Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

 

Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г. и одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 г.*

УИК РФ вводится в действие с 1 июля 1997 г. Положения УИК РФ о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих наказаний, но не позднее 2001 г.

УИК РФ имеет принципиальные отличия от ИТК РСФСР 1924, 1933 и 1970 годов. В нем впервые регламентировано исполнение всех без исключения уголовных наказаний. ИТК союзных республик СССР обычно предусматривали исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы. В 1977 г. в них были включены нормы, предусматривавшие исполнение условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы, обе с обязательным привлечением осужденного к труду. Исполнение иных наказаний определялось Положением "О порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденных", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июля 1984 г. Аналогичные Положения были приняты во всех союзных республиках СССР. Порядок и условия исполнения наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть устанавливались действовавшим на всей территории СССР "Положением о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 апреля 1983 г.

Исполнение смертной казни определялось секретной инструкцией МВД СССР.

Законом Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. были упразднены наказания в виде ссылки, высылки, условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В ИТК РСФСР 1970 г. остались только предписания, регламентирующие исполнение лишения свободы и исправительных работ без лишения свободы.

Как видим, в России продолжительное время существовала диспропорция между систематизированным уголовным законодательством (УК РСФСР) и раздробленным, разноуровневым уголовно-исполнительным, и, поскольку они тесно связаны между собой, это отрицательно сказывалось на качестве исполнения наказаний, снижало уровень правовой защиты осужденных.

Принятие УИК РФ - целостного единства множества взаимосвязанных уголовно-исполнительных подсистем и элементов - значительный шаг в деле совершенствования законодательной регламентации исполнения уголовных наказаний, повышения его эффективности. УИК РФ упрощает исполнение уголовных наказаний, исключает элементы дублирования ряда законоположений.

В Общую часть ИТК РСФСР входило 13 статей. В УИК РФ она расширена до 24 статей, в основном за счет включения ряда норм, определяющих правовое положение осужденных; фиксирующих взаимоотношение уголовно-исполнительного законодательства с международными правовыми актами; устанавливающих контрольные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебного надзора, ведомственного контроля и прокурорского надзора за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

В Общую часть УИК РФ включена норма о порядке применения к осужденным принудительных мер медицинского характера (ст.18). Эта норма не относится к исполнению наказания, и поэтому она не является нормой уголовно-исполнительного законодательства.

Предписания УИК РФ исходят из ряда положений важнейших международных договоров, посвященных охране прав и свобод человека и гражданина, и специальных международных соглашений об обращении с осужденными. В ст.3 УИК РФ определено, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает соответствующие международные договоры РФ в пределах экономических и социальных возможностей страны.

Важно подчеркнуть, что в соответствии со ст.3 УИК РФ противоречие между предписаниями уголовно-исполнительного законодательства РФ и положениями международных договоров РФ решается в соответствии с международными договорами. Наша страна постепенно входит в мировое сообщество, поэтому исполнение уголовных наказаний также должно соответствовать международным стандартам.

С учетом Конституции РФ и международных соглашений в УИК РФ с особой тщательностью определяется правовое положение лиц, отбывающих наказание. Этому посвящена гл.2 УИК РФ, в которой закреплены основы правового положения осужденных (ст.10), их основные обязанности (ст.11) и особенно подробно - основные права осужденных (ст.12-15). В ИТК РСФСР эта проблема решалась упрощенно: констатировались права осужденного на свободу совести и личную безопасность (ст.81 и 82), конкретных же предписаний, определяющих их правовой статус, в ИТК РСФСР не было.

Осужденные имеют право: на получение информации о своих правах и обязанностях; на охрану здоровья; на социальное обеспечение; на личную безопасность; на свободу совести; могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждений или органов, исполняющих наказания, в вышестоящие органы, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, в общественные организации и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и т.д. (ст.11).

Права осужденных регламентированы широко и четко с определением механизма их реализации.

Впервые в кодекс включены принципы уголовно-исполнительного законодательства. Их реализация повышает эффективность исполнения наказания и усиливает защиту законных прав и свобод, а также интересов осужденных (ст.8). К сожалению, УИК суть указанных принципов не раскрывает в отличие от УК РФ, где в ст.3-7 приведена краткая расшифровка принципов уголовного законодательства.

Представляется целесообразным дополнить перечень ст.8 УИК РФ принципом справедливости.

В ст.43 УК РФ определены сущность, а также цели уголовных наказаний (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений). Уголовно-исполнительное законодательство призвано обеспечивать исполнение наказаний таким образом, чтобы названные цели были достигнуты. В ст.1 УИК РФ указано, что уголовно-исполнительное законодательство ставит целью исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и иными лицами. Следовательно, установленная в УК цель восстановления социальной справедливости при исполнении наказания не преследуется. Некоторые юристы объясняют это тем, что она достигается провозглашением приговора. Довод неубедительный. Приговор, несомненно, порицает от имени государства лицо, совершившее преступление. Но получается, что в неравноценных ситуациях - в отношении осужденных и за убийство и, например, за клевету - порицание будет являться тем же словесным воздействием на совесть, моральные устои преступника, не сопряженным с какими-либо материализованными последствиями. Как лицо оценивает факт осуждения, испытывает ли моральные переживания, раскаивается или нет - установить невозможно. Провозглашение приговора является лишь начальным этапом восстановления социальной справедливости, устанавливающим характер ее дальнейшей реализации. Следовательно, для восстановления социальной справедливости, нарушенной, попранной лицом, совершившим преступление, исполнение наказания должно носить возмездный характер. Суть любого наказания в покарании, в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (ч.1 ст.43 УК РФ). Поэтому исполнение наказания без реализации лишения или ограничения прав и свобод осужденного невозможно. Налицо принципиальное расхождение между уголовным и уголовно-исполнительным кодексами.

В ст.9 УИК РФ определено, что исправление осужденных - "это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения". В приведенном определении речь идет не о результате - исправлении, а о его процессе - формировании уважительного отношения, стимулировании законопослушания. Отсюда следует вывод, что исправление - это выработка в процессе исполнения наказания у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, приобретение ими навыков законопослушания. Термин "исправление", таким образом, может рассматриваться одновременно как цель, процесс и результат.

УИК РФ создавался не на пустом месте. Ему предшествовали три ИТК РСФСР. В УИК РФ без каких-либо серьезных переделок вошло немало норм из ИТК РСФСР 1970 г. Например, предписания о действии уголовно-исполнительного закона во времени и пространстве (ст.6), о применении к осужденным основных средств исправления (режима, воспитательной работы, общественно-полезного труда, общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия) (ст.9), о содействии общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания (ст.23) и др. Исполнение штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также исполнение лишения свободы, исправительных работ и некоторых иных наказаний во многом осуществляется применительно к правилам, установленным ИТК РСФСР 1970 г. (например, о переписке осужденных к лишению свободы, получении и отправлении ими денежных переводов - ст.91).

В ст.44 УК РФ дан перечень уголовных наказаний, имеющий принципиальный характер, он начинается с самого мягкого (штрафа), за которым следуют иные виды наказаний с постепенным, последовательным нарастанием их тяжести. Этот перечень позволяет сопоставлять тяжесть уголовных наказаний. В Особенной части УИК РФ допущены некоторые отступления от указанного перечня наказаний. В УИК РФ он начинается не со штрафа, а с обязательных работ (ст.25), после ареста следует не содержание в дисциплинарной воинской части, а лишение свободы и т.д. На чем основаны такие "вольности" в УИК РФ, непонятно.

Порядок и условия исполнения уголовных наказаний в УИК РФ регламентированы подробно и последовательно. Тем самым предопределены узкие границы для режимных предписаний технического характера, касающихся, например, условий и порядка проведения свиданий осужденных с родными или иными лицами в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Заметим, что в аналогичном документе от 10 октября 1986 г., изданном еще в СССР, было 85 параграфов и 36 приложений. Объем этих правил (109 страниц!) в несколько раз превышал размер ИТК РСФСР 1970 г.

В СССР исправительные работы без лишения свободы применялись к 23-25% осужденных. В Российской Федерации уровень применения этого наказания снизился примерно в три раза, что во многом предопределяется наличием большой безработицы в стране.

В ст.27 УК РСФСР 1960 г. предусматривались два вида исправительных работ без лишения свободы: по месту работы осужденного либо в иных местах, определяемых органом, исполняющим наказание. В ст.50 УК РФ последнего вида исправительных работ нет. На практике он назначался относительно редко - примерно 11% лиц приговаривалось к этому наказанию. Продолжительность исправительных работ и размер удержания из заработка осужденных в ст.50 УК РФ не изменились. В то же время исполнение этого наказания в соответствии с УИК РФ претерпело значительные изменения. Так, в период отбывания наказания осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Причем он не имеет права отказаться от предложенной службой занятости работы или возможности переквалифицироваться (ст.40 УИК РФ). Рассматриваемые предписания закона обоснованны. Они вытекают из сути исправительных работ и препятствуют уклонению от их отбывания.

В ст.41 УИК РФ установлено, что для повышения эффективности исполнения исправительных работ и предупреждения совершения осужденными новых преступлений уголовно-исполнительная инспекция имеет право запретить осужденному: пребывать вне дома в определенное время суток, покидать место жительства в выходные дни или в период отпуска, пребывать в определенных местах района (города); может обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Эти обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев, но могут продлеваться неоднократно в пределах срока отбываемого наказания. В порядке поощрения время и объем запретов и наложенных обязанностей могут быть сокращены уголовно-исполнительной инспекцией.

По мнению автора, перечисленные правоограничения не вытекают из сути исправительных работ, поэтому их установление в УИК РФ необоснованно.

УИК РФ существенным образом изменил порядок и условия исполнения лишения свободы и содержания в дисциплинарной воинской части, построив их по развернутой прогрессивной системе. Суть прогрессивной системы заключается в изменении условий исполнения наказаний (или даже замена одного наказания другим) в зависимости от изменений в поведении осужденного. Особенно широко она применяется при исполнении лишения свободы - самого распространенного и вместе с тем самого тяжкого наказания (по состоянию на март 1997 г. в местах лишения свободы находилось 1 051 515 осужденных).

В ИТК РСФСР 1970 г. в качестве поощрения предусматривалось предоставление осужденным более мягких условий содержания, что вело к некоторому улучшению их правового положения (они получали больше посылок и передач, свиданий и т.д.). Недисциплинированные осужденные водворялись в помещения камерного типа на срок до шести месяцев, а в колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до одного года. Этим и ограничивалась дифференциация условий отбывания лишения свободы в пределах одной колонии.

УИК РФ устанавливает три ступени изменения условий содержания осужденных в исправительных колониях строгого и особого режимов и четыре - в исправительной колонии особого режима и в воспитательных колониях. Это нововведение носит революционный характер, поскольку многократно увеличивает диапазон возможных изменений условий отбывания лишения свободы в зависимости от поведения осужденного в границах одного и того же исправительного учреждения. Меньше всего было внесено изменений в регламентацию режима исполнения лишения свободы в тюрьме, где сохранилось два вида режима: общий и строгий.

Механизм созданной прогрессивной системы заимствован в основном из американских реформаториев (1864 г.), но в него внесен ряд принципиальных изменений. В реформаториях царил произвол администрации, который обесценивал идею изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения. В УИК РФ предусмотрены гарантии законности исполнения наказания, и в том числе реализации прогрессивной системы. Многие элементы и условия реализации указанной системы формализованы, что значительно сужает круг вопросов, переданных на усмотрение администрации. Так, в ст.116 и 117 УИК РФ установлены жесткие условия признания осужденного злостным нарушителем режима, так как это может быть сопряжено с ухудшением условий его содержания.

В соответствии со ст.120 УИК РФ осужденные, поступающие в колонию общего режима, направляются на общие условия содержания не менее чем на шесть месяцев. Это испытательная ступень. Если осужденный не имеет нарушений режима и добросовестно относится к труду, то он поощряется переводом на облегченные условия содержания. Те же, кто признаются злостными нарушителями режима, подлежат переводу с обычных на строгие условия содержания, в соответствии с которыми они должны находиться не менее шести месяцев в запираемых помещениях. При отсутствии нарушения режима и добросовестном отношении к труду таких осужденных вновь переводят на общие условия. Лица, признанные злостными нарушителями режима при облегченных условиях содержания, подлежат переводу на общие или даже строгие условия. Как видим, возможно "перепрыгивание" через одну ступень содержания.

Осужденные, отбывающие наказание на облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут заслужить за шесть месяцев до окончания срока перевод на полусвободные условия содержания вне места лишения свободы без охраны, но под надзором администрации (ч.3 ст.121 УИК РФ). Это, по сути, четвертая ступень исполнения наказания.

В случае облегченных и общих условий содержания осужденные проживают в обычных жилых помещениях, а при строгих условиях - в запираемых камерах. В зависимости от условий содержания осужденных определяется объем ограничений и предоставляемых им прав (число свиданий, получаемых посылок, возможности выезда из колонии во время отпуска, свобода передвижения и т.д.). Поэтому перевод со строгих условий отбывания наказания на общие, затем на облегченные, а тем более на условия полусвободы становится стимулом. И наоборот, чем строже условия содержания, тем более ощутим прирост карательного содержания лишения свободы (меньшее число посылок, передач и т.д.). Эти изменения ощутимы, наглядны и напрямую зависят от поведения осужденного.

Широкий диапазон возможных условий содержания осужденных способен значительно сократить переводы осужденных как из колоний общего и строгого режимов в исправительные колонии-поселения (за хорошее поведение), так и в тюрьму (за злостные нарушения режима).

Исполнение наказания в одном и том же месте лишения свободы обеспечивает преемственность в осуществлении карательно-воспитательного процесса по отношению к осужденным, освобождает государство от дорогостоящих перевозок их из одного места лишения свободы в другое и т.д.

В процессе исполнения наказания возможны неоднократные переводы с одних условий на другие как в сторону улучшения правового статуса осужденного, так и в противоположную.

В исправительных колониях особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, первой ступенью являются строгие условия содержания, на которых они должны находиться не менее 10 лет, после чего возможен их перевод на общие условия содержания на такой же минимальный срок. И в этих колониях используются запираемые помещения только в случае строгих условий содержания, а при общих и облегченных условиях - обычные жилые помещения.

В колониях строгого и особого режимов нет возможности отбывания наказания вне колонии.

Минимальный срок нахождения на той или иной ступени для перевода на более льготную в колониях строгого режима - 10 месяцев, а в колониях особого режима для лиц, отбывающих срочное лишение свободы, - один год.

В воспитательных колониях существуют четыре ступени отбывания наказания. В строгих условиях содержатся осужденные за умышленные преступления, совершенные в процессе отбывания лишения свободы, и осужденные, признанные злостными нарушителями режима. Они содержатся в обычных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Следовательно, при строгих условиях отбывания наказания установлено больше правоограничений, нежели это было возможно в прошлом в соответствии с предписаниями ИТК РСФСР 1970 г. "Цена" злостных нарушений в воспитательных колониях значительно возросла.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором.

Из обычных условий содержания несовершеннолетние осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, и все осужденные женского пола при отсутствии взысканий за нарушения режима и добросовестном отношении к труду и учебе переводятся на облегченные условия по отбытии не менее трех месяцев срока наказания. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, - не раньше, чем через шесть месяцев.

В тюрьмах начальным этапом отбывания лишения свободы является строгий режим, в этих условиях осужденный должен находиться не менее одного года.

Режимные условия отбывания наказания в колониях-поселениях остались неизменными.

Таким образом, уголовное законодательство предусматривает широкие возможности индивидуализации наказания лишением свободы (тюрьма или колонии различных режимов), а уголовно-исполнительное законодательство устанавливает порядок дифференциации исполнения лишения свободы посредством изменения условий отбывания наказания. Тем самым осуществляется реализация принципа справедливости (ст.6 УК РФ), дифференциации и индивидуализации назначения и исполнения уголовных наказаний (ст.8 УИК РФ).

Основанием для перевода осужденных на более строгие условия содержания является признание их злостными нарушителями режима. В соответствии со ст.62 ИТК РСФСР 1970 г. злостное нарушение режима (перечень таких нарушений режима был дан в этой статье) автоматически вело к признанию осужденного злостным нарушителем режима. В ст.116 УИК РФ этот вопрос решен по-иному. Она также приводит перечень злостных нарушений режима, но осужденный, совершивший подобный проступок, становится злостным нарушителем режима лишь в случае, если начальник колонии в своем постановлении признает его таковым. Злостным нарушителем режима может быть признан также осужденный, совершивший в течение года повторно и иные, не входящие в приведенный перечень, нарушения режима, если за каждое из них он был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор. Но в подобных ситуациях следовало бы говорить не о злостном нарушении режима, а о злостном его нарушителе.

Осужденный может быть признан злостным нарушителем режима, если ему за совершение подобного действия (действий) было назначено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор, в помещения камерного типа (в колонии общего или строгого режимов), в одиночные камеры (в колонии особого режима), в единые помещения камерного типа (ст.115 и 116 УИК РФ).

Содержание в дисциплинарной воинской части, являющееся, по существу, разновидностью лишения свободы, возможно в двух вариантах: на общих или облегченных условиях содержания. Замена общих условий облегченными применима к осужденным военнослужащим, характеризующимся примерным поведением, добросовестным отношением к военной службе и труду по отбытии ими не менее 1/3 срока наказания. Исполнение рассматриваемого наказания впервые вошло в прогрессивную систему (ст.166 УИК РФ).

УК РФ и УИК РФ регламентировали развернутую прогрессивную систему исполнения уголовных наказаний. Это прежде всего изменение условий содержания в процессе исполнения лишения свободы и содержания осужденного в дисциплинарной воинской части.

В ст.73 УИК РФ предусмотрены: замена одного вида исправительного учреждения другим; досрочный перевод из тюрьмы в колонию (и наоборот - из колонии в тюрьму); перевод осужденных из колонии общего или строгого режимов в колонию-поселение (и наоборот, из колонии-поселения в колонию общего или усиленного режимов). Как уже отмечалось, необходимость таких переводов стала значительно меньше в связи с широкими возможностями изменения условий содержания осужденных в рамках одного и того же места лишения свободы.

В соответствии с предписаниями УК РФ осужденным в случаях злостного уклонения от уплаты штрафа (ст.46); отбывания исправительных работ (ст.50); обязательных работ (ст.49) и от ограничения свободы (ст.53) эти наказания заменяются более тяжкими. В ст.80 УК РФ установлена возможность замены неотбытой части срока лишения свободы другим, более мягким, наказанием. Перечисленные замены одного наказания другим в процессе их исполнения предопределяются поведением осужденного, что характерно для прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. В нее входит также осуждение лиц, совершивших в процессе исполнения наказания новые преступления.

В УИК РФ трудовые права лиц, отбывающих лишение свободы, значительно расширены по сравнению с исправительно-трудовым законодательством эпохи СССР. Вместе с тем труд в местах лишения свободы для осужденных обязателен. Они привлекаются к общественно полезному труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений (наиболее оптимальный вариант), на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности. Осужденные имеют возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны их труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Труд осужденных оплачивается на обычных условиях. Они получают пенсии и т.д. Осужденные не имеют права выбора вида работы, к некоторым работам они никогда не привлекаются в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, например к работам с использованием взрывчатых веществ, ядов, спиртосодержащих жидкостей. Осужденным запрещается покидать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ осужденного от работы является злостным нарушением режима. Осужденные не могут быть членами профессиональных союзов (гл.14 УИК РФ).

Осужденные, получающие заработную плату или пенсию, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг (кроме стоимости спецпитания и спецодежды). В отношении осужденных, уклоняющихся от работы, эти удержания осуществляются с их лицевых счетов.

Лицам, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях или являющимся инвалидами I и II групп, питание и одежда предоставляются бесплатно. Этим категориям лиц создаются улучшенные материально-бытовые условия и предоставляется питание по повышенным нормам (ст.99 УИК РФ).

Кроме упомянутых, УИК РФ не свободен и от некоторых иных недостатков, ошибок и спорных решений. Так, регламентация порядка и условий исполнения ограничения свободы (ст.58-60) и отбывания лишения свободы в исправительных колониях-поселениях (ст.128 и 129) почти тождественны. Лица, отбывающие ограничение свободы, и лица, находящиеся в колониях-поселениях, содержатся без охраны, но под надзором; проживают, как правило, в специальных общежитиях и т.д. Таким образом, колонии-поселения являются местом не лишения, а ограничения свободы. Следовательно, перевод туда осужденных из исправительных колоний фактически является заменой лишения свободы ограничением свободы. А если это так, то ее регламентация должна осуществляться в УК, а не в УИК РФ. Очевидно, что наличие двух зеркальных отражений ограничения свободы нецелесообразно.

Отметим и то, что в ст.58 УК РФ предусмотрен один вид исправительных колоний-поселений - для отбывания в них наказания лиц, осужденных за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет. Как уже отмечалось, уголовно-исполнительное законодательство трансформировало лишение свободы в ограничение свободы. К тому же оно установило еще одну разновидность колоний-поселений для перевода в них лиц, твердо ставших на путь исправления, из исправительных колоний общего или строгого режимов. Правомерно ли создание исправительных колоний-поселений, не предусмотренных УК РФ?

В ч.6 ст.88 УК РФ установлено, что несовершеннолетние лица мужского пола, впервые осужденные к лишению свободы, и все несовершеннолетние лица женского пола отбывают лишение свободы в воспитательных колониях общего режима, а несовершеннолетние лица мужского пола, повторно осужденные к этому наказанию, - в воспитательных колониях усиленного режима. Эти предписания уголовного закона предопределили необходимость установления в УИК РФ различных по строгости правил и условий отбывания наказания в различных по режиму воспитательных колониях. Но это было проигнорировано УИК РФ, установившим единые условия отбывания наказания в воспитательных колониях общего и усиленного режимов.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, не входит в компетенцию уголовно-исполнительного законодательства, ибо находится за границами соответствующих правоотношений. В ст.183 УИК РФ четко сказано, что такой контроль должен осуществляться на основе федерального законодательства. Но вопреки этому в ст.178 УИК РФ предусмотрен контроль за соблюдением условий отсрочки наказания осужденным женщинам, а в ст.187-190 УИК РФ - контроль за условно осужденными. Логично было бы в этот перечень включить и контроль за условно-досрочно освобожденными, но таких указаний в УИК почему-то нет. Но главное в ином: контроль за освобожденными от наказания вообще не входит в сферу деятельности УИК РФ, и, таким образом, УИК РФ противоречит самому себе.

Регламентация условно-досрочного освобождения от наказания является исключительной компетенцией УК РФ. Вопреки этому в ст.176 УИК РФ включены предписания, дополняющие ст.79 УК РФ. В ч.2 ст.176 УИК РФ указано, что к условно-досрочному освобождению не представляются осужденные, совершившие новое такое же или особо тяжкое преступление в период отбывания пожизненного лишения свободы. Может быть, такое ограничение применения условно-досрочного освобождения от наказания и следовало бы ввести, но это входит в компетенцию уголовного закона.

В ч.1 ст.176 УИК РФ указано, что условно-досрочное освобождение от отбывания пожизненного лишения свободы применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение трех предшествующих лет. Суды же реализуют такое освобождение от наказания только на основе УК РФ. Кому тогда адресовано приведенное положение ст.178 УИК РФ? К тому же, в соответствии с ч.8 ст.117 УИК РФ, если во время отбытия дисциплинарного взыскания в течение года осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания. Противоречие очевидно.

В ч.3 ст.176 УИК РФ налицо вторжение в уголовный процесс. В ней определено, что в случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизненному лишению свободы повторное ходатайство о его применении может быть осуществлено не ранее чем через три года. В п."г" ч.1 ст.58 УК РФ предусмотрен один вид исправительной колонии особого режима, в которой должны отбывать наказание осужденные при особо опасном рецидиве и осужденные к пожизненному лишению свободы. В ст.124-127 УИК РФ установлено, что указанные категории осужденных отбывают наказание в различных колониях особого режима с резко отличающимися условиями содержания. Осужденные при особо опасном рецидиве начинают отбывать наказание на обычных условиях в общежитиях с минимальным сроком, равным одному году (ст.124), а для осужденных к пожизненному заключению в соответствии со ст.127 УИК РФ первая ступень - отбывание наказания в строгих условиях не менее 10 лет. При этом они размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. Раздельное содержание в колониях осужденных при особо опасном рецидиве и осужденных к пожизненному лишению свободы обоснованно, оно имело место и в прошлом, но установление в этих колониях различных режимов противоречит уголовному закону.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что в целом УИК РФ, несмотря на некоторые недостатки, несомненно, отвечает поставленным перед ним задачам. Он создает хорошую правовую основу для достижения целей уголовного наказания в процессе его исполнения.

Если для исполнения наказаний в Российской Федерации будет обеспечена надлежащая материальная база, то данный процесс будет эффективным и во многом успешным. Из известных автору подобных законодательных регламентаций как прошлого, так и настоящего УИК РФ - самый совершенный, самый прогрессивный.

_____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 2. Ст.198.

 

Ткачевский Ю.М.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.