Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЛИЯНИЕ БЕСПОМОЩНОСТИ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА



РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ: С ЛЮДЬМИ БЫВАЕТ ТО ЖЕ САМОЕ...

Не секрет, что возможность непосредственного применения резуль­татов, полученных на животных, к объяснению особенностей поведе­ния человека до сих пор вызывает большие сомнения. Конечно, эти сомнения возникли и у Селигмана, у его коллег — психологов. Дональд Хирото, молодой американский психолог, в 1971 году попытался про­верить, работает ли механизм, обнаруженный Селигманом, у людей [Hiroto, 1974].

Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кно­пок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — искомая комбинация суще­ствовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали — неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.

Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специ­ально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки — звук пре­кращался.

Эксперименты Хирото доказали две важные вещи. Было установ­лено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, вы­ключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в пер­вой серии.

Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пыта­лись выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.

Два важных факта состояли в том, что у людей существует уже ус­тановленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации. Однако оставался один факт, который пока не имел объяснения. В эксперимен­тах Хирото получалось так, что при помощи неустранимого шока не удавалось сделать беспомощными примерно треть испытуемых. Соз­давалось такое впечатление, что люди из этой трети каким-то образом умеют противостоять беспомощности, несмотря на опыт неконтроли­руемости событий.

Этому факту пока не удавалось найти объяснения.

 

БЕСПОМОЩНОСТЬ И ИММУНИТЕТ:

КАК БЕСПОМОЩНОСТЬ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РАКА

У ЖИВОТНЫХ

Беспомощность влияет на очень многие особенности жизни чело­века: на то, как он воспринимает мир, на то, какие цели перед собой ставит и каким образом стремится к их осуществлению, на отношение к своему здоровью и т.д. В конечном счете, от степени беспомощности зависит не только успех в жизни, но и здоровье...

Одно из самых значительных открытий Селигмана и его сотрудни­ков состоит в том, что первоначально в экспериментах над животны­ми, а потом и на человеке, было установлено, что беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека, на способность организ­ма противостоять болезням, а значит — и на долголетие. То, как это было доказано, может служить одним из примеров строгих с научной точки зрения экспериментов в психологии.

Эксперименты по изучению влияния беспомощности на иммуни­тет были проведены Мадлон Висинтейнер на классических лаборатор­ных животных — крысах — с использованием достаточно строгого тес­та, используемого в иммунологии. Всем крысам привили некоторое ко­личество раковых клеток. Это количество было специально подобрано таким образом, что при нормальных условиях должны были выжить 50 процентов крыс.

Затем всех крыс разделили на 3 группы: первые получали умерен­ный шок, которого можно было избежать, вторая группа получала не­контролируемый неизбежный шок, третья группа вообще не получала никакого шока.

Поскольку речь шла о физическом здоровье, в эксперименте тща­тельно контролировались все возможные физические переменные (си­ла и продолжительность тока, условия питания и гигиены и т.д.). Един­ственное различие между группами состояла в наличии или отсутст­вии выученной беспомощности. Третья, контрольная группа служила для проверки точности дозировки в иммунологической части экспери­мента. Смертность в этой контрольной группе составила обычную для теста пропорцию 50 на 50.

В двух других группах данные были иные.

Среди «беспомощных» крыс умерло 73% особей. Было доказано, что выученная беспомощность может влиять на иммунитет — сопро­тивляемость организма деятельности болезнетворных клеток...

Но еще более удивительная вещь произошла в группе, в которой крысы научились сами останавливать действие электрического тока. Смертность в этой группе составила всего 30%! Меньше, чем в группе, которая ни с какими неприятностями не сталкивалась!

Этот совершенно неожиданный факт заставил исследователей за­думаться над тем, что из себя представляет альтернатива беспомощно­сти? Что, какое качество делает людей более устойчивыми к неблаго­приятным событиям?

Позже Селигман назовет это качество оптимизмом.

Примерно в одно время с работой Мадлон двое канадских исследо­вателей, Ларри Склар и Хайми Анисман, пришли к тем же выводам, используя в качестве лабораторных животных мышей, а не крыс, и из­меряя скорость роста опухоли, а не смертность. Дальше проверять од­нозначно установленные факты смысла не было. Имело смысл попы­таться установить, имеет ли место та же самая закономерность у лю­дей. Конечно, в этом случае прививать рак ученые не стали. Эллен Лангер и Джуди Роден нашли способ оценить влияние беспомощности на продолжительность жизни человека.

ВЛИЯНИЕ БЕСПОМОЩНОСТИ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Новые результаты получили Эллен Лангер и Джуди Роден. Они ра­ботали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и имели возможность кое-что изменить в жизни пожилых людей.

На двух разных этажах они дали старикам две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь по степени, в которой старики мог­ли что-либо изменить в окружающей их действительности.

Вот инструкция, которая давала людям право выбора: «Я хочу, что­бы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в нашей клини­ке. На завтрак вы можете выбрать либо омлет, либо яичницу, новы­брать нужно вечером. По средам или четвергам будет кино, но записы­ваться нужно будет заранее. В саду вы можете выбрать цветы для сво­ей комнаты; можете выбрать, что хотите, и унести к себе в комнату— но поливать его вы должны будете сами».

А вот та, которая лишала их возможности влияния, хотя и реализо-вывала идею абсолютной заботы о стариках: «Я хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашей клини­ке. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет мы готовим по понедельникам, средам и пятницам, а яичницу — в остальные дни. Кино бывает вечером в среду и четверг: в среду — для тех, кто живет в левом коридоре, в четверг — для тех, кто в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет за ним уха­живать».

Таким образом, получалось, что обитатели одного из этажей дома престарелых могли сами распоряжаться своей жизнью; на другом же этаже люди получали те же блага, но без возможности влиять на них.

Через восемнадцать месяцев Лангер и Роден вернулись в лечебни­цу. Они установили, что группа с правом выбора оказалacь более ак­тивной и счастливой, судя по специальным оценочным шкалам. Они так­же обнаружили, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой.

Этот поразительный факт свидетельствовал, что возможность вы­бора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность, воз­можно, способна убивать...

 

ТЕОРИЯ ОПТИМИЗМА

Нерешенной все же оставалась проблема, связанная с тем фактом, что не все люди (как, впрочем, и не все животные) в равной степени были подвержены влиянию неконтролируемых неприятных последст­вий. Часть из них, несмотря на неприятности, продолжали упорно ис­кать решение трудной ситуации, выходов из неприятногоположения.

До определенного момента Селигман не видел объяснения этому. Но с течением времени решение было найдено. Это решение получило название «теории оптимизма». В соответствии с этой теорией, именно приобретенный в успешной «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные: непреодолимые_трудности не снижают мотивации к активным действиям, точнее — снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у «пессимистичных» персон, более склон­ных к формированию выученной беспомощности.

По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом способе атрибуции — особом стиле объяснения причин неудач или успехов.

Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств, случившемуся в определенной узкой точке пространства в определенный момент времени. Успехи они обычно счита­ют личной заслугой, и склонны рассматривать их как то, что случается всегда и почти везде.

Например, жена, обнаружившая наличие давней связи ее мужа с лучшей подругой, демонстрирует оптимизм, если говорит себе: «Это случилось всего лишь несколько раз, давным-давно, и лишь потому, что сама я в то время была за границей» (локально во времени, локально в пространстве и по вине обстоятельств).

Пессимистичным можно назвать мысли следующего характера: «Он никогда меня не любил, и, наверное, потихоньку изменял мне постоян­но — ведь не случайно вокруг него так много симпатичных молодень­ких студенток. Да и сама я уже стара, и вряд ли когда он меня так полю­бит, как было в молодости» (неприятности распределены во_времени, встречаются во многих точках пространства, происходят потому, что сам какой-то не такой).

Именно через стиль атрибуции (приписывания) «просеивается» опыт беспомощности. В случае оптимистичной атрибуции, значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма — преувеличивает­ся.

Определив таким образом ключевые характеристики оптимизма, Селигман смог найти и очень надежный способ оценки степени прису­щего человеку оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям, а также предложил специальный тест для оценки степени оптимизма / пессимизма.

Это его открытие позволило провести ряд интересных эксперимен­тов, показавших степень влияния оптимизма на политическую, про­фессиональную деятельность людей и — на жизнь целых стран.

 

ОПТИМИЗМ И ПОЛИТИКА

Так теория выученной беспомощности дала жизнь не менее инте­ресной и продуктивной в плане экспериментов теории оптимизма. Оп­тимистичные люди, по мысли Селигмана, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результа­ты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Далее, они производят лучшее впечатление на окружающих. Это все не может ос­таться без очевидных последствий.

В содружестве с молодым аспирантом Гарольдом Зулловым, Се­лигман [Zullow et al., 1988] заинтересовался проблемой, близкой к сфе­ре интересов политологов. Он предположил, что при явном соперни­честве двух кандидатов, таком, какое, например, имеет место в ходе президентских выборов, более оптимистичный кандидат должен побе­ждать.

Основание к этому Селигман видел в следующем. Во-первых, оп­тимистичный кандидат будет более активным и деятельным, успеет встретиться с большим количеством людей и т.д. Во-вторых, в ходе этих встреч он больше понравится избирателям. В-третьих, он будет более убедителен (в хорошее охотнее верят), вызовет у избирателей большие надежды, связанные с ним персонально. В итоге, при сильной разнице в уровне оптимизма, победить должен депутат оптимистичный.

Селигман решил проверить это предположение на материале пре­зидентских выборов. В качестве стандартных выступлений были вы­браны речи с согласием баллотироваться претендентов на президент­ский пост в Америке, начиная с 1948 (с этого года выступления дости­гали широкой аудитории благодаря телевидению) по 1984 годы. Уро­вень оптимизма оценивали независимые эксперты по специально раз­работанной схеме.

В итоге было обнаружено, что в девяти случаях из десяти победил более оптимистичный кандидат. Причем, кандидаты, существенно опе­режавшие соперника в уровне оптимизма, выигрывали с огромным пе­ревесом. У кандидатов же с небольшим преимуществом по показате­лям оптимизма, и перевес на выборах был небольшим. Так было уста­новлено, что знание разницы в уровне оптимизма позволяет предска­зать исход выборов значительно точнее, чем любые другие техноло­гии. Более того, влияние телевизионной трансляции также не было решающим фактором. Анализ речей кандидатов, начиная с 1900 года, показал, что из двадцати случаев в восемнадцати американцы отдава­ли предпочтение более оптимистичному кандидату.

Теория набирает силу, если она оказывается способной дать пред­сказания событиям. Теория оптимизма оказалась способной к этому. В текущем порядке оценивая состязание Джорджа Буша и Майкла Дука-киса с использованием шкалы оптимизма, Селигман и Зуллов смогли дать предсказание итогов выборов с точностью до 1%!

ОПТИМИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Социальный контекст и взаимовлияние уровня оптимизма и соци­альной среды не ограничивается предпочтениями электората. Сущест­вуют данные, что сами условия жизни существенно предопределяют характер высказываний и предпочтений.

В период олимпийских игр 1984 года Габриель Эттинген [Zullow et al., 1988] сравнила по степени оптимизма газетные публикации об од-

них и тех же событиях, вышедшие в Восточной и Западной Германии. Хотя у восточных немцев поводов для гордости и оптимизма было зна­чительно больше, тон публикаций восточногерманских газет был су­щественно более пессимистичным.

Сообщения, выполненные на одном и том же языке, журналистами одной и той же национальности, описывающие одни и те же события — но в рамках разных общественных систем существенно различались.

Прошло всего 6 лет — и Восточная Германия перестала существо­вать. Оптимистичная страна поглотила пессимистичную.

 

ОПТИМИЗМ И РАБОТА

Теория оптимизма нашла неожиданное применение в страховом де­ле. По заказу крупной страховой фирмы Селигман провел тестирование на уровень оптимизма у вновь набранных страховых агентов. Хотя об­щий уровень оптимизма был достаточно высок, более половины из них уволились в первые же полгода. Даже очень оптимистичным людям трудно получать изо дня в день отказы в 39 случаях из 40. Селигман раз­делил всех новичков на две группы — более и менее оптимистичную.

Кто же увольнялся в первую очередь?

Это были люди преимущественно из менее оптимистичной груп­пы. Причем склонность к увольнению никак не была связана с профес­сиональными знаниями. Далее, этим влияние оптимизма не ограничи­лось. Агенты из верхней четверти, то есть наиболее оптимистичные, заключали на 50% больше сделок, чем агенты из нижней четверти.

Они работали, не капитулировали — и зарабатывали больше денег для фирмы.

 

ЧТО ТАКОЕ «ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ»?

Итак, Мартин Селигман определяет беспомощность кaк состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации, то значит — налицо «выученная беспомощность». Очень непродолжительной ис­тории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы "выученная беспомощность" начала жить как бы своей собствен­ной жизнью, стала сама управлятьнашим поведением.

Пример: Двум группам людей предлагаюсь решать простые логи­ческие задачи, где в серии картинок нужно было обнаружить «лиш­ний» элемент, следуя какому-либо принципу. В одной группе испытуе­мые получали оценки «верно» или «неверно» в случайном порядке (то есть асинхронно), в другой они (синхронно) получали за правильный ответ оценку «верно», за неправильный — «неверно». В результате в группе с правильными, «синхронными» последствиями количество пра­вильных ответов быстро возрастало, при асинхронности же не на­блюдаюсь значительного улучшения результатов и многие испытуе­мые довольно быстро отказывались от продолжения эксперимента. Если на их участии настаивали, то они совершали даже большее ко­личество ошибок, чем в начале, поскольку для простых закономерно­стей пытались найти очень сложные объяснения, искали сложные ре­шения там, где были очевидны легкие.

Опыт неконтролируемых последствий у животных и людей закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладевать ими. Ответ­ственны за возникновение этого не столько неприятные или болезнен­ные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости.

Именно этим объясняется тот факт, что относительно позитивных последствий Селигман получил схожие результаты. Интенсивное по­ощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых ~— точно так же, как и наказание — приводит к потере инициативы и спо­собности к конкурентной борьбе.

Итак, беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира. Уже в раннем детстве — в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:

1. полное отсутствие последствий (депривация),

2. однообразие последствий или же

3. отсутствие видимой связи между действиями и их последст­виями.

 

(1) Отсутствие последствий.

Никому в России не нужно объяснять, с чем сталкиваются сироты в большинстве детских домов. Однообразная серая одежда, такая же однообразная и пресная пища, скудная библиотека, занятые своими де­лами воспитатели и учителя. Однообразие среды дополняется депривацией простого человеческого общения. В замкнутый мирок поступает слишком мало стимулов, слишком мало информации, чтобы расту­щий человек научился связывать плохие и хорошие поступки с плохи­ми и хорошими последствиями. Разные поступки так или иначе есть всегда. Разных последствий не хватает. Поэтому к моменту выпуска в большинстве случаев молодых людей трудно назвать адаптивными, при­способленными и оптимистичными людьми.

По аналогии с этим «экстремальным» примером мы легко обнару­жим зоны потенциальной беспомощности в далеком сибирском посел­ке, глухой деревне в центре России, в семье начинающего предприни­мателя и его жены — учительницы, с утра до поздней ночи занятых каждый своим «бизнесом».

Общее во всех этих случаях — бедная на последствия и общение среда, в которой ребенок просто не в состоянии сопоставить разному поведению разные реакции окружения. Этих реакций просто_нет.

Пример: Женщина обращается к психологу с просьбой помочь. Ее уже взрослый сын ничего не желает делать. Семья довольно обеспе­ченная, у каждого из супругов свой бизнес, сыну они тоже ни в чем не отказывают. Чтобы помочь сыну стать на ноги, отец зарегистри­ровал для того собственную фирму с поставленным уже бизнесом. Нужно только работать. Но сын и этого не хочет! Он либо сидит весь день дома, либо, что еще хуже — берет машину и отправляется проведывать своих дружков. В общем, делом заниматься не хочет у него нет к нему никакого интереса. Психолог предлагает попробовать изменить кое-что в отношении к сыну (а сыну уже 26!). Изменить последствия, которые имеют его действия. Отобрать машину и от­дать тому, кто ведет дела в фирме. Вернуть машину, если он займет­ся делами фирмы. Выплачивать ему в фирме зарплату в точном соот­ветствии с рабочими часами, которые он там проведет. Если управ­ление фирмой не даст нужных результатов продать ее или забрать себе в управление. Но в этот момент перестать платить зарпла­ту. Спустя 2 месяца сын начал вести дела фирмы сам и купил себе на заработанные в удачной сделке деньги собственную машину, чтобы не зависеть от родителей.

(2) Однообразие последствий.

Чтобы избежать пессимизма и беспомощности, последствия как ми­нимум должны быть в наличии. И они должны быть разными. Лю­бой психолог, работающий в милиции или детприемнике, расскажет вам массу ужасных случаев, главным действующим лицом которых бы­ли дети из супер-благополучных семей. Неожиданные асоциальные по­ступки эти, благополучные, дети совершают так же часто, как и дети из детских домов и интернатов. Совершенно неожиданные и немотиви­рованные побеги из семьи, агрессивные действия, кражи, вандализм, не имеющие на первый взгляд никакого разумного объяснения, легко его находят в рамках теории выученной беспомощности. Гиперопека детей из богатых семей, чаще всего связанная с однотипно позитивными последствиями, так же опасна, как и гиперконтроль со стандартно следующим штрафом за любые нарушения. Опасность состоит в одно­типности последствий.

Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые (безразлично, приятные или непри­ятные) последствия, точно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, вообще никакой обратной связи не получающий.

Пример: Девочка Саша ходит в первый класс с большой охотой, ей все в школе нравится. Но вдруг родители замечают, что интерес стремительно улетучивается, ребенок не хочет делать уроки, с не­охотой идет в школу. Ребенка как бы подменили. Лишь случайно роди­тели узнают, что в классе появился новый учитель, который часто ставит четверки и требует выполнять работу над ошибками. Сна­чала Саша это делала охотно, поскольку сама видела эти ошибки и знала, как их можно исправить. Но новый учитель даже после пре­красно выполненной повторно работы все равно ставит четверку. С его точки зрения это -— справедливо. Ведь ошибка-то была допущена. Саша очень расстроена. Для нее исчез всякий смысл исправлять ошиб­ки. Как бы хорошо она не работала над ошибками все равно оценка не улучшается. Мотивация к учебе стремительно, в течение двух-трех дней, исчезает. Родителям, к счастью, удается убедить учителя по­ощрять ребенка, но интерес к школе восстанавливается очень и очень медленно.

Есть еще одна форма беспомощности, возникающей по причине однообразия последствий. Ребенок или взрослый, который, совершая разные — хорошие и плохие, добрые или злые действия, знает, что все равно его родители (или его статус) защитят его от неприятностей, ока­зывается беспомощным в такой же степени, как и тот, кто наталкивает­ся на массивную критику, что бы он не делал.

Если приблизить эти результаты к реальной жизни, то беспомощность возникает тогда, когда человек (ребенок), пытающийся решить некоторую поведенческую проблему, не находит никакой системы в том, как реагируют окружающие на его действия, и никто ему не помогает обнаружить эту систему.

(3) Асинхронность.

Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями и последствиями проходит так много времени (асинхронность во времени), что невозможно связать реакции окружения с теми или иными собственными действиями. Порка по пятницам, разнос по понедельникам, выдаваемая случайно и довольно редко зарплата, все это — последствия, которые асинхронны во времени с их причинами. В этом случае зарплата перестает ассоциироваться с результатами тру­да, критика родителей — с ошибками, допущенными в домашнем за­дании. Итог тот же.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.