Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Родительские стили воспитания и установки



 

Родительские установки, или позиции, - один из наибо-лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно-шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо-собов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимич-но понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответст-вующего поведения, которые не связаны именно с дан-ным ребенком, а характеризуют отношение к детям вооб-ще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра-жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

 

С. Броди выделила четыре типа материнского отношения.

1. Матери первого типа легко и органично приспосаб-ливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного мате-ринского стиля была реакция матери на приучение ребен-ка к туалету. Матери первого типа не ставили себе за-дачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «до-зреет».

2. Матери второго типа сознательно старались при-способиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в обще-нии с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.

3. Матери третьего типа не проявляли большого инте-реса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

4. Матери четвертого типа поведения характеризуют-ся непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были проти-воречивыми.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все тре-бования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может конт-ролировать действия других и достигать своих целей.

Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за по-груженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникно-вению чувства «выученной беспомощности», что впос-ледствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций, и контактов с новыми людь-ми, недостатку любознательности и инициативы.

Описанные типы родительского (прежде всего мате-ринского) отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворе-ния базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в кон-тинууме «принятие -- отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адре-сованные ребенку более старшего возраста (3-6 лет), где важным социализирующим моментом начинает вы-ступать параметр воспитательного контроля.

 

А. Болдуин выделил два стиля практики родитель-ского воспитания -- демократический и контролирую-щий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребует-ся, одновременно верой в успех самостоятельной дея-тельности ребенка; ограничением собственной субъектив-ности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные огра-ничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинар-ных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выражен-ной способностью к лидерству, агрессивностью, стремле-нием контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались так-же хорошим физическим развитием, социальной актив-ностью, легкостью вступления в контакты со сверстни-ками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспита-ния были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрес-сивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствитель-ность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

 

Д. Боумрин в цикле исследова-ний попытался преодолеть описательность предшествую-щих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные -- с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружес-кие отношения со сверстниками, стремящиеся к исследо-ванию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие -- с преобладанием уныло-грустного на-строения, трудно устанавливающие контакты со сверст-никами, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Незрелые -- неуверенные в себе, с плохим самоконт-ролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситу-ациях.

 

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролиру-ющие действия направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение роди-тельских стандартов и норм.

Второй параметр -- родительские требования, побуж-дающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллекту-альной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на незави-симость и самостоятельность.

Третий параметр -- способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани.

Четвертый параметр -- эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отно-шение направлены на содействие физическому и духов-ному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родитель-ском отношении всех четырех измерений -- контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательнос-ти и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родите-ли последних оказались абсолютно неспособными к кон-тролю детского поведения в силу собственной эмоцио-нальной незрелости.

Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используе-мых родителями. При этом адекватный контроль предпо-лагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

 

В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) -- не-приятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагиро-вания, сочетающиеся с жестким контролем, регламен-тацией всей жизни ребенка, с императивным навязыва-нием ему единственно «правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме -- реального отказа от ребенка, помеще-ния его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. В нашей практической работе подобное отношение мы отмечали у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроен-ности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недос-татком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выра-жается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, му-зыка, фигурное катание, технические и спортивные круж-ки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооцени-вают реальные психофизические особенности и ограни-чения ребенка.

 

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) -- «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» -- культивирование внимания всех членов семьи на ребен-ке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Наиболее патогенным оказывается воздействие не-правильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода разви-тия -- потребности в автономии, уважении, самоопре-делении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).

 

Е.Т. Столин и В.В. Столин добавили еще несколько типов неадекватного родительского (ма-теринского) отношения к ребенку.

1. Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса «главы семьи».

2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка» (В. И. За-харов, 1982), что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обес-печения симбиотических связей с ним.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребен-ку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим пове-дением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице -- как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гне-ва, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедрить-ся в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответ-ной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, подросток вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, по-ступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесце-нивания «Я», сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чув-ства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родитель-скую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие са-мостоятельности сковывается постоянным страхом под-ростка оказаться виноватым в неблагополучии родите-лей, отношениями зависимости.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.