Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Словарная работа в начальных классах

«Словарная работа — это не эпизод в работе учи­теля, а систематическая, хорошо организованная пе­дагогически, целесообразно построенная работа, свя­занная со всеми разделами курса русского языка» — писал известный учёный-методист А. В. Текучёв. Эффек­тивность словарной работы зависит от того, проводится она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, а также насколько целесообразно она построена. На­правляя внимание учащихся на сознательное и прочное усвоение трудных в написании, но жизненно необходи­мых им слов, учитель может легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий.

Передовой опыт педагогов и специально прове­дённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Как часто ученикам приходится сталкиваться с такими словами, как ромашка, лопа­та, каток и др., которых нет в списке словарных, а они употребляются в речи довольно часто. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение со­циальной адаптации выпускника.

Предлагаю читателям описание видов заданий и приёмов работы, которые я использую на уроках рус­ского и белорусского языков. По принципу работы со словами, объединёнными в группы С. Н. Лысенковой, мои ученики используют наборы слов. Наборы слов состоят из нескольких групп, которые формируются по тематическому или орфографическому принципу. В отличие от системы работы С. Н. Лысенковой, где данные группы слов использовались лишь на уроках, у моих учеников есть папки, в которых хранятся как изучаемые наборы, так и уже изученные. Дети имеют возможность и дома повторять словарные слова.

Работа по изучению группы слов проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках ма­тематики, изобразительного искусства, «Человек и мир», классных и информационных часах. Например, на уроках математики мы решаем задачи, в текст которых включены изучаемые слова. После того как в тетрадях сделаны пояснения, прошу проверить на­писание слов. На классном часу, например, о разно­образии цветов, их красоте, «привычках», для подве­дения итогов проводится игра «Поле чудес», где без знания правописания слов не обойтись и т.д.

Так учащиеся приходят к осознанию того, что зна­ние орфографии пригодится им не только на уроках русского и белорусского языков. Эти знания нужны им как в школе на каждом изучаемом предмете, так и в повседневной жизни: отправить SMS, написать маме записку, оставить заказ в библиотеке и т.д.

Системы работы с наборами слов на уроках русско­го и белорусского языков имеют свои особенности.

В наборы слов по русскому языку включены сло­ва, которые дети довольно активно используют в своей

речи, осталось только выучить их правописание. Срок изучения набора — одна четверть, группы — неделя (сроки варьируются в зависимости от усвоения). Слова включаются в любой этап урока по любой теме.

Примерные виды работы со словами:

• орфографическое чтение;

• постановка ударения;

• деление на слоги и для переноса;

• определение частей речи;

• звуко-буквенный разбор;

• раэбор по составу;

• подбор однокоренных слов

• вставить пропущенные буквы;

• исправить ошибку (если вы уверены в возмож­ностях класса);

• отгадать загадку (слово из группы — отгадка), загадку предлагает учитель;

• зашифровать слово, т.е. составить загадку, что­бы одноклассники отгадали;

• составить предложение со словом из группы / используя как можно больше слов данной группы / используя все слова данной группы;

• подбор синонимов, антонимов;

• работа с пословицами, поговорками, фразеоло­гизмами, в состав которых входят эти слова.

• работа с отрывками из художественных произ­ведений;

• выборочный, зрительный и другие виды дик­тантов;

• ребусы;

• написание сочинений-миниатюр и т.д.

После изучения набора проводится проверочная работа. Например, диктант, включающий как можно больше слов.

Количество наборов, составленных мною, увели­чивается. Это связано с тем, что появляются слова, востребованные в современной речи, которые ученик должен свободно включать в свою устную и письмен­ную речь.

К сожалению, для многих детей, особенно город­ских, белорусский язык сродни иностранному. На бе­лорусском языке не разговаривают дома, не читают сказки, его практически не слышно с экранов теле­визора (очень мало современных белорусскоязычных детских программ).

Работа с наборами слов на уроках белорусско­го языка имеет свои особенности. Первостепенная задача — обогатить лексику ребёнка, дать ему возможность оперировать белорусскими словами. Уже с I класса слова включаются в активную работу, во II—IV классах расширение словарного запаса про­должается, но уже с усвоением написания слов. На этом этапе используются все виды заданий, описан­ные для уроков русского языка.

Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому при­надлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его нестоящего значения и не получило навыка им свободно в устной и письменной речи, всегда Будет страдать от этого коренного не-

'.л -ч^ при изучении всякого другого предмета». Развитее активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непо- к им Анне смысла слов и неумение их употреблять опэдмтельно сказывается на успешности обучения детей, и в частности на их речевом развитии. Это ^ww^ibX) и централизованное тестирование, кото­рое проходило в 2008 г., когда выпускники затрудня- т»сь в определении значения слова телеграмма. Всё ркйічхазанное свидетельствует о целесообразности испо-»ъаования на уроках русского и белорусского языков таких видов работы, которые активизируют еяоеярь учащихся

Н&одомер. игра «Аукцион». Для начала мы выяс­нили значение этого слова, потом ученики узнали, что ■\w.vb~ слово они могут за «деньги». «Деньги» — это:

• знание значения слова, которое было найдено а ОЬйкоеом словаре»;

• определение части речи;

• подбор одкохоренных слова;

• подбор синонимов, антонимов (если возмож-

N01:

составление с этим словом предложения.

В классе есть полка с «Толковым словарём», «Сло­варём синонимов, антонимов» и др. русского и бело­русского языков. По ним дети готовятся к «Аукциону».

Данный вид работы привлёк даже родителей, и такие словари появились у многих дома. Родители го­ворят, что им самим интересно узнавать новые слова. Они отмечают, что дети стали замечать эти слова в жизни и активно использовать их в своей речи.

На «Аукционах» в прошлом учебном году мы «купили»: русские слова гербарий, кульминация, нетто, про­фан, брод, брошюра, кайма, панацея, раритет, ажур­ный, вакцина, лохань, полиглот, эсперанто, амуниция, бис, интуиция и др.;

белорусские слова абеліск, гуманны, забабоны, тактоўны, адметны, біяграфія, гарэза, дарадчык, дзя- руга, зграя, легальны, прэм'ера, роспач, экспрэс, галкіпер, здраўніца і інш.

«Аукционы» проходят один раз в неделю в уста­новленный день. Учащиеся записывают слово в от­дельную тетрадь (при необходимости они могут пере­читать все слова). Учитель рассказывает об этимоло­гии слова, в каких жизненных ситуациях его можно употреблять. Дети с удовольствием высказывают свои предположения об использовании «покупаемого» сло­ва. Эта игра помогает им свободно общаться не толь­ко со сверстниками, но и взрослыми.

Приложение

Наборы словарных слов

Русский язык

Набор № 1

Nfi 1 ребята, девочка, мальчик, класс, ученик, дежурный, учительница № 2 карандаш, пенал, тетрадь, перо № 3 завод, работа, рабочий, кооператив Nfi 4 зима, мороз, иней, каток, коньки, лопата № 5 одежда, валенки, пальто, платок, сапоги, варежки
Ms 6 воробей, ворона, сорока, соловей, петух № 7 собака, корова, медведь, медведица, заяц № 8 овощи, картофель, капуста, морковь, огурец, горох, помидор № 9 деревня, машина, молоко, фермер, теплица Ns 10 посуда, тарелка, стакан, сахар, кофе
Nfi 11 веема, солнце, ранний, весенний, утренний Ns 12 бьёт, шьёт, пьёт, льёт, вьёт, вьюга Nfi 13 молодой, холод, сторожка, берёза Ns 14 столица, город, улица, народ, Родина Ns 15 ромашки, колокольчики, одуванчики, васильки, незабудки

Набор Nfi 2

Nfi 1 огород, корзина, магазин, машина Nfi 2 ягоды, земляника, малина, черника, смородина, крыжовник Nfi 3 ранний, весенний, осенний, утренний, длинный Nfi 4 север, юг, запад, восток, заря Ns 5 опасный, вкусный, прекрасный, чудесный, ужасный, интересный
N»6 комната, кровать, диван, картина, мебель Nfi 7 езда, поездка, объезжает, подъезжает, отъезжает, выезжает N9 8 горячий, готовый, решение, рисую, кипит N» 9 председатель, урожай, богатый, трактор, комбайн N1 10 мелькает, сверкает, порхает, чирикает; шелестит
Nfi 11 метение, росли, lope*, орешник. Nfi 12 коллектив, коллекция, милиция, Nfi 13 подснежник, ландыш, одуванчик, колокольчик, незабудки Nt 14 трактор, сеялка, сеять, веялка, веять. Ni 15 капель, оттепель, проталина, сосульки, чирикают

 

 

Hi 1 яблоня, сирень, черёмуха, рябина, тополь №2 шёл, ушёл, прошёл, нашёл, перешёл, подошёл № 3 чёрный, жёлтый, тяжёлый, пчёлы, ешё, шёлк № 4 горизонт, заря, алый, алеет, восход Ns 5 не был, не хотел, не мог, не стал, не взял
№ 6 Беларусь. Россия, столица, народ № 7 отдых, развлечение, прогулка, поход, теплоход, поездка, костёр № 8 полдень, полночь, ветер, погода.горизонт № 9 агроном, урожай, богатый, хозяйство, пшеница Ne 10 сверкает, порхает, мелькает, шелестит, миновать, запорошил
N9 11 здание, здоровье, здесь, здравствуй, да здравствует № 12 библиотека, газета, директор, рисунок, беседа Ne 13 однажды, сегодня, сейчас, потом, иногда № 14 фамилия, рабочий, инженер, служаший, продавец № 15 квартира, портрет, телефон, мебель, тахта

Набор № 4

N8 1 дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай Ns 2 экскурсия, коллекция, путешествие, приключение, район, адрес N8 3 республика, правительство, председатель, депутат, делегат, демократия, предприниматель N8 4 одежда, пальто, костюм, фуражка, валенки, варежки, платок N8 5 багаж, билет, вагон, вокзал, пассажир, перрон
N8 6 здравствуй, до свидания, спасибо, пожалуйста, благодарю, милосердие, совесть, честь Na 7 мужчина, женщина, ПОМОЩЬ. ПОМОЩНИК, товарищ, господин, сударь, сударыня N8 8 насекомые, жужжание, жужжит, стрекоза, гусеница, муравей, N8 9 понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, неделя N8 10 командир, космонавт, герой, победа, салют, ракета, космос

Беларуская мова Набор N8 1

N8 1 раніца, дзень, вечар, умора, сёння, заутра, тыдзень N8 2 снедаць, абедаць, вячэраць, гадзіна, хвіліна Ns 3 панядзелак, аўторак, серада. чацвер, пятніца. субота, нядзеля N8 4 колер, блакітны, чырвоны, ружовы, СІНІ, жоуты. чорны N85 бульба, бурак, морква. цыбуля, крол. гарбуз. агурок
N8 6 дождж [шч], жолуд (т), лістапад [т], сшытак [шш], расчоска [шч], адчыніць [чч] N87 адзенне, сукенка, спадніца. абутак, чаравікі, кашуля, хустка N8 8 сем, восем, запіс, насып, палын, глыб, подпіс N8 9 дэяжурны, дзяучынка. мядзведзь. дзяржава, Радзіма, дзюба, дзед Ne 10 бусел, зязюля, качка, шпак, верабей, ластаўка. журавель
N8 11 Мінск, Віцебск, Магілёў, Гомель. Гродна. Брэст № 12 Дзвіна, Нёман, Днепр, Прыпяць, Сож, Свіслач N8 13 Янка Купала, Якуб Колас, Рыгор Барадулін, Максім Багдановіч, Васіль Вітка, Артур Вольскі, Міхась Лынькоў, Пятрусь Броўка Ne 14 Дар'я. Мікалай, Вольга, Настасся, Сяргей, Дзяніс
Набор N8 2
N8 1 шэры, аранжавы, эялёны, фіялетавы. залаціеты, серабрысты N8 2 рамонак, валошка, званочак, дзьмухавец. ружа, гладыелус. цольпан Ns 3 бяроза, рабіна, елка, таполя, чаромха, сасна N8 4 суніцы, маліны, журавіны, парэчкі, брусніцы, чарніцы Ne 5 авёс, грэчка, жыта, проса, пшаніца, ячмень
N86 леў, воўк, настаўнік, слоўнік, аўтобус, пляцоўка N8 7 калодзеж, ураджай, моладзь, нараджэнне, дзядзька, рэдзька Ns 8 твар — твор, сталь — столь, елка — ёлка, мора — мара, свае — сваё Nt 9 талеграма. ордэн, тэатр, гардэроб, тэлефон. фламастэр. дэталь
Аліна — яліна. фірма — форма, нос — нёс, мышка — мушка
жар — шар, былинка — пылінка, галодны — халодны, год — ход, сажа — Саша, плады — платы
N8 10 корань, сцябло. галіна, гронка, струк. Р^рі.іяліна N8 11 карэнне. галлё, вецце, лісце, калоссе. суквецце N8 12 бадэёры, баяэлівы, дзіўны, капрыэны, радасны, суммы Nt 13 хааля, цацка, цуд, цукар, цукерка. Nt 14 чэрстаы, чмель, чыгунка. чапля,
           

 

 

№ 1 студзёнь, люты, снежань, сакавік, красавік, май Ns 2 чэрвень, ліпемь. жнівень. вераеень, кастрычнік, лгстэпад Ns 3 эвер, вавёрка, вожык, малпа, дзік, певень Ns 4 завіруха навальніца, маланка, хмары, вясёлка, гром Ns 5 энічка, зоркі, месяц, паветра, дождж. сонца
Ns 6 чай, кава, масла, алей, салата, яечня Ns 7 будаўнік, спявак, мастак, пісьменнік, земляроб, выхавальніца Ns 8 віншаваць, заўважаць, даведацца. тлумачыць. будаваць, выконваць Ns 9 крыўдзіць, дапамагаць, сумаваць. смяяцца, шукаць, губляць Ns 10 снег, святло, цвік, песня, есці. звінець
Ns 11 цаёрды. смех, сліна, сцяжынка, лесаіца, свята N2 12 апавяданне, верш, загаловак, казка, думка, мова Ns 13 аб'ява, эдвага, адзнака, адкаэ. ануча, алостраф Ns 14 бібліятэка, бутэлька. бяспека, вандраванне, ваяваць, ветразь Ns 15 відэлец. вогнішча. во par, выйсце, выйсці, гадзіннік
Набор Ns 4
Ns 1 гальштук, гандляр. герой, глыбокі, глытаць, часопіс Ns 2 да пабачэння, дрывасек, дрыжаць, дрэва, духмяны, дэталь Ns 3 ёд. жарабя, жолуд. жывёла, жыллё, шчасце Ns 4 здарэнне, э'есц), ззаду. ззяць. змест Ns 5 імгненне. імчацца, інтарэс, ірвацца, ісці
N9 6 калісыді, каўбаса, к ват эра. кпіць, крэйда, крыніца Ns 7 ланцуг, люстэрка, майстар, мэбля, надвор'е, надпіс Ns 8 нажніцы, нумар, паводзіны, падарожжа, падэея, ладэяка Ns 9 ларасон, лерамога, лерапынак, лоўдзень, поўнач, лытанне Ns 10 рэч, сакрэт, світанне, сусвет, тэлевізар. усмешка
           

Тематические группы словарных слов

Посуда Блюдце, вилка, графин, кастрюля, корыто, кофевар­ка, кофейник, кофемолка, ложка, мясорубка, нож, поднос, салфетка, сковорода, соковыжималка, ста­кан. тарелка, чайник, чашка. Одежда и обувь Берет, плащ, шарф, босоножки, сандалии, ботинки, са­поги, брюки, туфли, валенки, свитер, варежки, тапочки, галстук, фуражка, гольфы, шапочка, жакет, носки, ка­пюшон, колготки, комбинезон, костюм, косынка, кофта, пальто, перчатки.
Явления природы Ветер, вихрь, восток, вьюга, дождь, забрезжить, за­морозки, землетрясение, изморозь, комета, ливень, мгла, метель, месяц, мороз, моросит, огонь, осад­ки, оттепель, погода, радуга, роса, север, северо- восток, снегопад, сумерки, туман. Месяцы Январь, февраль, март, апрель, май. июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Числа Первое, второе, третье, четвёртое, пятое, шестое, седьмое, восьмое, девятое, десятое, одиннадцатое, двенадцатое, тринадцатое, четырнадцатое, пятнадца­тое, шестнадцатое, семнадцатое, восемнадцатое, де­вятнадцатое. двадцатое, двадцать первое, тридцатое. Дни недели Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Дом и обстановка Абажур, адрес, аквариум, антенна, аллея, бюро, ванна, вентилятор, газон, гостиная, диван, жалюзи, завтрак, занавески, календарь, комод, карниз, квар­тал, квартира, ковёр, комната, коридор, лестница, люстре, матрас и матрац, палисадник, паркет, пе­рила. пианино, пододеяльник, подоконник, розетка, секретер, скатерть, терраса, фойе, холодильник, шифоньер, шкаф. ящик. Школа и образование Аккуратный, английский, анкета, аттестат, аудитория, барабан, беседа, библиотека, вариант, группа, дежур­ный, дисциплина, дневник, журнал, заведующий, ин­форматика, кабинет, каникулы, карандаш, карантин, коллектив, комиссия, комментарий, конспект, контроль­ная, лагерь, линейка, математика, на днях, на дом, наизусть, на память, на совесть, образование, оценка, пенал, письмо, пластилин, портфель, предмет, рисунок, русский, секретарь, табель, тетрадь, товарищ, бело­русский. физкультура, хореография, цифры, черновик, чистописание, экзамен.

 

Птицы Аист, баклан, буревестник, воробей, ворона, гагара, голубь, глухарь, гриф, дятел, жаворонок, жар-птица, журавль, зимородок, канарейка, какаду, кряква, ку­кушка. куропатка, ласточка, лебедь, орёл, павлин, пеликан, петух, попугай, сова, сойка, соловей, скво- реи, снегирь, тетерев, фазан, филин, фламинго, цапля, цыплята, чайка, щегол. Животные Баран, барсук, бегемот, белка, верблюд, волчонок, вы­дра, гиппопотам, горностай, дикобраз, енот, жеребёнок, заяц, зубр, кабан, козёл, койот, корова, косуля, кролик, леопард, лисица, лось, лошадь, морж, медведь, носо­рог, обезьяна, овца, олень, орангутанг, песец, поросё­нок, рысь, серна, собака, соболь, телёнок, тигр, тюлень, утконос, шакал.
Овощи и фрукты Абрикос, апельсин, арбуз, баклажан, берёза, горох, желудь, земляника, изюм, инжир, кабачки, калина, капуста, картофель, клубника, клюква, крыжовник, кукуруза, лимон, малина, мандарин, можжевель­ник. морковь, огурец, опята, орех, осина, папорот­ник. перец, петрушка, плющ, подосиновик, помидор, растение, ревень, рябина, сельдерей, смородина, тростник, фасоль, цукаты, чеснок, чертополох, шам­пиньон, шиповник, щавель, яблоко. Железнодорожный транспорт Багаж, билет, буфет, вагон, вокзал, диспетчер, касса, кассир, кондуктор, контролёр, купе, машинист, паровоз, пассажир, перрон, проводник, расписание, саквояж, справочная, тепловоз, шлагбаум, электричка.
Автомобильный транспорт Авария, автогонки, автокросс, автотрасса, асфальт, бор­дюр. бульдозер, дорога, кабина, велосипед, канистра, катастрофа, километр, колесо, колонна, магистраль, милиция, опасность, отъезд, педаль, безопасность, пассажир, перекрёсток, переход, профессия, приезжий, путешествие, ремонт, тоннель и туннель, трамвай, трас­са. троллейбус, шоссе, шофёр, экскаватор, экскурсия. Сельское хозяйство Агроном, борозда, борона, бригада, ветеринар, граб­ли, деревня, доярка, дрова, жатва, жнивьё, зерно, ки­лограмм, комбайн, контейнер, корзина, коса, лопата, масса, овёс, огород, озимь, окучивать, отруби, рабочий, рассада, сенокосилка, сеялка, солома, трактор, топор, упряжь, центнер.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.