Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методологическая основа наноэкономики

Лимонова Екатерина Вячеславовна

Аспирант Поволжского института управления РАНХиГС

E-mail: katyalim@yandex.ru

Телефон: 89648468350

Экономическое поведение человека: наноуровень исследований

Аннотация. В статье обосновывается значимость наноэкономики в исследовании теории экономического поведения отдельного экономического агента (индивида) и выделение наноуровня в качестве исходного уровня экономических отношений. На основе наноэкономического подхода к анализу экономического поведения раскрывается роль человека в информационной экономике, основной на знаниях.

Экономическая наука постепенно расширяет, предметно идентифицирует уровни анализа теории и практики экономической жизни общества. Формирование современной научной парадигмы требует новых подходов к методологии исследования экономических отношений. В настоящее время получил распространение уровневый подход. Под влиянием глобализации и информатизации экономики в современных условиях происходит усложнение, эволюционное расширение и появление новых аналитических направлений исследования: от макроэкономики к мегаэкономике и от микроэкономики к наноэкономике.

В западной научной литературе понятие «наноэкономика» впервые появилось в 1987 году и введено в научный оборот выдающимся экономистом К.Эрроу. Под наноэкономикой автор понимает теорию экономического поведения индивидуальных экономических агентов в рыночных и нерыночных условиях [1]. Различные аспекты наноэкономики рассматриваются в работах Р.Коуза, О.Вильямсона (теория транзакционных издержек, связанных со стимулами и договорным процессом, требует «наноэкономические знания»), Г.Симонса (теория исследования явлений на уровне анализа более высокого порядка (глубинный уровень), Р.Лукаса (теория одиночных транзакций при формировании решений участниками рынка) [2].

В российской экономической мысли первые исследования в области наноэкономики «как экономики физических лиц» появились в 1996 году и принадлежат Г.Б.Клейнеру [3]. Фундаментальный вклад в теорию наноэкономики внес О.В.Иншаков,который выделил три основных направления исследования - утилитаристский, бихевиористский и эволюционистский [4].

В целом, наноэкономика представляет собой совокупность экономических отношений производства, распределения, обмена и потребления на уровне первичных субъектов – индивидуальных экономических агентов - в процессе их непосредственной экономической деятельности, в их действиях и операциях, направленных на обеспечение эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей [5].

Проблема исследования экономического поведения является синтетической, находится на пересечении интересов практически всех сфер научных исследований, занимающихся изучением человека: философии, экономики, социологии, психологии и т.д. Нанонаука развивается под влиянием естественнонаучных дисциплин, таких как информационные технологии, электронная техника, биохимия, атомная микроскопия, физика и др. На основе нанотехнологий развивается информационная экономика, создаются принципиально нового качества рабочие места, изменяются качества потребительских товаров и способы передачи информации, что создает возможности появления нового экономического агента – индивида.

Методологическая основа наноэкономики

Уровень исследования Объект исследования Предмет исследования
  Наноуровень   Человек, индивид Экономическое поведение и деятельность индивидуальных экономических агентов Потребительское Финансовое Трудовое Предпринимательское Инновационное

 

В информационной экономике, основанной на знаниях, возрастает роль человека, который является носителем и создателем нового знания. Поскольку наноэкономика – это уровень индивидуального экономического агента, то разнообразие его экономического поведения дает основу для понимания его роли в новой экономике.

Индивид как потребитель. Главную оценку деятельности фирмы дает потребитель. В современных условиях меняется характер потребления: оно становится разнообразным, индивидуализированным, ситуационным. По мнению Д. Тапскотта [6] одним из признаков нового электронно-цифрового общества является трансформация отношений изготовитель-потребитель, стираются грани между производством и потреблением. Наблюдается процесс кастомизации, когда изготовители вынуждены создавать товары, соответствующие требованиям индивидуальных потребителей. В новом сетевом обществе потребители вовлекаются в производственный процесс, то есть их знания, информация и соображения используются при определении технических характеристиках продукции. В инфомагистрали каждый потребитель становится одновременно изготовителем, когда создает и отправляет сообщение, обкатывает виртуальный автомобиль, создает нужную конструкцию на экране компьютера. Идеи потребителей, информация и технологии становятся частью продукции, увеличивается содержание знаний в товарах и услугах. Потребители информации и техники сами становятся производителями, начинают играть доминирующую роль.

Индивид как сберегатель, инвестор. Исследование финансового поведения индивидуального экономического агента на наноуровне основывается на разработках когнитивной нейронауки, нейроэкономики, поведенческой экономики (Дж. Акерлоф, Д. Каненан, А. Тверски, В.Смит) [7]. В ходе психологических экспериментов ученые пришли к выводу о феномене «ложной памяти», которая может препятствовать объективному восприятию действительности и влиять на принятие решений индивидов в ситуации неопределенности, особенно свойственной финансовым рынкам. Реалистичное моделирование поведения людей требует глубокого изучениямотивов и факторов поведения сберегателей и инвесторов, их склонности к риску, выбору тех или иных финансовых стратегий.

Индивид как собственник микропредприятия. Нанокорпорация – микробинес, по мнению Д.Пинка, остается «ужасно маленьким», его размер отражает личные предпочтения владельцев и лежит в основе конкурентной стратегии [8]. В информационной экономике средства производства доступны каждому, стоят дешево, их можно хранить дома и обслуживать один человек. Наблюдается тенденция миграции бизнеса «с работы домой». Причина тому, цифровые технологии, которые позволяют снижать затраты практически до нуля, ликвидируют барьеры входа на рынок. Как отмечает КМейер, предстоит переход от монолитных, замкнутых собственными границами организаций, взирающих сверху вниз, к сети атомических единиц, пребывающих в непрерывном процессе формирования новых отношений, и создающих рыночную стоимость снизу вверх, что меняет представления об управлении ресурсами [9].

Индивид как бизнес-единица. Наноэкономику определяют как экономику рабочего места. Основой данного подхода является экономическая генетика и эволюционная экономика, что позволяет создать и применить нанотехнологии операционного менеджмента, значительно повышая производительность труда, эффективность и конкурентоспособность предприятий в глобальном масштабе. П.Друкер выделяет особую категорию «работники умственного труда», обладающие высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Следовательно, важно сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного работника. По его мнению, способность организации осваивать знания и быстро пускать их в оборот составляет высочайшее конкурентное преимущество [10]. В этом процессе важна роль каждого работника как бизнес-единицы.

Индивид как свободный агент. Важная особенность новой экономики– свободные агенты, которые одновременно являются и работодателями, работниками. Это самый крупный сектор занятости в США. Д.Пинк. выделяет три основные категории самозанятого населения – «солисты» или фрилансеры, временные работники и микропредприниматели. Фрилансеры работают в одиночку, переходя от одного проекта к другому. Временные работники – люди, которые превращаются в свободных агентов помимо своей воли. Одной из причин ухода в свободные агенты становится незащищенность и нестабильность положения в корпоративной среде.

Индивид как личность. Использование принципов менеджмента организаций в построении индивидуальной карьеры, управлении личным временем, планированием жизненных процессов формирует новое направление исследований – наноменеджмент. По мнению Т.Любимовой, менеджмент личности и карьеры основывается на совершенно противоположных реалиях: 1) большинство людей переживут организации, в которых они работаю; 2) работники умственного труда мобильны и легко меняют место работы [11]. Такой подход обусловлен стремлением индивида к высоким стандартам качества жизни, заботе о своей самореализации, здоровье, благосостоянии, о развитии собственной личности. Этому способствуют современные технологии и условия информационной экономики. Наблюдается эволюция возможностей каждой личности и эволюция возможностей удовлетворения потребностей.

Индивид как создатель и распространитель идей и инноваций. Наноэкономический анализ инновационного поведения обращен к индивидуальному опыту субъекта и уникальности каждого человека как создателя новых идей. Ключевым моментом инновационного процесса является выход человека за пределы рационального мышления, отход от традиционных схем и методов обработки информации. Создание новых идей и инноваций основано на импульсах иррационального, интуитивного и творческого в человеке. М.Уэст [12] считает, что инноватор – это человек с достаточно высоким уровнем как креативности, так и инновационности, который способен не только продуцировать новые оригинальные идеи, но и применять их на практике. Распространение или диффузия инноваций, по Э.Роджерсу [13], есть процесс, посредством которого новые идеи технологии и предложения распространяются между членами социальной системы (сети) по коммуникативным каналам в течение определенного времени. Социальные связи определяются степенью доверия к другим субъектам и институтам, играющим в жизнедеятельности человека ключевую роль. Сотрудничество людей в сети становится частью международного депозитария знаний.

Таким образом, индивидуальные экономические агенты в новой экономике кардинально меняют взаимоотношения на рынках товаров и услуг, труда и капитала. Любая эффективная деятельность непременно зависит от каждого отдельного человека, от его вклада, поведения, отношения к задаче, его стимулов и мотивации, источников информации. Скорость изменений возрастает с применением интеллектуального программного обеспечения и развитием информационных каналов, что требует от индивида на любых уровнях экономического анализа проактивной реакции на изменение возможностей, а также выработки стратегических решений с применением тех инструментов, которые имеются именно на уровне наноэкономики.

Литература

1. Arrow K. Reflections on the essays. / Arrow and the Foundations of the Theory of Economic Policy. – L.: Macmillan, 1987.

2. Williamson O., Winter S., Coase R. The Nature of the Firm: Origins, Evolution and Development. Oxford University Press, 1993; Lucas R. Nanoeconomics and the unintended consequences of fixed-profit contact award policies // Space Programs and Technologies Conference. Huntsville, AL. Sept. 24-26, 1996.

3. Клейнер Г.Б. Наноэкономика. // Вопросы экономики. – 2004. - № 12.

4. Иншаков О.В. Наноэкономика и экономическая генетика.Волгоград, 2007.

5. Манахова И.В. Наноэкономика: многоуровневый подход к исследованию экономических отношений // Известия СГУ. Новая серия. Экономика. Управление. Право. Том 11.– 2011. – Вып. 2. – с. 8-12.

6. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. – Киев, 1999.

7. Tversky A., Kahneman D. Prospect theory: An analysis of decision on under risk // Econometrica. 1979. № 5. Р. 263-294.

8. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. - М.: Секрет фирмы, 2005. - с. 193.

9. Камрасс Р., Фарнкомб М. Алхимия корпорации. М.: Секрет фирмы, 2005.

10. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента ХХI века. Пер. с анг. - М.: Вильямс, 2007.

11. Любимова Т.А. Наноэкономика как исходный уровень анализа экономических отношений // Вестник ИрГТУ - 2009.- № 2 (38). – с. 88-96.

12. West M.A. Creativity and Innovation in Organizations, Management // international encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2004.

13. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. 4 ed. - N.Y. Free Press, 1995.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.