Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОНЦЕПТ «СОВЕРШЕНСТВО» В ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Н.С. ГУМИЛЁВА

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) более известен сегодня как один из вершинных поэтов русского серебряного века и лидер акмеизма. В действительности значение Гумилёва для русской литературы определяется не только его лирикой, но и тем, что её окружает и органично дополняет – литературно-теоретическими и литературно-критическими статьями и рецензиями.

В качестве критика Николай Гумилёв дебютировал в мае 1908 г. на страницах газеты «Речь». С 1909 по 1917 гг. он вёл постоянную рубрику «Письма о русской поэзии» в журнале «Аполлон», где опубликовал несколько десятков критических отзывов, посвящённых почти всем значительным стихотворным сборникам 1909-1916 гг. Эти письма впоследствии составили своеобразный литературно-критический цикл с одноимённым названием. Кроме того, свои взгляды на сущность поэзии и критики Н. Гумилёв изложил в литературно-теоретических эссе «Жизнь стиха» (1910), «Наследие символизма и акмеизм» (1913), «Читатель» (написано в 1917-1921 гг., впервые опубликовано в 1923 г.) и «Анатомия стихотворения» (1921). Содержание этих работ позволяет утверждать, что средоточием литературно-теоретических воззрений Гумилёва, дающей ключ к уяснению своеобразия его литературной критики, был концепт «совершенство», что следует воспринимать как знак времени: во всех без исключения областях культуры серебряного века шли непрерывные поиски эстетического идеала. «Выросший и сложившийся в эпоху высокого развития русской поэтической культуры, Гумилёв смотрел на эту культуру как на величайшую ценность и был одушевлён идеей её дальнейшего поддержания и развития»[1], – справедливо подчёркивал Г. Фридлендер. В свою очередь Р. Тименчик отмечал, что уже в ранних рецензиях Гумилёва возникают «категории поэтического канона»[2] и начинает складываться система взглядов «на нормативную (выделено нами – А.Б.) поэтику и на текущую русскую поэзию»[3].

Концепт «совершенство» (которому в современных публикациях пока уделено явно недостаточное внимание[4]) интерпретируется Н. Гумилёвым как сочетание трёх основных компонентов: совершенства поэтического произведения (стихотворения), духовной связи между поэтом и читателем (критиком) и совершенства восприятия стихотворения.

Своё понимание критериев поэтического совершенства Н. Гумилёв наиболее последовательно изложил в статье «Анатомия стихотворения». Она написана значительно позже «Писем о русской поэзии», однако мы солидарны здесь с Г. Фридлендером в том, что «многие исходные положения этих статей («Читатель» и «Анатомия стихотворения» – А.Б.) сложились в голове автора раньше и были впервые более бегло высказаны в «Письмах о русской поэзии» и статьях 1910-1913 гг.»[5]. Нам остаётся сделать лишь небольшое уточнение: для Н. Гумилёва не было необходимостью высказывать теоретические суждения в каждом критическом отзыве или короткой рецензии, поскольку свои теоретические установки он претворял в критических оценках конкретных стихотворных сборников.

Существо поэзии, по Гумилёву, складывается из теории поэзии, т.е. суммы законов, «по которым слова влияют на наше сознание»[6] и поэтической психологии, т. е. способностью «ясно видеть соотношенье говорящего и слушающего и чувствовать условия, при которых связь между ними действительно возможна» (66). Следовательно, поэзия выполняет две главные функции – эстетическую и перцептивную; последняя, как будет показано ниже, трансформируется в функцию эстетического воздействия на читателя.

Крайне важен в эстетике Гумилёва вопрос о создании стихотворения, которое в его представлении – «это живой организм, подлежащий рассмотрению и анатомическому, и физиологическому» (66). По этой причине «теория поэзии может быть сравнена с анатомией, а поэтическая психология с физиологией» (66). В статье «Жизнь стиха» поэт сравнивает процесс его возникновения с «муками деторождения» (47) и добавляет, что «стихотворение должно являться слепком прекрасного человеческого тела, этой высшей ступени представляемого совершенства: недаром же люди даже Господа Бога создали по своему образу и подобию[7]. Такое стихотворение самоценно, оно имеет право существовать во чтобы то ни стало» (49).

Вместе с тем, Гумилёв всё в той же метафорической форме касается (но менее подробно) и противоположной категории поэтического несовершенства. Он прекрасно осознаёт, что «есть стихотворения невыношенные, в которых вокруг первоначального впечатления не успели наслоиться другие, есть и такие, в которых, наоборот, подробности затемняют основную тему, они – калеки в мире образов, и совершенство отдельных их частей не радует (выделено нами – А.Б.), а скорее печалит, как прекрасные глаза горбунов» (47-48). Так Гумилёв формулирует ещё один эстетический принцип: целое будет считаться действительно совершенным только при условии бесспорного совершенства всех образующих его частей. В рецензии на сборник А. Диесперова «Стихотворения» (1911) он пишет: «В каждом стихотворении есть что-нибудь, оправдывающее его существование, – мысль, чувство… Но и мысли и чувства эти так же бедны, как бедны ритмы и слова. Поэзия Диесперова – словно модель настоящей поэзии: всё есть, всё на месте, но всё в 1/10 настоящей величины» (123). Тем не менее, возможны некоторые отклонения от нормативной поэтики, если они оправданы оригинальностью стихотворения: «Кроме того, оно (стихотворение – А. Б.) должно быть безукоризненно даже до неправильности. Потому что индивидуальность стихотворению придают только сознательные отступления от общепринятого правила…» (49).

Одновременно Гумилёв обосновывает и углубляет свою методологию критического анализа стихотворения, которое «как всякий живой организм <…> имеет свою анатомию и физиологию. Прежде всего мы видим сочетание слов, этого мяса стихотворения. Их свойство и качество составляют предмет стилистики. Затем мы видим, что эти сочетания слов, дополняя одно другое, ведут к определённому впечатлению, и замечаем костяк стихотворения, его композицию. Затем мы выясняем себе всю природу образа, то ощущение, которое побудило поэта к творчеству, нервную систему стихотворения и таким образом, овладеваем эйдолологией[8]. Наконец (хотя всё это делается одновременно), наше внимание привлекает звуковая сторона стиха (ритм, рифма, сочетание гласных и согласных), которая, подобно крови, переливается в его жилах, и мы уясняем себе его фонетику. Все эти качества присущи каждому(выделено нами – А.Б.) стихотворению, самому гениальному и самому дилетантскому, подобно тому, как можно анатомировать живого и мертвеца. Но физиологические процессы в организме происходят лишь при условии его некоторого совершенства, и, подробно анатомировав стихотворение, мы можем только сказать – есть в нём всё, что надо и в достаточной мере, чтобы оно жило» (63-64).

Стилистику, композицию, эйдолологию и фонетику Гумилёв относит к отделам теории поэзии (66), подчёркивая, что «каждый из этих отделов незаметно переходит в другой, а эйдолология непосредственно примыкает к поэтической психологии. Разграничительных линий провести нельзя, да и не надо. В действительно великих (т. е. совершенных – А.Б.) произведениях поэзии всем четырём частям уделено равное внимание, они взаимно дополняют одна другую» (66-67). Таким образом, совершенство стихотворения для Гумилёва заключено в органическом сплаве содержания и формы, разума и эмоций.

Недостаточно высокое качество одной или нескольких составляющих «теории поэзии», обнаруживаемое в стихотворениях конкретного автора, и давало Н. Гумилёву веские основания для критики. Показателен его категорический отзыв о книге Н. Морозова «Звёздные песни» (1910). В ней Гумилёв усматривает несовершенство и стилистики, и композиции, и эйдологии: «Одно великолепное презрение к стилю, издевательство над требованиями вкуса и полное непонимание задач стиха, столь характерные для русских поэтов-революционеров конца XIX столетия, да разве ещё шаблонность переживаний, тупость поэтического восприятия(выделено нами – А.Б.) и бесцеремонность в обращении с вечными темами – вот стихи Морозова» (107).

Задаваясь вопросом «Что же надо, чтобы стихотворение жило <…> жизнью полной и могучей, – чтобы оно возбуждало любовь и ненависть, заставляло мир считаться с фактом своего существования?» (48), Гумилёв сам же на него и отвечает: «В самом деле, оно (стихотворение – А.Б.) должно иметь: мысль и чувство <…> и ещё превыше этого – стиль и жест» (48). Под жестом в стихотворении он подразумевает «такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий стихотворение (выделено нами – А.Б.) невольно становится в позу его героя, перенимает его мимику и телодвижения и, благодаря внушению своего тела, испытывает то же, что сам поэт, так что мысль изречённая становится уже не ложью[9], а правдой» (48). Таким образом, совершенное стихотворение, сочетающее в себе все части «теории поэзии» должно быть адекватно понятым тем, к кому оно обращено. Иначе говоря, восприятие совершенного требует совершенства восприятия; это и побудило Гумилёва к постановке проблемы «поэт и читатель».

Сразу подчеркнём, что Гумилёв ставит знак равенства между читателем и критиком. Разделяя читателей «на три основные типа: наивный, сноб и экзальтированный» (61), он поясняет, что первый из них «распространён среди критиков старого закала» (61), а второй «встречается исключительно среди критиков новой школы» (62; выделено нами – А.Б.).

Влияние поэзии на читателя характеризуется сложностью и амбивалентностью. Силой своего совершенства стихотворения вызывают у воспринимающего их человека не только мысленную и/или чувственную реакцию, но и побуждают его к соответствующим ответным действиям. «Но прекрасные(выделено нами – А.Б.) стихотворения, – пишет Гумилёв, – как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают» (49). Но высшее назначение совершенной поэзии, считал Гумилёв, связано с совершенствованием души человека: «Прекрасное стихотворение входит в его (читателя – А.Б.) сознание, как непреложный факт, меняет его, определяет его чувства и поступки. Только при условии его существования поэзия выполняет своё мировое назначение облагораживать людскую породу» (62-63). Для этого необходимо наличие тесной духовной связи между поэтом и читателем-критиком, суть которой заключается в идентичном восприятии обоими субъектами данной коммуникации описываемых явлений и отношений к ним: «Поэт, понявший «трав неясный запах»[10], хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель. Ему надо, чтобы всем «была звёздная книга ясна» и «с ним говорила морская волна»[11] (60). Для достижения полной гармонии отношений поэта и читателя-критика окружающий мир должен быть запечатлен ранее неизвестной стороной или при неожиданном ракурсе видения обычных вещей, а совершенство воплощения увиденного, в свою очередь, должно сопрягаться с острейшим экстатическим напряжением духовных сил поэта, которое Гумилёв назвал «чувством катастрофичности»: «Поэтому поэт в минуты творчества должен быть обладателем какого-нибудь ощущения, до него не осознанного и ценного. Это рождает в нём чувство катастрофичности, ему кажется, что он говорит своё последнее и самое главное, без познания чего не стоило земле и рождаться. Это совсем особенное чувство, иногда наполняющее таким трепетом, что оно мешало бы говорить, если бы не сопутствующее ему чувство победности, сознание того, что творишь совершенные (выделено нами – А.Б.) сочетания слов, подобные тем, которые некогда воскрешали мёртвых, разрушали стены» (60).

Большое значение имеет и степень внутренней готовности поэта к столь интенсивному эмоционально-художественному акту. Гумилёв убеждён в том, что «в момент, предшествующий творчеству» необходимо «взвесить, достаточно ли насыщено чувство, созрел образ и сильно волнение, или лучше не давать себе воли и приберечь силы для лучшего момента» (63). Отсюда вытекает решающий принцип поэтического творчества: «Писать следует не тогда, когда можно, а когда должно» (63).

Эти мысли несут в себе гумилёвское понимание творческой индивидуальности поэта, которая всегда предполагает открытие нового в жизни с последующим совершенным воплощением его средствами поэтики. Неудивительно, что слово «новый» нередко становилось в рецензиях Гумилёва первым критерием оригинальности. Характерна его оценка первого сборника М. Цветаевой «Вечерний альбом» (1910): «Многое ново в этой книге: нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, напр., детская влюблённость; ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни» (121). Данный подход Гумилёв-критик использовал, к примеру, и в отзывах о книгах двух новокрестьянских лириков – «Сосен перезвон» (1912) Н. Клюева и «Песни» (1911) С. Клычкова.

Сборник Клюева привлёк внимание Гумилева прежде всего новизной жизненных впечатлений: «Пафос поэзии Клюева редкий, исключительный – это пафос нашедшего <…>. Просветлённый, он по-новому полюбил мир (выделено нами – А.Б.), и лохмотья морской пены, и сосен перезвон в лесной блуждающей пустыне, и даже золочёные сарафаны девушек-созревушек или опояски соловецкие дородных добрых молодцев, лихачей и залихватчиков» (136). Критика стихотворений С. Клычкова вызвана как раз отсутствием в них данного качества: «В «Песнях» Сергея Клычкова трудно разобрать, что принадлежит самому поэту, а что Бальмонту и Городецкому. Кажется, только случайно наткнулся он на тему языческой Руси и слишком поспешно (выделено нами – А.Б.) принялся за обработку её <…>. Ритмические утончённости, обилие ассонансов, столь ценимые в русских песнях, в его книге заменились метрически-гладкими строчками и скучными рифмами» (119).

Таким образом, Н. Гумилёва можно смело отнести к замечательным теоретикам не только поэзии, но и литературной критики, который блестяще реализовал свои эстетические идеи живой и непосредственной практикой.


[1]Фридлендер Г. Н.С. Гумилёв – критик и теоретик поэзии // Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 34.

[2]Тименчик Р.Д. Комментарии // Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 283.

[3] Там же. С. 284.

[4]См.: Клинг О.А. Русская поэзия начала ХХ века в оценке Гумилёва-критика // Филологические науки. 1988. № 4. С. 21-28; Малая О.Е. Н.С. Гумилёв об эстетической ценности поэзии и прозы как видов искусства // Философские науки. 2002. № 3. С. 32-43.

[5]Фридлендер Г. Указ. соч. С. 47.

[6]Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. С. 65. Далее при ссылке на это издание в тексте указывается только номер страницы.

[7]Здесь Н. Гумилёв повторяет мысль немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха (1804-1872).

[8]Эйдолология, по Н. Гумилёву, «подводит итог темам поэзии и возможным отношениям к этим темам поэта» (66).

[9]Реминисценция из стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!» (1830).

[10]Взято из стихотворения А.А. Фета «Как беден наш язык!..» (1887).

[11]Неточная цитата из стихотворения Е.А. Боратынского «На смерть Гёте» (1832).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.