Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перевод смутного беспокойства в конкретные цели



Крамбольц и Торсен (Krumboltz & Thoresen, 1969) отметили, что клиенты редко начинают общение с консультантом с просьбы о помощи в достижении специфических поведенческих изменений. Вместо того, чтобы сказать: "Я хочу не нервничать, когда говорю с учителями", - клиент, скорее всего, просто скажет: "Я застенчив". Иными словами, он скорее опишет свои личные качества, чем их проявления в поведении. Таким образом, работа консультанта будет состоять в том, чтобы помочь клиенту описать способы, которыми можно изменить эти качества.

Перевести смутное беспокойство в конкретные формулировки цели - непростая задача для консультанта. Прежде чем приступить к такому преобразованию, вы должны понять природу проблемы и условия, при которых клиент сталкивается с этой проблемой. Но даже здесь вас ожидают трудности. Крамбольц и Торсен перечисляют семь возможных препятствий, с которыми может столкнуться консультант при попытке определить поведенческие цели:

1. Клиент видит свою проблему как результат поведения другого человека.

2. Клиент выражает свою проблему как чувство.

3. Проблема состоит в отсутствии цели.

4. Проблема состоит в том, что желаемое поведение нежелательно.

5. Проблема в том, что клиент не знает о неадекватности своего поведения.

6. Проблема состоит в конфликтном выборе.

7. Проблема в том, что клиент не желает, чтобы у него обнаружились какие-либо проблемы.

Чего следует ожидать от вас и от клиента при постановке конкретных целей? Во-первых, поставленная цель не может быть точнее, чем ваше с клиентом понимание проблемы. Это означает, что на начальной стадии консультирования цели, скорее всего, еще не будут конкретными и поведенческими. Но лучше неконкретная цель, чем отсутствие цели.

Крамбольц (Krumboltz, 1966) описывает такие не конкретизированные или общие цели как промежуточные психические состояния, но подчеркивает, что не следует полагать, будто такие цели позволяет клиенту изменить своё внешнее поведение. Такие промежуточные цели действительно могут понадобиться на начальной стадии консультирования, пока вы не узнаете клиента лучше, но их следует рассматривать как временные. Следует стремиться как можно раньше сформулировать более конкретные цели, доступные наблюдению.

Исследуя вместе с клиентом природу какой-либо проблемы, вы будете постепенно уточнять тип цели (или целей), соответствующий этой проблеме. Такое уточнение позволит вам обоим определить те конкретные формы поведения, которые клиент должен изменить, чтобы приблизиться к разрешению проблемы. Эти можно будет сформулировать в виде целей, а по мере все более и более детального обсуждения проблем клиента, вы постепенно сможете добавить те обстоятельства, в которых клиенту надлежит проявлять новое поведение, а также определить то, в каком объеме и насколько часто можно использовать новые формы поведения.

Совместно с клиентом установив желаемую цель, вы можете определить последовательность действий, приближающих клиента к конечной цели. Такие действия следует рассматривать как "вспомогательные цели". Вспомогательные цели - это серия промежуточных шагов или задач, выполняя которые, клиент постепенно продвигается к желаемой форме поведения. Определив несколько вспомогательных целей, расположите их в виде определенной последовательности, или иерархии. Успешно достигнув одной вспомогательной цели, переходите к следующей. Успешное достижение промежуточных целей усиливает и подерживает мотивацию клиента и уменьшает риск провала в изменении поведения, так как клиент сам регулирует процесс научения.

Рассмотрим в качестве примера случай Нэнси, которая пришла к вам на консультацию. Она описывает свою проблему как депрессивное состояние, из-за которого она не видит смысла в том, что делает, и не чувствует, куда движется ее жизнь; а в целом, испытывает чувство бесцельности собственной жизни. Обсуждая с Нэнси различные аспекты ее проблемы, вы обдумываете, что конкретно она могла бы изменить в своей жизни. Постепенно эти изменения могут принять форму плана желательных целей. Мы говорим здесь о плане потому, что в заголовке представлена общая, или основная, цель для Нэнси; а в подзаголовках отражены субцели - те виды деятельности, благодаря которым Нэнси могла бы постепенно продвигаться к реализации плана. Помните, что формулировка цели - это гибкий процесс и что по мере прогресса консультирования цели, а следовательно и субцели, могут измениться. Итак, план целей для Нэнси следующий:

Определить важность или значимость по меньшей мере трех видов деятельности, которыми Нэнси ежедневно занимается на работе, и по меньшей мере трех видов деятельности, которыми Нэнси ежедневно занимается в нерабочее время (на досуге).

А. Дать Нэнси задание в течение недели наблюдать за всеми своими занятиями на работе и на досуге и описывать их, классифицируя как приятные или неприятные.

Б. Укрепить позитивные размышления Нэнси по меньшей мере о трех видах деятельности на работе и о трех видах деятельности на досуге.

В. Ослабить негативные мысли Нэнси по меньшей мере о трех видах деятельности на работе и о трех видах деятельности на досуге.

Г. В течение следующей недели осуществить замену по меньшей мере трёх неприятных дел тремя приятными занятиями.

Возможно, вам захочется самостоятельно сформулировать другую цель и разработать соответствующий ей план вспомогательных целей. В реальной беседе можно начать с установления критериев, которые Нэнси считает важными. Кроме того, можно попросить описать ее знакомых, у которых, как ей представляется, в жизни есть ощущение направления. Что делают эти люди? На основе чего у Нэнси сложилось такое впечатление о них? Что может предпринять Нэнси, чтобы достичь своих краткосрочных и долгосрочных целей? На основе информации такого рода и опираясь на своё собственное воображение, можно было бы разработать план и конкретные типы субцелей, которые бы помогли в его реализации.

Обратите внимание на процесс формирования целей. Сначала устанавливаются общие цели, напрямую связанные с конкретными или общими заботами или проблемами. Затем разрабатываются вспомогательныецели, - те шаги, последовательное выполнение которых позволяет достичь общих целей.

Таким образом, при формулировании целей мы движемся от общих целей к частным; частные цели соотносятся с общей целью, а общая цель является отражением тех проблем, которые были предъявлены консультанту.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.