Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концептуализация проблем и постановка целей



Г. Хакни
профессор психологии Университета в Пурдье, соавтор книги "Counseling strategies and objectives" (1979)

Ш. Кормьер
профессор психологии Университета восточной Вирджинии, соавтор ряда книг, в том числе "Interviewing strategies for helpers: Fundamental skills and cognitive behavioral interventions" (1985) и "Interviewing strategies for helpers: A guide to assessment, treatment and evaluation" (1979)

Давайте подумаем о природе проблем клиента и о том, как постановка реалистичных целей может способствовать их разрешению. Сегодня не существует универсального способа концептуализации человеческих проблем, поэтому даже эти аспекты консультирования поднимают философские вопросы. Эту философскую задачу решить для вас мы не сможем. Не исключено, что у вас уйдет много лет работы на то, чтобы справиться с нею. Но мы познакомим вас с нашей точкой зрения на этот вопрос. Она полезна, по нашему мнению, тем, что позволяет помнить не только о проблемах клиента, но и о мире, в который клиент возвращается после каждой консультации, - о мире, в котором его проблемы реальны.

Что приводит клиента на консультирование? Это - самый важный из всех вопросов. Он позволяющих понять, в чем состоит ваша роль как консультанта. Вопрос этот обезоруживающе прост, но не следует относиться к нему легкомысленно. Для начала ответим на него так:

1. Клиент приходит на консультацию тогда, когда испытывает такие потребности, понять или удовлетворить которые без посторонней помощи не может.

Но это - только начало ответа. Оно позволяет выделить три процесса, которые требуют дальнейшей тщательной разработки. Процессы эти таковы: осознать существование потребности, понять и удовлетворить её.

Во-первых, что означает "испытывать потребность в чем-либо"? Это значит, по-видимому, что человеку чего-то не хватает; что в его жизни наличествует пустота. В этом состоянии отражена неудовлетворённость или ощущение неполноты существующего порядка вещей. Чтобы острота потребности смягчилась, необходимо нечто иное, чем сложившийся статус-кво. А поскольку всякое отклонение от статуса-кво является изменением, то отсюда неявным образом вытекает, что для удовлетворения потребности необходимо такое решение, которое включает изменение.

Это подводит нас ко второму ответу на поставленный вопрос:

2. Переживание "нужды" - это естественная часть жизненного процесса и средство, с помощью которого мы облегчаем и обогащаем его.

Всем человеческим существам присущи определенные базовые потребности. В их число входят потребности в безопасности, питании, выживании, аффилиации, любви и самоуважении. Журард (Jourard, 1963) концептуализировал эти потребности в удобном для психологического консультирования виде.

1. Потребности в выживании: Каждый из нас озабочен самосохранением и безопасностью, как физической, так и психологической. Саму угрозу нашей психологической безопасности мы можем и не распознать, но зато распознаем свою реакцию на эту угрозу, а именно: повышенную тревогу, ошибочное или ограниченное восприятие окружающего мира и возрастающую неадекватность поведения.

2. Физические потребности: Сюда входят потребности в питании, в отсутствии боли, в отдыхе и восстановлении сил. Когда эти потребности остаются неудовлетворенными или принимают искаженную форму (например, головные боли или переедание), то наша реакция на это может препятствовать удовлетворению других потребностей (например, человеку, страдающему от мигрени, трудно удовлетворять потребности в любви и сексе).

3. Потребности в любви и сексе: Это наши потребности быть вовлечённым в близкие отношения с другим человеческим существом на личностном уровне. Мы личностно растём, развивая эти потребности, однако нередко мы осознаем их интенсивность лишь при внезапной утрате близких отношений. Когда эти потребности остаются неудовлетворенными, у нас возникают сомнения в собственной способности любить и быть любимыми, поддерживать длительные взаимоотношения, давать что-либо другому человеку и получать что-либо от него в ответ.

4. Потребности в статусе, успехе и самоуважении: Эти потребности побуждают нас совершать достижения, которые будут оценены по достоинству нашими коллегами и вызовут уважение, веру или восхищение. Когда эти потребности остаются неудовлетворенными, мы испытываем недостаток самоуважения и уверенности в себе, либо демонстрируем гиперреакцию в виде чрезмерного и искусственно созданного самоуважения и самоуверенности.

5. Потребности в физическом и психическом здоровье: Когда эти потребности удовлетворяются, мы чувствуем себя полноценными людьми. Когда они остаются неудовлетворенными, мы испытываем разочарование, чувствуем себя лишними, дезориентированными и подверженными отчаянию.

6. Потребности в свободе. Это наши потребности чувствовать себя автономными и свободными делать выбор по своему усмотрению или вовсе отказываться от выбора. Когда эти потребности остаются неудовлетворенными, мы чувствуем, что нас ограничивают, недооценивают или не считаются с нами.

7. Потребность в испытании (challenge needs): Сюда входят потребность в активной деятельности, потребность ориентироваться в будущем и потребность в новых возможностях. Когда эти потребности не удовлетворяются, мы становимся уязвимыми для скуки, бессмысленности или пустоты.

8. Потребности в когнитивной ясности: Эти потребности отражают наше стремление разрешать те конфликты в ценностях, идеях и взглядах, с которыми мы сталкиваемся в окружающем мире.

Возможно, вы сократите этот список или добавите в него новые пункты в соответствии с вашими личными представлениями о человеческой природе. Но суть дела в том, что потребности - это естественная составляющая жизни каждого человеческого существа. Если человек испытывает потребность в чем-либо, то это совершенно не значит, что его следует зачислить в разряд необычных, неадекватных или в каком-то ином смысле ущербных людей. С другой стороны, люди не всегда умеют осознавать свои потребности и не всегда обладают необходимым навыками для их удовлетворения. Признание и удовлетворение собственных потребностей лишь отчасти являются естественными элементами жизненного процесса: тому и другому нужно учиться.

Третий ответ, который мы дадим на поставленный выше вопрос, таков:

3. Акт "испытывания потребности" - это пассивная реакция. Чтобы удовлетворить потребность, эту реакцию необходимо преобразовать в активную форму желания.

Акт желания требует от человека не только признать и определить потребность, но и найти с помощью концептуализации или фантазии что-то такое в реальном мире, что удовлетворило бы эту потребность. Это "нечто" может быть, например, деньгами, близким другом или повышением по службе. До тех пор, пока мы не идентифицируем желание, нам не удастся мобилизовать свои способности для удовлетворения потребности. Но это для многих оказывается трудным. Признать эту трудность, идентифицировать желание, соответствующее потребности, и разработать план по осуществлению этого желания - вот для чего, не осознавая этого, клиенты приходят к консультанту.

Мир клиента

Таким образом, мы создали образ клиента как человека, который 1) непрерывно испытывает потребности; 2) не всегда сознает эти потребности и, возможно, даже не признает их; и 3) ищет помощи консультанта, когда эти нераспознанные и неудовлетворенные потребности превращаются в серьезную жизненную проблему. Хотя это вполне правильное описание человека, обратившегося за психологической помощью, в нем не отражен один весьма существенный и совершенно очевидный элемент. Любое описание клиента должно включать в себя описание мира, в котором он живет, и, в частности: описание других людей, играющих важную роль в жизни клиента; рабочего места или той обстановки, в которой он проводит большую часть дня; ожиданий, которые клиент предъявляет к себе и другим; привычек и сложившегося распорядка дня; мечтаний и фантазий о будущем; отношения к прошлому; жизненных ценностей и личного представления о смысле жизни; а также описание тех методов, которыми клиент пользуется для выживания (как он справляется с ответственностью, напряжением, разочарованиями, ожиданиями других, разбитыми надеждами и т.д.).

В попытке удовлетворить свои потребности, зачастую без понимания их как желаний, клиент приходит к неадекватным и бесполезным решениям. Когда такое случается, возникает, увы, хорошо известная ситуация: неадекватное решение превращается в проблему. В качестве примера можно привести историю человека, который так часто испытывал напряжённость, что ему стало трудно засыпать по ночам. Улегшись в постель и проворочавшись час без сна, клиент решает: "Попробую-ка я заснуть другим способом", - и начинает считать овец, думать "ни о чем", пытается расслабиться, берет другую подушку, встает и что-нибудь съедает, перестилает белье, включает радио, выключает радио... и так далее, до бесконечности. С каждой новой попыткой сон ускользает. Каждое новое решение оказывается на деле вариацией одного и того же решения, а именно: найти нечто такое, что поможет заснуть. Хуже того, на следующую ночь клиент ложится в постель с готовым набором ожиданий, сформировавшихся в предыдущую ночь, и "решения" становятся с каждым разом все более изощренными. И очень скоро к большому количеству напряжения в дневное время добавляется настоящая бессонница.

Важно, чтобы консультант как можно лучше понимал мир клиента. Кроме того, важно понимать фрустрированные потребности, которые клиент испытывает в этом мире. И, наконец, жизненно важно понимать, что предпринимает клиент, чтобы разрешить проблему неудовлетворенных потребностей, и что он думает по поводу этой проблемы. Часто обнаруживается, что у клиента весьма ограниченный репертуар возможных "решений" и что эти немногочисленные варианты он применяет весьма неразборчиво. В результате мир клиента становится еще более запутанным и безуспешным, чем до попытки решить проблему.

Роль консультанта

Исходя из того, что было сказано о клиенте, приходящем к консультанту, ясно, что вам следует выполнить по отношению к нему несколько вполне определенных обязанностей. Эти обязанности не ограничиваются созданием благоприятной атмосферы для консультирования и внимательным и заботливым выслушиванием. Ваша роль состоит в том, чтобы по мере того, как клиент описывает свои проблемы, распознать неудовлетворенные потребности и помочь ему, в свою очередь, также услышать эти потребности. Затем необходимо помочь клиенту преобразовать эти потребности в желания, чтобы переключиться с пассивной позиции на активную. Вы должны узнать о тех решениях, которые уже испробовал ваш клиент и, которые стали частью проблемы, - и помочь клиенту увидеть это. Следующий шаг - помочь клиенту сформулировать цели, которые помогут ему удовлетворить потребности. На основе этих целей можно будет создавать, проводить в жизнь и оценивать планы действий. И, наконец, вы должны помочь клиенту увидеть, что он делает успехи. Клиенту, так долго прожившему бок о бок со своей проблемой, бывает трудно поверить в прогресс.

Проиллюстрируем этот процесс на примере нашего клиента, страдающего бессонницей. Очевидно, что у него не одна "проблема", а несколько: постоянная напряжённость и реакция на нее, частью которой является расстройство сна. Кроме того, безуспешные попытки заснуть вызвали еще одну "проблему": чтобы найти более адекватные способы реагирования на повседневные затруднения, ему просто необходим здоровый ночной сон! Консультант может помочь клиенту осознать, что потребность в нормальном сне для него столь же реальна, как и другие его потребности, и, возможно, в настоящее время более важна, чем все остальные. Преобразование этой потребности в желание подразумевает, что клиент может что-то сделать для ее удовлетворения. Затем консультант должен помочь клиенту понять, что прежние его решения проблемы бессонницы были безуспешны и что от них следует отказаться. Это - один из примеров тех многочисленных проблем, наилучшим подходом к решению которых оказывается парадоксальная интенция. Посоветуйте клиенту не пытаться заснуть, а остаться в бодрствующем состоянии. Мысль о том, что для достижения какой-либо цели надо пытаться не достичь ее, кажется абсурдной; однако этот способ срабатывает, поскольку, прибегая к нему, мы отказываемся от стратегий, затрудняющих решение проблемы.

Разобравшись с проблемой бессонницы и разработав стратегии ее решения, следует перейти к тем затруднениям, из-за которых у клиента вообще возникла бессонница. Таким образом, процесс психологического консультирования можно уподобить разворачиванию свертка: консультант переходит от внешних, более очевидных, проблем к более глубинным или менее очевидным.

Пытаясь концептуализировать и понять проблемные состояния, важно не забывать о том, усложнить проблему могут реакции клиента. Они далеко не всегда сводятся к непосредственным попыткам клиента "решить" проблему. В их число входят:

1. Установки клиента, которые ведут к возникновению проблемы, мешают ее решению или становятся проблемой сами по себе;

2. Чувства и эмоциональные реакции на проблему, которые часто приводят к преувеличению тяжести проблемы, препятствуют ее пониманию или сами превращаются в проблемы;

3. Формы поведения и привычки, которые являются необдуманными или неуместными реакциями и, возможно, усугубляют проблему;

4. Паттерны взаимодействия, сложившиеся способы реакции на знакомых людей (в том числе нарушенные каналы коммуникации, ожидания, самосбывающиеся пророчества и т.д.).

Задача концептуализации проблемы решается не быстро. Это происходит постепенно. После первого сеанса у вас появляются кое-какие догадки относительно клиента, его мира (и того, как он воспринимает этот мир) и его проблем (и того, как он их воспринимает). В ходе следующих сеансов эти догадки претерпят изменения по мере того, как вы будете лучше понимать клиента, а клиент - лучше понимать и описывать вам свой мир. Вы столкнётесь и с ошибочными догадками. Их тоже следует принимать как часть процесса концептуализации проблемы: признайте свою ошибку и откажитесь от ложной догадки. Далее в этой главе мы рассмотрим этап, следующий за концептуализацией проблемы, а именно - цели клиента.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.