме "само собойразумеется/по умолчанию" - при попытках сепаратизма в отношении территорий РФ, попытках гос.переворота/захвата власти).
Действия этих статей необходимо изменить через референдум, ибо написаны они были под диктовку американских советников.[5]
Ныне действующая конституция РФ представляет собой конституцию криптоколонии, не обладающей реальным суверенитетом (ВП СССР «Введение в конституционное право» http://vodaspb.ru/russian/razdel_analit13-01.html)
Она сама, и разработанное в соответствии с нею действующее законодательство ориентированы на создание и поддержание режима эксплуатации населения страны и её природных ресурсов трансгосударственной ростовщической мафией, узурпировавшей банковское дело в глобальных масштабах, в политических интересах хозяев этой мафии. В силу этого обстоятельства изрядная доля положений конституции и действующего законодательства не предназначены для реализации, а носят исключительно декларативный характер: это своего рода фиго́вый «фи́говый листок», предназначенный для придания благообразного вида действующей де-факто системе властвования, которая во внутренней политике выражает принципы, изложенные в альтернативной «конституции» РФ и большинства постсоветских государств, которая представлена в интернете. А именно — «Конституция по понятиям или право силы»
Таким образом, чтобы решить стоящие сегодня перед нашей страной задачи: борьбы с коррупцией, сепаратизмом, ювенальной юстицией, пропагандой гомосексуализма, бесконтрольной миграцией, а так же построения в России устойчивой экономики, новой индустриализации, повышения жизненного уровня всех граждан, подъема науки, доступности образования и здравоохранения - необходимо добиться статуса НЕЗАВИСИМОЙ, СУВЕРЕННОЙ СТРАН
В России сформировалась общая система конституционно-правового регулирования семейных отношений.
Основу данной системы, составляют положения, изложенные в Конституции России, в статье 38, согласно которой «материнство и детство, семья находятся под защитой государства», и пункта «ж» части 1 статьи 72 согласно которой «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства».
В данном случае очевидно противоречие норм, буквальное толкование которых позволяет сделать вывод о том, что на федеральном уровне защите подлежат лишь материнство и детство, тогда как на уровне субъектов РФ под защиту попадает и отцовство. Отсюда можно сделать и ещё один вывод о том, что на федеральном уровне защите подлежит неполная семья, состоящая из матери и ребенка.
Таким образом, часть 1 статьи 38 Основного закона России необходимо изложить в следующей редакции:
«Семья, материнство, отцовство и детство, находятся под защитой государства».
В связи с тем, что семья имеет особое значения для обеспечения государственной безопасности, считаем, целесообразным конституционное закрепление понятия семьи.
В связи с чем предлагаем следующую формулировку данного понятия. «Семья - это малая социальная группа (объединение, союз лиц), основанная на семейном союзе, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанная общностью жизни, а также взаимными семейными правами и обязанностями».
Предлагаем заменить термин «брак» используемый в семейном законодательстве на термин «семейный союз».
Кроме того, предлагаем термин «семейный союз», закрепить в нормах конституции, изложив его следующим образом:
«Семейный союз – союз мужчины и женщины основанный на добровольном согласии с целью создания семьи». Цель данных предложений не допустить возможность отраслевого закрепления однополых отношений в семейном союзе.
Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесена защита семьи, материнства, отцовства и детства. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации, что позволяет обеспечить единообразие семейного законодательства, а также учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах.
[1] Павлова С.В. Конституционно-правовая реформа в современной России (научно-практическая конференция) // Государство и право. 2000. N 5. С. 88.
[2] Там же. С. 90.
[3] Короткова О.И. Формирование правового государства и обеспечение верховенства закона // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 5. С. 10.