Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретический контекст



В какой научной области следует искать такой контекст, в который вписывается концепция Б.П. Юсова?

Поскольку мы имеем дело с педагогической концепцией, которая направлена на развитие человека, то, разумеется, этой научной областью будет психология развития, причем первые этапы этого развития от рождения до 17-18 лет.

Для того чтобы показать, что концепция Б.П. Юсова опирается на иной психологический контекст, нежели предшествующие педагогические концепции, нам надо рассмотреть ту психологическую среду, в которой складывалось представление о развитии личности на протяжении второй половины ХХ века.

Чтобы избежать объема докторской диссертации, сосредоточим свое внимание лишь на трёх основных направлениях психологических представлений эпохи – теория развития личности Зигмунда Фрейда, взгляды на развитие Эрика Эриксона8 и советская концепция возрастной психологии, которую мы условно обозначим концепцией «Выготского-Эльконина», признавая при этом весомый вклад в эту концепцию многих выдающихся отечественных психологов от С.Л. Рубинштейна, М.И. Лисиной, Л.И. Божович до наших современников – Л.Ф. Обуховой и Т.В. Корниловой.

Разумеется, мы предполагаем, что каждая из этих теорий истинна, и их кажущаяся противоречивость объясняется лишь тем, что процесс возрастного развития человека они рассматривают в различных ракурсах и с различных позиций. Нам необходимо выбрать систему координат, в которой мы будем рассматривать каждую из этих теорий.

Так, теория развития Зигмунда Фрейда исследует психосексуальное развитие личности, и в результате этого исследования мы видим, как поэтапно формируется человек, индивид, готовый войти в социальный мир как психофизиологический субъект.

Движущей силой развития личности в этой теории является психосексуальная энергия – либидо, и рассматривается взаимодействие развивающейся личности и социума.

В теории развития Эриксона помимо психосексуальной энергии социума исследуется также взаимодействие человека с культурой и природой, и в результате мы получаем характер человека, то есть совокупность основных его социально-психологических качеств (именно совокупность, а не систему). Движущей силой развития является, как и у Фрейда, психофизиологическая энергия личности – либидо и энергия окружающего пространства (социум, культура, природа).
В советской психологии исследуется формирование личности в том понимании, которое придал этому термину Б.Г. Ананьев (индивид-индивидуальность-личность-субъект), где под словом «личность» понимается совокупность социальных связей человека, и результатом этого исследования, разумеется, является сформированная к окончанию юношества личность человека. Движущей силой является внутренняя психическая деятельность человека и социокультурная деятельность его окружения. Диалектическое столкновение этих двух деятельностей и ведет к развитию личности.

Истинность всех этих теорий подтверждена практикой. На основе теории Фрейда появилась теория и практика психоанализа. После опубликования трудов Эриксона в Америке возник бэби-бум, когда стало модным рожать множество детей и грамотно их воспитывать. Советская же возрастная психология может служить эталоном применения диалектических форм мышления в исследовании объективной социальной реальности.

Итак, мы видим, как формируются различные аспекты личности человека под воздействием социума и культуры, а школа является представителем и социума, и культуры перед лицом ребенка. И при всех различиях этих трех подходов мы видим две принципиально общие черты.

1. Для того, чтобы увидеть первую, нужно сопоставить процесс школьного образования и психологические знания о развитии ребенка. Мы видим, что школьное образование как «ДАНО» в геометрических задачах – явление основополагающее. А знания по психологии, относясь к этой фундаментальности, лишь описывают, как школа влияет на развитие ребенка, и те редкие исключения, где школьный процесс построен по законам психологии, лишь подтверждают общее правило: Вальдорфская школа, система Монтессори, школа креативности Гилфорда.

Педагогический процесс в 20 веке формировался под воздействием исторических, культурных, политических, религиозных и др. факторов развития человечества, и соображения психологов о развитии личности играли в этом процессе далеко не ведущую роль. В целом система образования и в наше время не строится в соответствии с законами развития человека. Концепция Б.П. Юсова же является концепцией, основанной на знании психологии развития личности и четком понимании того, какова миссия образования человека в грядущую эпоху.

2. Вернемся к вопросам эзотерики. Рассмотрим человека как сущность взаимодействия тела души и духа, то есть физического, энергетического и информационного (ментального) тел. Мы видим, что предмет изучения физиологии и психофизиологии – это взаимодействие физического и энергетического тела, а в психологии – взаимодействие ментального и энергетического. Зададим себе вопрос: какая из наук описывает взаимодействие человека с окружающим миром? И, если выделять фрагменты этого окружающего мира (социум, культура), то эти взаимодействия входят так же в предмет психологии. Однако, помимо вышеназванных фрагментов, в нашем мире существует ещё огромное количество явлений, не входящих полностью ни в одну из перечисленных сфер. Эти фрагменты Б.П. Юсов назвал «стихиями».

Заострим наше внимание на такой стихии, как «духовность», которая упоминается Б.П. Юсовым. Правда, Борис Петрович по понятным причинам не мог акцентировать внимание читателей на первостепенной значимости этого явления, значимости для становления Человека. Остальные же концепции психологического развития личности (и Фрейд, и Эриксон, и, естественно, советская возрастная психология) вообще не принимали во внимание этой важнейшей сферы развития человека. Под этой стихией мы подразумеваем надмирную, надсубъектную сущность окружающего нас мира, частично отраженную в научном сознании, частично в религиозном, частично в искусстве, но полностью – нигде. Это та стихия, которая требует от человека постоянного поиска, постоянного саморазвития, постоянного движения вперед и вверх, к свету, к духу, к Богу.

Педагогической концепцией, обеспечивающей это движение, и является концепция Б.П.Юсова, поэтому его подход не мог встретить сочувствия в кругах советской педагогики, более того, в психологических теориях модернистской эпохи.

И для своего признания она нуждалась в мировоззрении следующего поколения.

Такую концепцию мы находим у В. П. Зинченко в его замечательной монографии «Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили». Именно здесь описано ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.