Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АУДИТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Емельянова Ирина Николаевна

Ростовский Государственный экономический Университет филиал

в г.Георгиевске Ставропольского края

 

Аннотация

В статье рассмотрен один из наиболее перспективных на сегодняшний день секторов сопутствующих аудиту услуг – стратегический аудит. Определены понятие стратегического аудита его цели и задачи. Рассматриваются актуальные вопросы формирования методологии стратегического аудита.

 

 

Анализ перспектив развития бизнеса, учет неопределенности в динамично изменяющейся макроэкономической ситуации в России и за рубежом, обострение конкурентной среды недостаточно эффективны без проведения стратегического аудита.

Стратегический аудит предполагает проведение аудита различных видов стратегий организации и установление их обоснованности, реальности и достижимости.

Общепринятого понятия стратегического аудита в настоящее время не существует.

По нашему мнению стратегический аудит это специальная методика, которая позволяет оценить ресурсную обеспеченность и реализуемость заявленных планов, охватывающая сбор, проверку и анализ достоверной стратегической (прогнозной) информации, включающей сведения, формируемые учетной и неучетными системами компаний.

Он позволяет выявить ошибки, факторы и проблемы которые препятствуют реализации избранных стратегий до того как они воплотились, в жизнь, и разрабатывает комплекс мероприятий, позволяющих адаптировать избранную стратегию к меняющимся условиям внешней среды, что в свою очередь способствует принятию грамотных управленческих решений. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Т. о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

Процесс проведения стратегического аудита требует значительных объемов рыночной информации с целью последующего сопоставления. Это предполагает сбор и анализ большого объема сведений о прошлом и текущем состоянии объекта аудита, его будущем потенциале. При этом все разнообразие информации можно разделить на внешнюю (характеризует территориально-отраслевые условия функционирования предприятия) и внутреннюю (характеризует деятельность оцениваемого предприятия) информацию.

Совершенствованию теоретической базы стратегического аудита способствует «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу». В которой значимой позицией является требование направленности бухгалтерской информации на будущее, что ориентирует стратегический аудит не на анализ констатирующих функций, сколько на функции прогнозирования бизнеса.

Стратегическая информация должна соответствовать требованию полноты для обеспечения качественного решения задач, стоящих перед пользователем.

При этом следует разделять полноту и избыточность стратегической информации. Избыточная информация снижает эффективность принимаемых решений, поскольку пользователь тратит много времени на ее обработку. Тем самым избыточная информация отвлекает внимание пользователя от решения поставленных задач, что может привести в итоге к принятию неэффективных управленческих решений.

Информация, необходимая при проведении аудита стратегии, должна быть точной и достоверной. Объем требуемой для проведения аудита информации зависит от величины и сложности объекта аудита, и должен позволять объективно характеризовать как внутреннюю ситуацию на предприятии, так и внешние условия его функционирования

Для становления и развития информационной базы стратегического управления стратегическому аудиту требуется поддерживающая учетная система.

Источниками информации о внутренней среде компании для информационной базы стратегического аудита являются: бухгалтерский учет и управленческий учет.

При аудите стратегии прежде всего необходимо анализировать уже имеющуюся у компании информацию, то есть речь идет о информации содержащейся в бухгалтерской финансовой отчетности.

На её основании можно получить полную картину развития компании за последние несколько лет, отследить различные тенденции её развития, а также поставить отдельные стратегические задачи на основе определенных значений тех или иных финансовых показателей.

Данные управленческого учета позволяют сосредоточить внимание на деятельности аудируемой организации и дополняют информационную базу стратегического аудита следующими данными:

- экономические показатели (доход, прибыль, рентабельность);

- успешности маркетинга (объемы продаж, доля рынка, уровень конкуренции);

- производства (ассортимент и объемы производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, качество продукции);

- финансов (структура капитала, активы, выпуск акций, выплата дивидендов);

- совершенствования продукции (всего изделия, отдельно модуля, отдельных характеристик) и др.

Немалую роль играет информация о различного рода статистических данных, например статистика продаж (по регионам, группам и т.д.), в результате при обработке известных сведений с помощью различных аналитических процедур получают новую информацию.

Таким образом, к важнейшей составляющей информационного обеспечения стратегического аудита являются бухгалтерский учет и отчетность организации. Объединение в общий информационный блок бухгалтерского учета и отчетности основано на Федеральном законе «О бухгалтерском учете»: «Бухгалтерская отчетность представляет собой систему данных об имуществе и финансовом положении организации и результатах её хозяйственной деятельности, составленной на основе данных бухгалтерского учета (ст.2)».

Для подтверждения расчетов используемых при стратегическом планировании в условиях изменяющейся внешней среды, а аудиторам необходимо рассматривать организацию как имеющую определенный потенциал развития по наиболее значимым параметрам, при проверки которых необходимо применять системных подход.

Как известно, системный подход является одним из наиболее методологически плодотворных и распространенных методов современной науки. С позиции системного подхода организация предприятия представляется как целенаправленная структура потенциала и действий, которая в значительной степени обусловливает систему стратегического планирования на предприятии.

Планирование в широком смысле означает принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями на основе систематической постановке целей и подготовки, необходимых для их достижения мероприятий в рамках имеющегося или создаваемого потенциала предприятия и охватывает процесс составления и принятия планов.

Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:

- целевой ориентации, интеграции и координации всех событий на предприятии;

- выявления риск и снижения их уровня;

- повышение гибкости, приспособляемости к изменениям.

Планирования обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив.

Исходя из данного понимания системы планирования, высшая цель стратегического аудита состоит в подтверждении достоверности информации содержащейся в существующей (или планируемой) корпоративной стратегии предприятия с целью:

- оценки существующей стратегии развития бизнеса предприятия на предмет ее соответствия сложившейся ситуации на рынке, а также перспективным целям и задачам, стоящим перед предприятием. Данный вид анализа выполняется с учётом долгосрочной перспективы.

- выработки рекомендаций по внесению необходимых изменений в стратегию развития действующего бизнеса, так как продуманной можно назвать только практически осуществимую стратегию, т.е. разработанную с учетом меняющейся рыночной конъюнктуры и соответствующих факторов, имеющих отдаленные последствия в будущем.

- оказание поддержки в реализации стратегии развития действующего бизнеса, доработанной с учётом текущей ситуации и дальнейших перспектив российского рынка.

Согласно системному подходу система планирования обладает целенаправленностью или полнотой, а также специфическим описанием и целеоргиентированной структурой. Следуя данному пониманию, достижению поставленной цели при проведении стратегического аудита способствует выполнение следующих задач:

- мониторинг формирования отдельных разделов или частных планов, которые вытекают из высших целей предприятия (материальных, стоимостных и социальных) и, наоборот, после проверки возможности достижения этих целей сводится к ним.

Решение данной задачи не предоставляется возможным без учета при аудите плановых расчетов важнейшей стоимостной цели предприятия – стремления к более высокому финансовому результату с учетом других целей, и, прежде всего цели обеспечения ликвидности.

Именно поэтому первым этапом проведения стратегического аудита является аудит целей предприятия.

При аудите стратегии развития организации аудитор рассматривает важнейшие группы целей[1], которые являются необходимыми для успешного функционирования и развития предприятия, к которым относятся:

- материальные или производственные цели (программа продуктов и услуг со специфическими целями качества);

- стоимостные или денежные цели (стремление к прибыли, специфическое распределение прибыли, обеспечение ликвидности);

- социальные цели (ориентация на сотрудников, ориентация на общество, ориентация на окружающую среду)

Внешняя среда предъявляет к предприятию ряд требований, без удовлетворения которых не досягаем успех предприятия в нынешней экономике, а именно:

- давление потребителей, содержащееся в стремлении покупать продукцию все более высокого качества по возможности по более низким ценам;

- интересы продавцов (посредников, стремящихся при реализации продукции, работ, услуг получить максимальную посредническую прибыль);

- требование контрагентов, предприятий-смежников о достаточном уровне надежности и приемлемых условиях поставок ресурсов, полуфабрикатов, комплектующих;

- совокупное стремление всего общества к охране окружающей среды и в целом к безопасности жизнедеятельности.

Перечисленные обстоятельства и требования предопределяют неизбежное отражение в конечных целях деятельности любого предприятия максимально широкого спектра интересов всех вышеотмеченных групп экономических субъектов.[2]

Исходя из требований формируемых внешней средой при аудите целей предприятия, аудиторы начинают свою работу с мониторинга целей заинтересованных в предприятии групп и цели самого предприятия. Оценка этих интересов осуществляется путем проведения тестов, собеседований с акционерами, руководителями, поставщиками, потребителями.[3] Процессы внутри предприятия и его связи с различными заинтересованными группами базируются на условиях договоренности. В этом смысле аудитор рассматривает предприятие как центр договоров.

Центр договоров характеризуется наличием в нем интересов инвесторов, персонала, потребителей (клиентов), поставщиков, государства. Особенное внимание при аудите стратегии развития предприятия необходимо уделить инвесторам[4] и персоналу, так как только их взаимодействие, регулируемое договорами и соглашениями, делает возможным функционирование организаций. При проверке соответствия целей заинтересованных в предприятии групп и цели самого предприятия аудитор составляет тест- вопросник, приведенный в таблице 1.

 


Таблица 1

Тест вопросник соответствия целей заинтересованных в предприятии групп и цели самого предприятия

№ п/п Содержание вопроса или объект исследования  
Группа - инвесторы
Осуществлялся ли на предприятии поиск потенциальных инвестиционных возможностей? Определяется насколько сложившаяся на предприятии атмосфера позволяет сотрудникам свободно выражать и развивать свои инвестиционные предложения
Выполняется сбор и анализ разработанной информации, связанной с ранее одобренным инвестиционным предложением? Изучается возможности реализации будущего проекта и проводится его обоснование с обзором имеющихся альтернатив.
3. Произведена ли оценка обоснованности системы маркетинга, выбора технологии и оборудования, технических и технологических возможностей выполнения проекта на данном предприятии? Проанализировать будущий проект экономического субъекта, в том числе его структуру содержание. Подробно изучить: план маркетинга, производства и эффективность применяемой модели организации производственного процесса для выполнения проекта.
  Будет ли уровень отдачи вложенных инвестиций удовлетворительным? Установить критерии эффективности реализации инвестиционного проекта. Рассчитать показатели, характеризующие эффективность инвестиционного проекта
Группа - персонал
4. Эффективна ли организационная структура управления?   Определяется, имеет ли место радикальная децентрализация полномочий и ответственности. Устанавливается, достигнута ли сплоченность коллектива организации. Определить корпоративную культуру организации.
  Эффективна ли система стимулирования в организации?
  Ознакомлены ли сотрудники организации со стратегией развития организации
  Соответствуют ли способности сотрудников выбранной стратегии?
  Определены ли способности сотрудников, которые приведет к успешной реализации стратегии?
  Разработан ли план развития способностей, который включает дополнительное обучение?
Группа - потребители (клиенты)
  Эффективны ли принятые в организации методы изучения потребностей и структуры рынка, реклама и методы продвижения товара на рынок? Устанавливается способность производства товаров и услуг с оптимальными затратами удовлетворяющих по качеству и ценам дифференцированный спрос различных групп покупателей и регионов сбыта. Составляется профиль тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет аудиторам лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.
  Эффективны ли система ценообразования?
  Эффективны ли торгово-сбытовые цепочки?
  Составляют ли системы подготовки производства и маркетинга основу конкурентных преимуществ организации?
  Широк ли выбор у покупателей?
Группа - поставщики
  Высока ли доля стоимости поставок в стоимости производимой организации продукции? Выявляются, те аспекты в деятельности субъектов снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п. от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта/
  Высока ли степень свободы организации при выборе поставщика?
  Может ли поставщик диктовать финансово - экономические условия поставок?
  Способна ли организация получить контроль над поставщиком?
Государство
  Существуют ли политические условия для равенства конкурентных возможностей (включая антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство по вопросам иностранных инвестиций, в области международного бизнеса)? Предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает аудитору возможность определить допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права. Определяется сможет ли организация осуществлять необходимые выплаты налогов и платежей.
  Существуют ли законодательная база, на основе которой может осуществляться регулирование бизнеса? Если да, то эффективна ли она?
  Благоприятны ли в стране финансово - кредитные условия в стране?
  Возможное нормальное ли развитие бизнеса при сложившемся уровне инфляции?
           

 

К важнейшим задачам, решаемым в процессе стратегического аудита целей предприятия, является оценка генеральных монетарных целей, которые отражают желаемые финансовые результаты и параметры финансового состояния предприятия и являются предпосылкой существования и успешного развития предприятия.

В настоящее время большинство ученых-финансистов основной монетарной целью функционирования предприятия как экономического субъекта считают увеличение стоимости капитала или, в крайнем случае – к максимизации чистой расчетной прибыли.

Стоимость предприятия может быть охарактеризована целым радом показателей в зависимости от используемых концептуальных подходов.[5]

В современной экономической литературе прослеживаются различные концепции управления, в основе которых лежит идея обеспечения развития предприятия на основе роста его стоимости, включающие следующие показатели, характеризующие стоимость бизнеса: стоимость капитала, стоимость акций компании, рыночная стоимость компании, добавленная рыночная стоимость, добавленная экономическая стоимость, добавленная стоимость акционерного капитала.

Фундаментальной целью предприятия в соответствии с концепцией Альфреда Раппапорта – профессора Школы менеджмента Келлога считается максимизация дохода собственников в форме роста дивидендных выплат.

Концепция Тома Коупленда, Тима Колера и Джека Мурина в качестве наиболее подходящего метода для оценки и управления предприятием рекомендован метод дисконтированных денежных потоков, в рамка которого стоимость предприятия определяется как сумма будущих денежных потоков, дисконтированных по адекватной рискам ставке затрат на привлечение капитала. Рассчитанная этим методом стоимость предприятия гораздо ближе к его рыночной стоимости, чем при расчете на базе бухгалтерской прибыли.

Джоэль М Стерн и Дж. Беннет Стюарт – основатели и партнеры консультационной компании Stern Stewart & Co , специализирующейся на финансовом менеджменте и действующей с 1982г. в Нью-Йорке в своей базовой работе «В поисках ценности - руководство по управлению экономической добавленной стоимостью (EVA)», создали эффективную систему финансового менеджмента, главной целью которой является максимизация благосостояния акционеров.

Ключевая идея Концепции Томаса Г. Левиса – управляющего и старший вице – президент мюнхенского подразделения Boston Consulting Group (BCG) состоит в том, что от повышения стоимости предприятия должны выигрывать не только акционеры, но и все другие заинтересованные группы. Стоимость собственного (акционерного) капитала рассматривается в качестве важного критерия стоимостно - ориентированного управления предприятием. В качестве ключевого показателя создания стоимости предприятии выступает показатель доходности акций, рассчитываемый на основе распределяемой прибыли и роста курса акций. Сравнительный анализ стоимостно - ориентированных подходов к управлению предприятием приведен в таблице 2[6].


Таблица 2

Сравнение американских методик оценки в рамках

стоимостно – ориентированного управления

  Раппапорт Коупленд и др. Стерн-Стюарт Левис
Ставка затрат на капитал WACC, ставка затрат на собственный капитал по CAPM WACC, ставка затрат на собственный капитал по CAPM WACC, ставка затрат на собственный капитал по CAPM Средняя ставка затрата на совокупный капитал
Критерии успешности За несколько периодов Акционерная стоимость Стоимость собственного капитала Рыночная добавленная стоимость (MVA) Рыночная стоимость собственного капитала
За период рентабельность Рентабельность оборота, критическая маржа Доходность от инвестированного капитала (ROIC)     Доходность от инвестиций по денежному потоку (CFROI)
сверх прибыль   Экономическая прибыль Экономически добавленная стоимость (EVA) Денежная добавленная стоимость (CFROI)

 

Анализ данных концепций стоимстно-ориентированного управления показал, что основное различие между ними состоит в особенности методик оценки, в то время как исходные предпосылки и управленческие подходы примерно одинаковы.

Сравнительный анализ концепций и показателей в разных страновых системах учета позволили доктору экономических наук, возглавляющего Институт планирования на предприятиях, профессора кафедр экономики предприятия Университета Юстуса Либиха в Гиссене и берлинского технического университета Дитгеру Хану и профессору кафедры экономики предприятия в Университете Фридриха - Александера в Эрлангене-Нюрнбергере Харальду Хунгенбергу, разработать собственные модифицированные концепции стоимостно - ориентированного планирования, подходящих как для предприятий, работающих исключительно на внутреннем рынке или на международных рынках, так и для начинающих переход на международные стандартов учета отчетности. Основное внимание в данных концепциях уделяется экономическим целям предприятия, расчетом финансово экономических результатов деятельности предприятия, его рентабельности и ликвидности в рамках интегрированной системы планирования и контроля.

В соответствии с данной концепцией монетарной целью стратегического планирования и критерием выбора стратегии является максимизация стоимости капитала (стоимости совокупного капитала, собственного капитала и остаточной стоимости капитала предприятия) при поддержании необходимого уровня ликвидности соблюдении других ограничений: достижения целей по отдельным периодам, продуктово - рыночных и социальных целей.

В современной экономической литературе прослеживаются различные подходы к количественному определению стоимости капитала, но все же можно с уверенностью утверждать, что все они связывают данное определение не с краткосрочной прибылью, а с так называемой чистой (остаточной) стоимостью предприятия. Это объясняется тем, что такая чистая стоимость капитала представляет собой высшую денежную цель руководства предприятия, так как она непосредственно выражает создание или уменьшение стоимости, если исходить из того, что прибыль, остающаяся после удовлетворения притязаний кредиторов на выплату минимального процента и инвесторов на минимальный дивиденд, будет находиться в полном распоряжении акционеров, персонала и особенно руководства предприятия.

Исходя, из выше изложенного мы считаем, что проверка формирования чистой стоимости предприятия при проведении аудита монетарных целей, становится критерием, дающим возможность аудиторам удостовериться в способности компании к получению выгод в долгосрочном периоде в будущем и как менеджмент и руководство компании понимает возможности ведения деловой активности за счет средств поставщиков капитала.

Стоимость капитала представляет собой сумму всех дисконтированных превышений поступлений денежных средств над выплатами (или наоборот), которые образуются в результате хозяйственной деятельности предприятия. При помощи расчетной ставки процента выражается рыночно-ориентированная минимальная требуемая доходность (процент на капитал) капитала для инвесторов. В расчетах за период требуемая минимальная доходность находит свое отражение в расчетных процентах (издержках собственного и стороннего капитала).

Показатель чистой остаточной стоимости предприятия базируются на ожидаемых поступлениях денежных средств по периодам за вычетом выплат по наиболее эффективным с точки зрения рынка капиталов инвестиционным проектам; выплат процентов и дивидендов по обязательствам предприятия перед собственными акционерами и кредиторами; платежей по забортной плате, окладам и социальному обеспечению; платежей за использованные материалы, энергию, а также налогов и прочих платежей, то есть на чистых доходах будущих периодов.

Использование метода стоимости капитала при аудите стратегии развития предприятия для определения стоимости предприятия и сравнения альтернативных стратегий развития предприятия на основе их влияния на изменения стоимости, стоимость предприятия может быть выражена в формах приведенных в таблице 3.

Таблица 3

Показатели стоимости предприятия, используемые при аудите монетарных целей предприятия

Наименование показателя Алгоритм расчета
Стоимость совокупного капитала (Gesamtkapitalwert) стоимость дисконтированных общих превышений (сальдо) поступлений над выплатами по отдельным периодам, подсчитанных по ставке расчетного процента, соответствующей минимальным притязаниям, как акционеров, так и кредиторов.
Стоимость собственного капитала (Eigenkapitalwert) из стоимости совокупного капитала предприятия – стоимость заемного капитала (в упрощенном виде: выплаты, связанные с возмещением затрат на заемный капитал)
Чистая (остаточная) стоимость (Residualer Unternehmungskapitalwert) из стоимости собственного капитала – дивиденды, отражающие притязания собствен­ников капитала

 

В рамках стратегического аудита для оценки потенциальных или имеющихся инвестиций с учетом обеспечения необходимой прибыльности должны быть проверены следующие общие монетарные цели предприятия:

- внутренняя специфическая минимальная доходность;

- средняя минимальная доходность для расчета стоимости капитала и доходность от инвестиций;

- рентабельность собственного капитала;

- срок окупаемости (возврата капитала) в качестве индикатора риска.

При аудите расчетного показателя стоимости предприятия с целью доступности для реальных экономических измерений ожидаемой совокупности финансовой выгоды аудитор должен проверить данный показатель на соответствие трем базовым принципам предпринимательства, которые предусмотрены нормами гражданского законодательства:

- принцип наращений (соответствует целям коммерческой деятельности, т. е получение прибыли на регулярной основе);

- принцип непрерывности (соответствует допущению неопределенно длительного периода ведения деловой активности);

- принцип платности (соответствует требованию целесообразного экономического поведения, состоящему в получении дохода на авансируемый ресурс).

В соответствии с генеральной экономической целью – стремлением к прибыли и дополнительной целью – гарантией ликвидности система финансово-экономических показателей позволяет при аудите целей предприятия представить все процессы на предприятии в виде планово-контрольных расчетов, ориентированных на результат и ликвидность что в свою очередь позволит аудиторам оценить досягаемость заданных целей и при каких условиях они будут наиболее эффективны.

С точки зрения всех заинтересованных групп, высшей целью предприятия является его сохранение и дальнейшее успешное развитие. Наиболее успешное развитее достигается при максимизации его стоимости или расчетного капитала с учетом реализации других материальных, стоимостных и социальных целей. Исходя из этого при аудите целей предприятия необходимо оценить материальные, стоимостные и социальные цели.

К материальным (производственным) целям относится будущая продуктово - рыночная программа предприятия. В рамках стратегического аудита продуктовой программы аудитор должен проверить следующие основные направления.

В первую очередь необходимо установить рассматривается ли в качестве альтернатив (будущих продуктовых программ) существующие или новые продукты на действующих или новых ранках. При аудите продуктовой программы предприятия по всем существующим и новым продуктовым альтернативам необходимо проверить разработанные специфические кривые жизненного цикла.

Главным целевым монетарным критерием правильности выбора продуктовой альтернативы является стоимость капитала с учетом других количественных критериев. При помощи такого подхода на основе динамики риска можно сравнивать несколько продуктовых альтернатив. С учетом прогнозов состояния внешней среды, статистических данных, а также с учетом действий предприятия и возможных ответных реакций со стороны конкурентов определяется кривая оборота (реализации).

Аудиторам, также важно знать на какой стадии находится жизненный цикл приобретаемых готовых товаров, лицензионных продуктов включенных в продуктовую программу.

При аудите продуктовой программы и потенциала и связанном с ним планировании сбыта, особе внимание необходимо уделить тем обстоятельствам, что на кривую жизненного цикла могут оказывать влияние проводимые сбытовые мероприятия и мероприятия по внедрению на рынок новых продуктов, как самим предприятием, так и конкурентами.

При аудите возможных продуктовых и производственных альтернатив очень важны показатели пригодности (уровень соответствия нового продукта существующим функциональным подсистемам предприятия) и целевых издержек продуктов и производства. Для этого аудитор может разработать так называемые тесты оценки продуктов, с помощью которого выстраивается профиль нового продукта.


Таблица 4

Тест оценки нового продукта

    Критерии оценки Уровень оценки Оценка в баллах Вес фактора Взвешенная оценка в баллах
Очень хорошо (6) Хорошо (4) Среднее (2) Плохо (0) Очень плохо (2)      
Вклад в покрытие постоянных затрат и прибыль                
Затраты капитала: В основные средства в оборотные средства                
Пригодность для НИОКР: Ноу-хау Техническое исполнение                
Пригодность для сбыта: Система маркетинга Система распределения                
Пригодность для производства Наличие технологий Наличие мощностей                
Пригодность для снабжения: Доступность сырья/материалов Зависимость от поставщиков                
Пригодность для утилизации: Повторное (дальнейшее) использование Повторная (дальнейшая утилизация)                
Общая оценка пригодности                

 

Это поможет аудитору получить все существенные характеристики продукта и позволит оценить связанные с продуктом плановые показатели: величины оборота, сумм покрытия издержек. Для долгосрочной оценки издержек и выручки аудитор составляет рабочий документ, приведенный в таблице 5.[7]

Одним из важнейших разделов целей организации яв­ляется оценка стоимостных целей – финансового результата и ликвидности. Целью аудита в данном случае является проверка обоснованности формирования ожидаемых в будущем финансовых результатов таких как стоимость капитала, расчетная и ба­лансовая прибыль или отдельные компоненты этих финансовых результатов к которым относится поступления и выплаты, выручка от реализации продукции, издержки, доходы и затраты, а также необходи­мый для существования предприятия уровень ликвидности и компоненты ликвидности (нали­чие оборотных средств, поступления и выплаты денежных средств).

Таблица 5

Рабочий документ аудитора для оценки выручки и издержек продуктовой альтернативы

План издержек и выручки для продукта   Плановый период 2001-2014
 
    Объем выпуска продукции в натуральных единицах                    
    Цена продукта                    
    Выручка                    
    Переменные издержки: - материалы - оплата труда                    
    Сумма покрытия 1                    
    Постоянные производственные издержки                    
    Сумма покрытия 2                    
    Специфические авансированные издержки (НИОКР)                    
    Специфические издержки реализации                    
    Сумма покрытия 3                    
    Издержки, связанные с покрытием рисков                    
    Общие накладные расходы (сбытовые, административные)                    
    Себестоимость                    
    Результат                    
Комментарии аудитора:

 

Основ­ная задача аудиторской организации заключается в выражении мнения о реальности составленных и представленных руководством хозяйствующего субъекта стоимостных целей.

При проведении аудита стоимостных целей аудиторам важно определить круг проблем, связанных с эффективностью деятельности предприятия и найти ответы на следующие вопросы:

1. насколько успешно идет торговля производимой продукцией;

2. эффективно ли используются собственные деньги, и существует ли реальная возможность достичь более высоких финансовых показателей (таких, например как возврат на инвестиции);

3. можно ли свести к минимуму финансовые риски, связанные с развитием данного предприятия.

Среди параметров, характеризующих деятельность организации в этом направлении важное место занимают:

- расчеты калькуляционных и балансовых результатов (расчет издержек и выручки, затрат и доходов, балансовые расчеты);

- расчеты ликвидности (расчет поступлений и выплат).

Указанными показателями особенно удобно пользоваться при расчетах стоимости капитала.

Аудит стоимостных издержек различного вида, инвестированного капитала, выручки и расчетной прибыли целесообразно осуществлять в следующих разрезах:

- предприятия в целом;

- подсистем предприятия (дочерние предприятия, заводы, филиалы, центры издержек, места возникновения издержек);

- проектов;

- отдельных продуктов и продуктовых групп;

-потенциала;

- операций (процессы обработки и переработки, транспортировки, складирования);

- объектов операций (сырье, материалы, информация и деньги).

Для целей аудита расчетной прибыли и ее компонентов, а также при расчетах издержек аудиторы оперируют:

- фактическими показателями (количество, стоимость), в части фактических издержек и фактической выручки;

- средними показателями прошлых периодов, в частности нормальных издержек и нормальной выручки;

- плановыми показателями, в части проектных нормативных, плановых издержек и выручки;

- показателями, рассчитанными на базе, фактических нормальных и плановых значений.

Аудит показателей затрат и доходов, балансовых позиций и балансового результата осуществляется на уровнях предприятия в целом, и на сколько это возможно, подразделений, а также внутри них по группам продукции с учетом того является продукция и услуги собственного производства или услуги/продукция со стороны, операциям (видам затрат), операциям (видам затрат), потенциалу и объектам операций (позициям баланса).

Для целей аудита балансового результата и его компонентов по будущим периодам интерес представляет плановый баланс и, прежде всего отчет о прибылях и убытках. Аудитор проверяет данную отчетность на предмет соответствия торговому и налоговому законодательству.

Показатель балансового результата может быть использован при аудите расчетных показателей стоимости капитала предприятия.

Важнейшими экономическими показателями, характеризующими результаты предприятия в рамках стратегического аудита являются производственный, финансовый и экстраординарный результаты.

Аудит показателей выплат и поступлений, а также резервов платежных средств осуществляются на уровнях предприятия в целом, подразделений, а также внутри них (области прибыли) раздельно по продуктовым группам, потенциалу, операциям. Данные о поступлениях и выплатах денежных средств в разные периоды аудиторы приводят в сопоставимый вид при помощи дисконтирования через расчет стоимости капитала.

Для целей аудита ликвидности и ее компонентов на будущие периоды и на текущий момент аудитор составляет финансовую сводку, т.е. сводку дынных обо всех потоках поступлений и выплат денежных средств по текущей хозяйственной деятельности; распределении выплат по инвестициям, потоков платежей по заемному и собственному капиталу, а также остатках (наличии) денежных средств.

В современной теории и практике управления люди рассматриваются как ключевой элемент организации и наиболее ценный ресурс организации; управление ими превращается в одну из стратегий; развитие персонала превращается в статью инвестиций, а не затрат. Человеческие ресурсы это главное достояние организации в конкурентной борьбе. Это достояние надо беречь и развивать вместе с другими ресурсами, и даже лучше, чтобы достичь стратегических целей организации.

Желаемые в будущем взаимоотношения между людьми или группами людей на самом предпри­ятии и с общественностью вне предприятия составляют социальные цели предприятия.

Социальные цели обусловливают модель поведе­ния по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого пред­приятия и во внешней среде.

При аудите социальных целей аудитор выявляет степень согласованности политики управления персоналом с целями организации и устанавливает степень связи социальной политики со спецификой организации и внешними условиями. Также аудиторам необходимо проверить связь между основными руководящими принципами политики управления человеческими ресурсами и ценностями, объявленными предприятием в своем плане развития.

Аудит социальных целей предприятия предусматривает оценку соответствия квалификационных характеристик сотрудников для достижения генеральной цели предприятия.

Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что для того чтобы подтвердить правильность выбранной организацией стратегии аудиторы должны иметь углубленное представление о планировании на предприятии основываясь на системном подходе с учетом важнейших целей, которые необходимы для успешного функционирования и развития предприятия.

Сбор информации является одним из самых сложных и кропотливых этапов информационного обеспечения стратегического аудита, так как от качества собранной информации во многом зависит результативность всей работы. В заключении необходимо отметить, что достоверная информация, собранная при проведении стратегического аудита через механизм обратной связи обеспечивает успешную реализацию стратегических планов и если необходимо корректировку первоначально разработанной стратегии.

 


Список литературы

 

1. Хан Дитгер/Хунгенберг Харальд. ПиК. Стоимостно-ориенторованные концепции контролинга: Пер. с нем./ Под ред.Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. – М.: Финансы и статистика, 2005 . – 928 с.

2. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие.- М.: Кнорус, 2005

3. Ефремов В.С.Стратегия бизнеса. Конценции и методы планирования. / Учебное пособие. – М.: Издательство «Финпресс», 1998 г. – 192 с.

4. Боброва Е.А., Емельянникова И.Н., Аудит инвестиционных решений // Аудиторские ведомости 8/2009

5. Хорин А.Н.Стратегический анализ: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экспо, 2009

6. Богатая И.Н., И.В.Алексеева Теоретико-методологический подход к разработке внутрифирменного стандарта стратегического аудита коммерческой организации // Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ 1/2009

7. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебное пособие. – М.: Финансы и статистка, 2007. – 2008 с.

 

 


[1] Хан Дитгер/Хунгенберг Харальд. ПиК. Стоимостно-ориенторованные концепции контролинга: Пер. с нем./ Под ред.Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. – М.: Финансы и статистика, 2005 . – 928 с. с.39

[2] Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие.- М.: Кнорус, 2005

[3] Ефремов В.С.Стратегия бизнеса. Конценции и методы планирования. / Учебное пособие. – М.: Издательство «Финпресс», 1998 г. – 192 с., с.-129

[4] Боброва Е.А., Емельянникова И.Н., Аудит инвестиционных решений // Аудиторские ведомости 8/2009

[5] Хорин А.Н.Стратегический анализ: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экспо, 2009 -480с., с.-291

[6] Хан Дитгер/Хунгенберг Харальд. ПиК. Стоимостно-ориенторованные концепции контролинга: Пер. с нем./ Под ред.Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. – М.: Финансы и статистика, 2005 . – 928 с. с.171

[7] Хан Дитгер/Хунгенберг Харальд. ПиК. Стоимостно-ориенторованные концепции контролинга: Пер. с нем./ Под ред.Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. – М.: Финансы и статистика, 2005 . – 928 с. с.296

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.