Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трансформация образа женщины-журналиста в программах российского телевидения 2000-х гг

 

Роль женщины в развитии медиаиндустрии за последние 20 лет становится все более заметной. По данным «Глобального отчета о статусе женщин в новостных медиа» (Global Report on the Status of Women in the news media) 2011г., подготовленного при поддержке Международного фонда для женщин в медиа (IWMF), в российских СМИ женщин работает на 25% больше, чем мужчин. Если раньше женщинам-журналистам доверяли только исключительно «женские» темы (здоровье, красота, психология, дом и т.п.), то в настоящее время ими освоены уже практически все сферы, которые ранее считались априори мужскими. Эту тенденцию подхватило и телевидение, где женщины зачастую стали значительно менять привычный всем формат передач, и в настоящее время они уже успешно осваивают ранее недоступные для себя сферы и жанры – политику, экономику, спорт, автомобили, военный репортаж из горячих точек и некоторые другие. Это привело к изменению самого образа женщины-журналиста на экране, что и обусловило актуальность выбранной темы.

Проблеме образа женщины на телевидении посвящали свои работы многие исследователи (М. Маевская, И. Мирошниченко, И. Тартаковская, А. Хлызова и др.). Однако все они рассматривают этот вопрос в контексте гендерных отношений и стереотипов в телевизионных программах. Репрезентация женского образа анализируется и в телевизионной рекламе (И. Грошев, М. Маркина, В. Суковатая и др.). Однако исследований, посвященных новой роли женщины-журналиста на телевидении, в настоящее время нет, что и определяет научную новизну данного исследования.

Цель работы – исследовать образ женщины-ведущей в российских телевизионных программах 2000-х гг., ориентированных на мужскую аудиторию, выявить его главные составляющие, определить новую роль женщины-журналиста в СМИ.

Под художественным образом понимается «обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме: картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника»[1]. Однако в данном исследовании мы опираемся не на понятие образа художественного, а на понятие образа вообще («созданный художником или актером характер, тип[2]»). Образ женщины-ведущей в телевизионных программах складывается из совокупности черт характера и профессиональных навыков. В программах, ориентированных большей частью на женскую аудиторию (например, телеканалы «Домашний», ТДК), ведущая выполняет традиционные женские роли – матери, жены, домохозяйки. Этот образ стал уже стереотипным в СМИ, однако в настоящее время он активно трансформируется, и женщина-ведущая, журналист освещает уже и считавшиеся ранее «мужские» темы.

Наиболее активный период переосмысления роли женщины в журналистике начался в 1995-1996 гг., что было связано с развитием женского движения в России. Даже спортивные передачи и репортажи уже не являются «неприступным бастионом мужского превосходства»[3]. О новом виде спортивной журналистики писал еще в 1970-е гг. известный спортивный журналист и комментатор Аркадий Галинский[4]. Он выделил новый жанр - публицистическую эссеистику, задача которой – задержать внимание читателя на какой-либо проблеме, показать ее суть и истоки. Этот жанр в настоящее время активно развивается и превращается больше в своего рода информационно-развлекательное ток-шоу, ведущими которого теперь становятся и женщины.

Сегодня женщины-ведущие различного рода новостей и программ, репортеры уже повсеместно распространены, однако роль спортивного комментатора, репортера, рассказывающего о мужских видах спорта, или презентера, ведущего прямое включение с матча, до сих пор считается исключением из правил. Первым таким исключением стала известная советская баскетболистка Нина Еремина, которая появилась в спортивном выпуске программы «Время» в 1974 г. Чуть позднее комментировать спортивные события стала и теннисистка Анна Дмитриева.

В настоящее время в роли спортивных комментаторов выступают в основном бывшие спортсменки, которые знают всю подноготную определенного вида спорта изнутри, а потому могут свободно рассказывать о происходящем телезрителям. Достаточно вспомнить такие имена, как Иоланда Чен, советская и российская легкоатлетка, горнолыжница Елизавета Кожевникова, заслуженный мастер спорта по легкой атлетике Ольга Богословская и некоторые другие. Однако такие виды спорта, как футбол и хоккей, до сих пор остаются прерогативой мужчин.

Настоящий прорыв в этой области сделал телеканал «Россия 2», на котором в сентябре 2011 г. стартовала первая женская программа о спорте и футболе – ток-шоу «90-60-90». Впервые программу о футболе стали вести исключительно женщины. Ведущие Мария Командная и Катерина Кирильчева решили бросить вызов и разрушить стереотипы, доказав тем самым, что женщины тоже способны вести интеллектуальные беседы на мужские темы. Примечательно, что концепцию футбольной программы девушки разработали сами. Новая программа стала продолжением радио-шоу, которое они вели на «Радио Спорт».

Первый выпуск вышел 4 июля 2011 г. Тогда программа называлась «Вне игры» и была посвящена исключительно футболу. С 28 сентября того же года формат разнообразился другими спортивными видами, и ток-шоу получило новое название- «90х60х90». Тем самым ведущие разрушили один из стереотипов, связанных с символикой этих чисел. 90-60-90 – не только придуманный модельерами эталон женской красоты, но и эталон женской интеллектуальности. Ведь сами девушки трактуют название своей программы как 90 минут футбольного матча, 60 минут их ток-шоу и 90 вопросов, которые не дают герою шанса что-либо скрыть.

И действительно, девушки занимаются спортивной журналистикой уже более пяти лет, прекрасно владеют тематикой, и даже сами гости не всегда ожидают такого интеллектуального подспорья с их стороны. Однако ведущие признаются, что получить признание коллег довольно непросто: «Это главная проблема женщин в футбольной и, может, еще в хоккейной журналистике. Тебе все время приходится биться лбом об стену. До сих пор общественность, в частности российская, не готова к тому, чтобы принять тот факт, что женщина может разбираться в футболе, что женщина может его любить, что женщина может в каком-то обозримом будущем стать комментатором или футбольным аналитиком»[5].

Программа выходит в двух форматах – репортажи из футбольных городов России и Зарубежья и собственно ток-шоу в студии. В первом из них ведущие Катерина Кирильчева и Юлия Квин путешествуют по городам клубов ФНЛ, а также по городам-хозяевам чемпионата Евро-2012. В каждой передаче рассказывается сразу про два футбольных клуба, соответственно репортажи ведутся из разных городов. При этом выстраиваются параллельные сюжеты о каждом из них. Как правило, акцент делается на одних и тех же моментах – краткая историческая справка о городе, представление символа футбольной команды (например, медведь у ярославского ФК «Шинник» и английский бульдог у новокузнецкого ФК «Металлурга-Кузбасс»), интервью с тренерами и игроками футбольных клубов. Ведущие показывают жизнь каждой команды изнутри, большое внимание, по словам Катерины Кирильчевой, уделяется и личности самих спортсменов: «Каждый новый герой программы для меня - самый удивительный футболист. У нашего шоу и слоган соответствующий: «Открыть в футболисте Человека»[6].

Само ток-шоу в студии ведут Катерина Кирильчева и Мария Командная (в апреле 2012 г. Марию Командную заменила актриса Мария Горбань). В гостях у девушек побывали такие футболисты, как Роман Павлюченко, Александр Алиев, бразильский футболист Бебето, нидерладский футболист и тренер Рууд Гуллит, а также звезды других видов спорта – Марат Сафин, Николай Валуев, Павел Буре, Иван Черезов и многие другие. Примечательно, что на ток-шоу затрагиваются не только спортивные темы, зачастую гости рассуждают о насущных проблемах в спорте, о любви, искусстве, литературе, рассказывают о своем детстве и жизненном пути. Ведущие стараются проникнуть в закулисную жизнь героев и очень часто получают весьма откровенные признания. Так, российский футболист Алексей Смертин рассказал девушкам о своей первой неразделенной любви и даже прочитал стихотворение Бродского. Программа с участием Николая Валуева оказалась посвящена такой теме, как доброта. В программе с нападающим московского «Спартака» Эммануэлем Эменике широко обсуждалась проблема расизма.

Традицию появления женщин в «мужской» спортивной журналистике подхватил и телеканал КХЛ ТВ. Женский взгляд на хоккей показан в программе «13» - 13 минут о спорте, жизни и хоккее. Первоначально ведущей программы была Алена Горенко, которая ранее вела новости спорта на телеканале «Столица». Позднее ее сменила Мария Титова, с появлением которой несколько поменялся и формат передачи. Мария Титова победила в конкурсе «Хоккейная болельщица», организованном Континентальной хоккейной лигой совместно с изданием HotIce.

В отличие от упомянутого выше шоу «90-60-90», программа «13» целиком посвящена спорту, вопросы личной жизни практически не затрагиваются. Сначала традиционно дается краткая справка о герое. В программу приглашаются не только звезды хоккея, но и абсолютно разные медийные персоны, так или иначе связанные с хоккеем, поскольку разговор ведется исключительно о нем. Так, футболист Владимир Бесчастных, играющий в хоккей на любительском уровне, рассказывает о том, чего же не хватает России для достижения победы в чемпионате 2014 г. в Сочи. Радио-телеведущий Антон Комолов предстает в программе в качестве хоккейного болельщика «Динамо», выражая свое отношение к происходящим в хоккее процессам.

Как видим, постепенно женщины-репортеры и ведущие по праву начинают занимать свою нишу в спортивной журналистике как знатоки не только женских видов спорта, но и мужских. Однако, несмотря на то что женщины-журналисты показывают превосходное знание данной тематики, к самостоятельному комментированию футбольных матчей они, если и придут, то нескоро. Одной из причин этого является то, что на данный момент общественность настроена к женщинам в футболе, скорее, негативно: «Каждое твое слово, использование определенной специфической терминологии, может быть не так трактовано. На данном промежутке времени Россия не готова к индивидуальному женскому комментарию. К парному – с мужчиной – возможно, но к чисто женскому – нет»[7].

Еще один новый образ женщины-журналиста отчетливо прослеживается и в автомобильных программах, которые в настоящее время становятся все популярнее. Несмотря на то, что подобные передачи ориентированы прежде всего на мужскую аудиторию, все чаще их ведущими становятся именно женщины. Но в их образе уже не прослеживается привычная для телезрителей женственность Ларисы Вербицкой или Оксаны Пушкиной. Это совершенно другой типаж, на первый план выдвигаются мужественность, компетентность, динамичная манера подачи материала. Подобный образ Оксана Дубовенко называет «новой агрессивностью российского телевидения»: «Никакой эмоциональной отсебятины, лапидарность, жесткий синтаксис речи – работают профессионалы. Таким женщинами хочется подчиниться[8]».

Одной из ярких представительниц нового образа по праву можно считать ведущую нескольких автомобильных программ Екатерину Каренину. Это единственная в России девушка-инструктор по экстремальному вождению, одна из основоположниц ночных гонок Москвы, победительница соревнований в номинации «Автоледи России-2006» и «Автоледи России-2007». В 2005-2007 гг. девушка вела программу «СARенина» на телеканале «Домашний», в 2008 г. - рубрику «По машинам!» на телеканале «Звезда», с 2010 г. работает ведущей рубрики «Автоледи» на «Авторадио». В 2012 г. Екатерина Каренина вела также прямые эфиры программы «Клубни» на телеканале «Авто Плюс».

Девушка действительно является профессионалом в такой «мужской», казалось бы, области, как автомобили. На это указывает и псевдоним ведущей. Как вспоминает сама телеведущая, первоначально ее образ ассоциировался с героиней Л.Н. Толстого Анной Карениной, поскольку на свой первый стрит-рейсинг девушка приехала в длинной юбке, с шалью на плечах и собранными в пучок волосами. Однако с появлением программы на телеканале «Домашний» псевдоним приобрел совершенно другой символический оттенок –CARenina (от англ. слова car – машина). Поскольку телеканал «Домашний» ориентирован больше на женскую аудиторию, то и программа «CARenina» имела соответствующий развлекательный характер и была предназначена прежде всего для женщин, о чем недвусмысленно говорил розовый автомобиль, появлявшийся в заставке программы. Помимо обзора новостей рынка автомобилей, тест-драйва определенной марки и обзора ее технических характеристик, в каждой программе присутствовали еще небольшие интервью со звездами (например, с певицей Ирсон Кудиковой, радиоведущей Ксенией Стриж и др.), которые преимущественно рассказывали о плюсах и минусах своих машин. Зачастую ведущая посещала также какие-то автомобильные соревнования.

Программа «Автоклубни», напротив, больше ориентирована на мужскую аудиторию и посвящена обсуждению какой-либо проблемной темы из мира автомобилей (тюнинговать автомобиль или нет, что лучше – полный, передний или задний привод и т.д.). В студии всегда присутствуют два героя, которые отстаивают определенную позицию по данному вопросу, зачастую противоположную. При этом ведущая прекрасно разбирается в материале, имеет собственную школу вождения и ряд эксклюзивных автомобилей, а потому активно поддерживает разговор о любых технических характеристиках автомобилей и приемах вождения.

На телеканале «Авто Плюс» выходят и другие автомобильные передачи, ведущими которых также являются женщины. Одна из таких ведущих – Анна Завершинская, абсолютная чемпионка России по автомобильным ралли. В программе «Между финишем и стартом» Анна рассказывает о том, как рождается спортивный автомобиль и как готовится к стартам. Ведущей другой программы – «Подержанные автомобили» является Елена Лисовская, успешно торгующая подержанными автомобилями уже много лет.

Как видим, ведущие подобных программ подобраны не случайно. Их роль уже не сводится к простому чтению заранее подготовленного журналистами текста. Они являются настоящими экспертами в автомобильной индустрии, что внушает значительно большее доверие у зрителя. Мужская аудитория, на которую ориентируются подобного рода программы, уже готова к тому, чтобы предоставить женщине равные права и в такой сфере, как автомобили.

Еще одной областью, в которой участие женщин становится все более заметным, является политика. В один ряд с такими известными именами журналистов этой сферы, как Владимир Соловьев, Николай Сванидзе, Александр Любимов, Андрей Караулов, в настоящее время можно поставить и Марианну Максимовскую. Особое внимание этому вопросу уделяла еще Мария Арбатова, которая в сентябре 1996 г. организовала «Клуб женщин, вмешивающихся в политику», главной целью которого было лоббирование женщин в эшелоны власти. Наиболее активное развитие эта тенденция получила в 2000-е гг. О ней говорил и Николай Сванидзе: «У нас сейчас очень много женщин-руководителей среднего звена, а это признак того, что дамы потихоньку пробиваются. В отличие от мужчин, женщины предпочитают эволюционировать, действуя незаметно, исподволь, они добьются власти и влияния»[9].

Одним из нашумевших политических ток-шоу в 2010-е гг. стал «Госдеп» с Ксенией Собчак, после появления которого в прессе начал активно обсуждаться новый образ ведущей. Если раньше ее фамилия ассоциировалась у зрителей, в основном, с реалити-шоу «Дом-2», то теперь, после участия в митингах 2011-2012 гг., Ксения стала одним из самых заметных лидеров оппозиционного движения в России. Новое амплуа ведущей отчетливо прослеживается и в телевизионных проектах 2012 г. –«Госдеп» и «Собчак живьем».

Премьерный выпуск программы «Госдеп» состоялся 7 февраля 2012 г. на телеканале «MTV». Программа должна была выходить еженедельно, но уже после первого выхода в эфир руководство канала решило от нее отказаться. Темой первой передачи стал назревший в то время вопрос – «Куда ведет нас Путин?» Участниками программы были депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков, член движения "Солидарность" Илья Яшин, координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов, лидер "Движения в защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова и другие представители различных организаций и движений. Однако, по словам Ильи Яшина, какой-то содержательной дискуссии не получилось: "Был какой-то невероятный треш, в течение двух часов едва не случилось три драки[10]". И действительно, сама постановка вопроса - «Куда ведет нас Путин?», и образ ведущей ток-шоу, ярой оппозиционерки, уже несут в себе негативную коннотацию, отвергающую какую-либо другую точку зрению, кроме оппозиционной. Хотя сама Собчак отмечала, что «готова делать любое политическое ток-шоу, но без черных списков и без смыслового превалирования любой одной позиции[11]».

Программа была ориентирована прежде всего на молодежь, именно поэтому должна была выходить на молодежном телеканале «MTV». Но она стала настоящей сенсацией, так как подобного рода передачи, тем более оппозиционные, в эфире этого канала никогда не транслировались. С 27 февраля 2012 г. «Госдеп-2» транслировался на сайте журнала «Сноб», со 2 марта 2012 г. - на телеканале РБК. 9 декабря 2012 г. ток-шоу «Госдеп-3»стало выходить в новом формате на телеканале «Дождь».

Другая политическая программа Ксении Собчак появилась примерно в то же время на телеканале «Дождь» - «Собчак живьем», которая транслируется в прямом эфире. Главная цель ведущей – поставить перед собеседником «неудобные» вопросы, которые обычно не принято задавать. Гостями программы стали многие политики, общественные деятели, артисты и другие известные медийные персоны. С каждым из них Собчак обсуждает назревшую политическую проблему. Так, темой для обсуждения с Иваном Охлобыстином стал закон о запрете усыновления гражданами США российских детей, программа со Скарлет Йоханссен была посвящена делу Pussy Riot.

Еще одна цель ведущей – раскрыть героя программы с необычной стороны. Однако ее вряд ли можно назвать удачной, так как большинство приглашенных выступают в привычном для зрителя образе. Так, например, все попытки заставить Ивана Урганта быть серьезным закончились полным провалом ведущей, а Жириновского ведущая смогла «подловить» только на том, что он никогда не смотрит в глаза.

Другой яркой ведущей политической передачи в 2011 г. стала Тина Канделаки. С 2009 по 2011 г. вместе с Андреем Колесниковым она вела программу «Нереальная политика». Изначально ток-шоу выходило в Интернете и через несколько месяцев стало самой популярной программой в сети. Затем она была куплена каналом «РЕН ТВ», а с 2010 г. в обновленном формате стала выходить на «НТВ». Идея программы заключалась в том, чтобы заставить говорить о политике тех людей, которые раньше этого никогда не делали.

Изначально к такому разговору приглашались актеры, звезды шоу-бизнеса и телевидения. Однако в новом формате было решено беседовать также с политиками и общественными деятелями, среди которых оказались Рамзан Кадыров, Владимир Чуров, Михаил Прохоров, Андрей Фурсенко и др. По словам Тины Канделаки, ее роль сводилась к тому, чтобы «объяснить зрителю происходящие в России политические процессы[12]». Однако лидирующее положение в этом вопросе занимал явно Андрей Колесников. Именно он в начале каждой передачи вводил зрителя в курс политических событий, которым посвящалась конкретная передача (например, роспуск Верховной рады на Украине в 2008 г., скандал Ксении Собчак с Василием Якименко, законодательный проект Михаила Прохорова о 60-часовой рабочей неделе и т.д.).

Не осталась без участия женщин-журналистов и такая область, как военный репортаж. Несмотря на то что в Военном университете министерства обороны РФ на специальность «военная журналистика» девушек не принимают, их число в последнее время в этой сфере заметно увеличилось. Первой женщиной-военным корреспондентом в России стала Дарья Асламова, специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда», автор книги «Приключения дрянной девчонки». Особенно заметны новостные репортажи из горячих точек женщин-журналистов на телевидении. Одной из первых в этой области стала Елена Масюк, которая с 1993 г. работала на телеканале «НТВ» и известна своими репортажами из районов боевых действий — Афганистана, Косово, Таджикистана, Чечни. В 1995-1996 гг. она получила несколько премий за репортажи из Чечни.

Характерной тенденцией XXI в. для телевизионного военного репортажа стало появление в числе корреспондентов девушек, освещающих события из горячих точек. Одна из главных среди них - Анастасия Попова, корреспондент телеканала «Россия 24». Она стала первым российским журналистом, который приехал в Сирию за пять месяцев антиправительственных выступлений. 26 декабря 2012 г. ей была вручена медаль «За отвагу» за репортажи из Сирии, благодаря которым вся Россия узнала о событиях, происходивших на Ближнем Востоке.

В репортажах Анастасии Поповой всегда эксклюзивные материалы. Так, только съемочную группу телеканала «России» полицейские согласились взять с собой на патруль в г. Хомса. Многие стендапы журналистки записывались прямо из центра боевых действий, под свист летящих мимо пуль. В одном из них она даже получила небольшое ранение. Другие стендапы она записывала то на танке, то в бронежилете из укрытия, то из разрушенного города, который все еще обстреливали антиправительственные войска. Уникальность материалов Анастасии Поповой заключалась в том, что она освещала события не только с точки зрения повстанцев, как это делали зарубежные телеканалы, но и со стороны властей Сирии. Благодаря этому телезрители получали не только сухую информацию о ходе военных действий, но и знали, какие меры предпринимают правительственные войска, видели более объективную картину событий своими глазами.

Таким образом, образ женщины-журналиста в программах российского телевидения за последние 10 лет действительно значительно трансформировался. Если раньше женщинам доверяли исключительно «женские» темы, то теперь они добились практически полного равноправия с мужчинами, и многие передачи, ведущими которых они являются, ориентированы даже исключительно на мужскую аудиторию. Во многом это связано с тем, что сейчас роль женщины в жизни уже не сводится только к сохранению домашнего очага и воспитанию детей. Женщины, так же, как и мужчины, занимают руководящие должности, ведут собственный бизнес, участвуют в политических делах страны. Эта картина отчетливо отражается и на телевидении. Главными составляющими нового образа женщины-журналиста стали независимость, активная жизненная позиция, профессионализм не только в журналистике, но и в таких сферах, как спорт, политика, экономика, автомобили и т.д.

 

Библиографический список:

1. Галинский А.Р. Не сотвори себе кумира. – Серия «Спорт и личность»: Молодая гвардия. М., 1971.

2. Дубовенко О. Новая агрессивность российского телевидения. Русский журнал. Обзоры. 30 октября 2001 г. Электронный ресурс. Код доступа: <http://old.russ.ru/culture/20011030_du-pr.html> (дата обращения: 19.12.2012).

3. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - 4-е Международное издание. - Санкт-Петербург: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», «Издательский дом НЕВА»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

4. Блог Тины Канделаки. Электронный ресурс. Код доступа:

<http://tikandelaki.livejournal.com/264087.html> (дата обращения: 29.12.2012).

5. Информационный портал Lenta.ru. Электронный ресурс. Код доступа: <http://lenta.ru/news/2012/02/07/mtvsobchak/> (дата обращения: 27.12.2012).

6. Сайт онлайн-сообщества facegallery.ru. Электронный ресурс. Код доступа: <http://facegallery.ru/user/1995/interview> (дата обращения: 7.12.2012).

7. Сайт портала «Деловой журнал». Электронный ресурс. Код доступа: http://www.dp.ru/a/2012/02/15/Sobchak_protiv_vlasti/ (дата обращения: 27.12.2012).

8. Сайт телеканала «Пятый канал». Электронный ресурс. Код доступа:

http://new.5-tv.ru/about/press/35165/ (дата обращения: 23.12.2012).

9. Сайт телеканала «НТВ+». Электронный ресурс. Код доступа:

<http://www.ntvplus.ru/sport/article.xl?id=39846> (дата обращения: 7.12.2012).

 

 


[1] Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2006. С. 102.

[2] Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000. С

[3]Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - 4-е Международное издание. - Санкт-Петербург: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», «Издательский дом НЕВА»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. С.

[4]Галинский А.Р. Не сотвори себе кумира. – Серия «Спорт и личность»: Молодая гвардия. М., 1971. Электронный ресурс. Код доступа: <http://agalinsky.narod.ru/kumir/kumir_a.html>(дата обращения: (19.12.2012).

 

[5]Сайт телеканала «НТВ+». Электронный ресурс. Код доступа:

<http://www.ntvplus.ru/sport/article.xl?id=39846> (дата обращения: 7.12.2012).

 

[6]Сайт онлайн-сообщества facegallery.ru. Электронный ресурс. Код доступа: <http://facegallery.ru/user/1995/interview> (дата обращения: 7.12.2012).

[7]Сайт телеканала «НТВ+». Электронный ресурс. Код доступа:

<http://www.ntvplus.ru/sport/article.xl?id=39846> (дата обращения: 7.12.2012).

[8]Дубовенко О. Новая агрессивность российского телевидения. Русский журнал. Обзоры. 30 октября 2001 г. Электронный ресурс. Код доступа: <http://old.russ.ru/culture/20011030_du-pr.html> (дата обращения: 19.12.2012).

[9]Сайт телеканала «Пятый канал». Электронный ресурс. Код доступа:

http://new.5-tv.ru/about/press/35165/ (дата обращения: 23.12.2012).

 

[10]Информационный портал Lenta.ru. Электронный ресурс. Код доступа:

<http://lenta.ru/news/2012/02/07/mtvsobchak/> (дата обращения: 27.12.2012).

[11]Сайт портала «Деловой журнал». Электронный ресурс. Код доступа: http://www.dp.ru/a/2012/02/15/Sobchak_protiv_vlasti/ (дата обращения: 27.12.2012).

[12]Блог Тины Канделаки. Электронный ресурс. Код доступа:

<http://tikandelaki.livejournal.com/264087.html> (дата обращения: 29.12.2012).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.