Сегодня мы все чаще наблюдаем ситуацию, когда социальные изменения сначала отрабатываются на уровне повседневных практик, причем именно посредством лингвистических механизмов конструирования реальности (посредством PR-технологий и пр.), а затем уже проецируются на изменения социальных институтов. Опираясь на сконструированные мифы, можно легитимизировать определенные социальные изменения, на утверждение которых «работают» ключевые символы, образы и идеи, не без помощи СМИ закрепляемые в общественном сознании. Ситуация конфликта обостряет восприятие, вызывает интерес к событию, позволяет ввести его в поток информации СМИ и акцентировать на нем внимание. Особое значение в данном случае имеет язык конфликта как способ этой легитимизации. Например, закрепление в повседневных практиках коммуникации, а также в различных формах проявления протестного поведения крымских татар привело к легитимизации их названия «коренное население». В дальнейшем это дало возможность поставить вопрос об изменении в земельном законодательстве, в котором предлагалось зафиксировать приоритетное право на приобретение земли крымскими татарами как коренным населением.
Язык конфликта - это определенная семиотическая система, обладающая свойством маркировать и передавать уровень конфликтного потенциала, который может быть оценен по шкале «конфликт-согласие». Язык конфликта имеет свои нормы, непосредственно связанные с нормами и ценностями той социальной системы, применительно к которой он рассматривается. Взаимосвязь ценностных и речевых ориентаций позволяет измерять лингвистические характеристики языка конфликта через аксиоконфликтные индикаторы [26], обнаруживающие потенциальную деструктивную конфликтость путем соотнесения с ценностными характеристиками. В основе этих индикаторов – аксиология конфликта, которая выступает как ценностно-интегрированная стратегия гармонизации социальных отношений.
Аксиология конфликта позволяет интегрировать различные подходы к анализу конфликтов с позиций ценностной морфологии коммуникативных процессов, вырабатывая интегральные ценностные параметры классификации конфликтов и методик их решения. Конфликтологическая интерпретация идей Т. Парсонса не только дает ориентиры проведения структурного анализа конфликта, но и позволяет понять экзистенциальную роль этики личности в сохранении и выживании социальных систем [26]. Обращение к микросоциологии И.Гофмана, к социологии повседневности А.Щюца позволяет дополнить макросоциологическую теорию Т.Парсонса с учетом особенностей межличностной коммуникации. Объединение этих подходов позволяет перейти от ценностей личности, определяющих характер межличностных коммуникаций и способы реализации определенных образцов поведения, их символическое наполнение и интерпретацию (согласно И.Гофману), к ценностям общества, отображенным в «типовых переменных действия». Эта методологическая схема может быть реализована на уровне методики социологического исследования через обращение к лингвистическим характеристикам языка конфликта, характерным для определенных социальных систем. Язык конфликта характеризуется и как система знаков, сигнализирующих об уровне конфликтности, и как набор специфических лексических единиц, их взаимосвязанных подсистем.
Исследуя коммуникативные процессы в трансформирующемся обществе, целесообразно рассматривать систему «язык конфликта - язык согласия». В ней оказывается целый ряд лексических подсистем, отображающих два противоположных полюса (язык агрессии, сопротивления, революции и язык консенсуса, компромисса, солидарности) и характеристики, сопряженные с конфликтом и возможностью его разрешения: язык доверия/недоверия, язык толерантности/нетерпимости и т. д. По наличию определенных лексических единиц можно диагностировать уровень доверия, готовность к компромиссу, измерить остроту конфликтной ситуации, выявить тенденции дальнейшего развития конфликта, готовность к его завершению. Исследуя язык конфликта как систему знаков, передающих определенный уровень социальной напряженности или согласия, можно выявить важнейшие характеристики различных социальных институтов общества.
Значения, стоящие за определенными лексическими системами, единицами и знаками языка социальных конфликтов целесообразно объединить в смысловые блоки, а их, в свою очередь, в систему, которая может быть ранжирована, во-первых, по шкале «конфликт-согласие», и, во-вторых, – по ценностной шкале. Возникает возможность, соотнося язык конфликта с аксиоконфликтными характеристиками социальных систем, прогнозировать тенденции социальных изменений.
Исследовать язык конфликтов позволяет лингвоконфликтологический метод. Его ключевой принцип - рассмотрение конфликтов как системы структурных коммуникаций через взаимосвязь ценностных и речевых ориентаций (см. рис. 1).