Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УПРАЖНЕНИЕ: ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ



Том учится на предпоследнем курсе колледжа. Он умен и привлекателен, но немного застенчив. К консультанту его привели проблемы, связанные с девушками. Конкретнее, он считает, что в нем есть какой-то изъян, который "отталкивает девушек". К такому убеждению он пришел на основе неудачного опыта свиданий. Он говорит, что девушки встречаются с ним раз или два, после чего отказываются от свиданий с ним. Он говорит, что теряется, когда девушка, которую он приглашает на свидание, отвечает, что её время уже занято. Если такое повторяется дважды, он больше не звонит ей, делая вывод, что она не хочет встречаться с ним.

Определите несколько целей, которые, по вашему мнению, могут быть уместны в работе с Томом, учитывая, что вы очень мало знаете об этом клиенте.

1._______________________________________________
_______________________________________________

2._______________________________________________
_______________________________________________

3._______________________________________________
_______________________________________________

Ваши формулировки целей конкретны или расплывчаты? Как вы с Томом узнаете, что достигли этих целей? Это действительно цели или процессуальные задачи? Если это процессуальные задачи, нужно ли вам активное участие Тома чирбы их решить? Если это цели, то как их достижение повлияет на проблему Тома со свиданиями?

Какие идеи возникли у вас относительно того способа, который избрал Том для решения своей проблемы? Каким образом его вариант решения может усложнить проблему?

Три элемента хороших целей

Вероятно, на приведенных примерах вы уже заметили, что цели отличаются от процессуальных задач в нескольких отношениях. Правильно сформулированная цель включает в себя поведение, которое следует изменить, условия, при которых это изменение в поведении произойдет, и степень или объем изменения. Один клиент хочет изменить паттерны питания (eating patterns); другой - избавиться от негативной самооценки; третий - стремится к тому, чтобы его просьбы или отказы звучали более уверенно.

Второй элемент цели описывает условия, при которых будет достигнуто желаемое поведение. Важно тщательно оценить ситуацию и контекст, в которых клиент предпримет попытку вести себя по-новому. Нежелательно, чтобы клиент потерпел неудачу, предприняв попытку в ситуации, почти не дающей надежд на успех. Клиент может согласиться изменить свои паттерны питания дома по вечерам, но не пытаться сделать это за субботним ужином в компании.

Третий компонент цели - выбор уместного и реалистичного уровня или объема нового поведения. Иначе говоря, в какой мере клиент хочет вести себя по-новому? Некоторые клиенты садятся на диету в надежде, что сократят потребление калорий с 3000 до 900 килокалорий в день. Более реалистичной целью может быть - добиться потребления 1500 килокалорий в день. Из этого вытекает еще один вывод. Модифицируя цели, мы постепенно продвигаемся все ближе и ближе к тому окончательному результату, к которому стремится клиент. Каждая новая, промежуточная цель приближает нас к результату еще на шаг. Такие последовательные приближения чрезвычайно важны. Они позволяют клиенту ставить перед собой достижимые цели, чаще испытывать радость успеха и, в итоге, добиваться заметных перемен в своем образе жизни.

УПРАЖНЕНИЕ: ЦЕЛИ

В следующем упражнении приведены примеры целей. Определите, все ли элементы цели (поведение, условия, объем) присутствуют в каждой формулировке, и если нет, то каких компонентов недостает. После каждого примера выпишите недостающие части, обозначив поведение как П, условия - У, объем - О. В конце упражнения будет обратная связь. В качестве иллюстрации приведён пример: "Повысить уровень рабочей занятости (поведение) клиента с физическими недостатками, в реабилитационном агентстве (условия), на 30 процентов в течение одного года (объем)".

Определите недостающие элементы в следующих шести целях:

1. Избавиться от вспышек гнева.

2. За период в шесть недель повысить частоту упражнений до двух раз в неделю.

3. Снизить количество споров с женой по вечерам.

4. Уменьшить медлительность.

5. Снизить на 50% агрессивное поведение с сиблингами.

6. В течение недели высказать по три одобрительных замечания о достоинствах каждого из членов вашей семьи.

Обратная связь:

1. Недостающие элементы - условия (У) и объем (О) цели.

2. Эта цель определяет поведение и объем, но недостает условий (У).

3. Не указан объем (О).

4. Эта цель определяет только поведение; не указаны условия (У) и объем (О).

5. Здесь недостает точного определения поведения (П): "агрессивное поведение" - это общее понятие, не конкретизирующее, какие именно действия клиент должен производить реже.

6. Это - полноценная цель! "Высказать одобрительные замечания" - это поведение; "по три в неделю" - объем; "каждому члену семьи" - условия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.