Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инструмент реализации (Трехточка)



Последний этап доказательства нашей гипотезы будет заключаться в том, что мы проверим концепцию Б.П. Юсова на целостность, гармоничность, эффективность и полноту.

Инструментом этой проверки нам послужит методологическая схема «Трехточка Цветкова». И потому сначала несколько слов о ней. Н.А. Цветков внес заметный вклад в разработку методологии познания. Возглавляя Московский Методологический Университет Методологии Знаний, (который, увы, не смог пережить кризиса 98-го), он создал концепцию сферных процессов, описывающих закономерности в сфере трансляции социокультурных знаний, опыта и образа жизни. Методологическим инструментом, который позволяет оценить полноту, эффективность, целостность и гармоничность той или иной трансляции, как раз и является схема «Трехточка».

В этой схеме отдельно рассматриваются три типа информации.

1. Знаниевая компонента (ЗН - знания). Информация о структуре, о сущности и истории, о контексте и смысле. Употребляя театральную терминологию – информация о совокупности предлагаемых обстоятельствах того или иного события.

2. Деятельностная компонента (СП – способ действования). Тип информации, которая относится к действиям, деятельности, к их способам и приемам, к поведению и реализации, к энергии и способностям, к внешним проявлениям человека или организации, на театральном языке – сквозное действие.

3. Ценностная компонента (ОЖ - образ жизни). К этому типу по традиции относится информация о ценностях, о системе отношений (которая базируется на осознанных и неосознанных ценностях человека), на театральном языке компоненте ОЖ соответствует термин «сверхзадача».

Каждый тип информации требует своей, особой методологии трансляции. Передача знаний – обучение, передача умений (способов действования) – научение, трансляция ценностей – воспитание, подчиняются своим, особым законам и правилам. Отмечу, кстати говоря, что неосознанность этих различий в концептуальном, методологическом плане является на сегодняшний день одной из самых сложных и важных проблем современной теории педагогики.

Полный разбор концепции Б.П. Юсова по трехточке невозможен в рамках отдельной статьи, для такого разбора требуется диссертационное исследование как минимум кандидатского уровня, потому как полнота, целостность, эффективность и гармоничность проверяются по каждой из компонент ЗН, СП и ОЖ отдельно, и, как уже было сказано, по своим законам и правилам.

Здесь же возможно провести лишь распределение информационных потоков, предлагаемых Б.П. Юсовым, по компонентам трехточки. И если для каждой из компонент найдется соответствующий поток, то можно смело утверждать, что незнакомый с методологией Щедровицкого и трудами Цветкова Борис Петрович Юсов в силу своей одаренности и глубокого знания предмета УГАДАЛ целостный, гармоничный и эффективный способ передачи знаний, умений и ценностей подрастающему поколению нашего народа.

Итак, рассмотрим то, как предлагает организовать учебу Б.П. Юсов (стр. 79). Рассмотрим лишь первый этап обучения. «ХОРОВОД: Искусство и люди»

ОЖ. ПРОЖИВАНИЕ. (По-прежнему, текст Б.П. Юсова выделяется шрифтом Arial)

«Коллективное пластическое действо. Индивидуальная и групповая работа.Разучивание танцев песен стихов, которые РЕЖИССИРУЮТСЯ В ОБЩИЙ ПРАЗДНИК».

Мы видим, что предлагается организовать ПРОЖИВАНИЕ, ПОЛНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ВОСПРИЯТИЯ – освоение, усвоение и присвоение – три этапа полной и эффективной трансляции знаний, умений и опыта (по Н.Е. Щурковой).

СП. ДЕЙСТВИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

«Рисование и роспись. Лепка. Изготовление костюмов. Бумажное конструирование».

Одно из основных положений концепции Б.П. Юсова – АКТИВНОСТЬ, УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЕНИЕ. Без этой компоненты ЛЮБОЕ преподавание ведет к развитию пассивности, к потребительскому отношению к искусству и не только.

ЗН. ИНФОРМИРОВАНИЕ. РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.

«Параллельно: БЕСЕДЫ О РАЗНЫХ СТРАНАХ….».

Интересен сам термин, употребленный Борисом Петровичем: «беседы». Так ненавязчиво и паритетно. Это же один из самых эффективных способов передачи знаний, и именно в ходе этих бесед эффективна коррекция неверно усвоенных изначально представлений…

Конечно же, Б.П. Юсов не разбивал весь материал по компонентам трехточки, но четкость разбиения на три типа информационных потоков наглядно прослеживается.

В каждом из возрастных диапазонов выделяется ДОМИНАНТА. То направление взаимодействия с учениками, в котором обеспечивается ПРОЖИВАНИЕ (ОЖ). То направление, в котором формируются художественные умения и навыки (СП), воспитывается творческая активность личности. И, наконец, направление, которое обозначается словом БЕСЕДЫ – информационное сопровождение всего деятельностного и эмоционально переживаемого учебного процесса (ЗН).

Отрадно отметить, что в реальной практике мы встречаем порой учебные заведения, в которых реализованы, хотя бы частично, принципы концепции Б.П. Юсова. Прежде всего вспоминается Петербургский ТЮТ под руководством Е.Ю. Сазонова, где практикуется смена вида активной деятельности: дети раз в году меняют «место работы» в производственных цехах театра – год в пошивочном цехе, год в реквизиторском и т.д. И все это происходит при наличии ДОМИНАНТЫ – участия детей в театральных репетициях и постановках в качестве актера….

Таким образом, мы видим, что содержательное наполнение образовательного процесса, предлагаемое Б.П. Юсовым, полностью совпало с формой оптимального процесса трансляции, найденной в рамках методологии знания, и данное совпадение (слияние формы и содержания) доказывает выдвинутую гипотезу.

Заключение

Как удивительно совпали два научных вклада, два труда, соединившись в единый теоретико-практический прорыв – труд Владимира Петровича Зинченко и Бориса Петровича Юсова. Так отрадно было узнать на этой конференции, что этих людей связывала глубокая личная дружба. Сразу стало понятно, что это совпадение, наверное, не случайно. Вполне вероятно, что их мысли и чаяния укреплялись и усиливались в результате взаимного общения. Поэтому и возникает ощущение, что концепция Б.П. Юсова – непосредственное практическое продолжение взглядов его друга В.П. Зинченко. Но в этих двух трудах есть еще одно замечательное созвучие, незаметное невооруженным глазом.

В книге В.П. Зинченко «Посох Мандельштама…» мы находим один весьма примечательный фрагмент. В нем СУБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЕ приписывается такой же научный статус, которым до сих пор обладала только лишь ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА. Уравнение в правах этих истин доказывается строго научно, чуть ли не математически. И этот факт чрезвычайно важен для понимания масштаба вклада Б.П. Юсова в педагогику будущего, потому что помимо научной эрудиции, помимо превосходной логики научных построений, ведущую роль в открытии Бориса Петровича играет его гениальная догадка об интегративном преподавании искусств и распределении видов искусств по возрастным диапазонам, выделении в этом распределении доминанты, субдоминанты и контекстного сопровождения. Эта догадка многократно подтверждалась в ходе экспериментально-практической деятельности Б.П. Юсова и его коллег и сотрудников, но изначально в ней присутствует откровение СУБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЫ.

* * *

Не могу не выразить благодарность двум моим ученицам, без которых эта статья не могла бы быть написана. Пораженная после инсульта правая рука не позволяет адекватно функционировать. И если без Юлии Прудниковой вряд ли состоялся бы доклад, то без помощи Юлии Трефиловой не могла бы быть написана эта статья

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.