Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КИНОТЕРАПИИ

Березин С.В.

Иванова Л.В.

 

 

Развитие практической психологии в России способствовало росту интереса к различным психотерапевтическим методам. Вместе с этим возрастают требования к профессиональным стандартам, необходим поиск надежных методик и техник, обоснование их эффективности.

Одним из развивающихся психотерапевтических методов является кинотерапия. Эффективность кинотерапии, как метода групповой работы, была подтверждена в ходе многочисленных эмпирических исследований автора данного метода [2], [3], [5] и других психологов. Накоплен обширный эмпирический и клинический материал, подтверждающий эффективность кинотерапии при работе с людьми различного возраста, испытывающими проблемы в супружеских и детско-родительских отношениях, возрастные, семейные и прочие кризисы [2], [4]. Кинотерапия была включена в структуру программ первичной и вторичной профилактики наркозависимости, а также программ работы с созависимыми [1], [2], [6].

Тем не менее, необходимы дополнительные исследования, которые позволили бы с большей определенностью и уверенностью ответить на вопрос о том, какие факторы обеспечивают динамику личности в условиях кинотерапии.

Цель работы: выявить психологические и социально-психологические факторы личностной динамики в условиях кинотерапии.

В нашей работе мы исходили из общего предположения о том, что факторами личностной динамики в условиях кинотерапии являются активность индивида в групповой дискуссии, акты самораскрытия и использование навыка понимания кино для понимания событий собственной жизни.

Изучение психологических и социально-психологических факторов личностной динамики в условиях кинотерапии позволит учитывать их для обеспечения эффективности коррекционной работы и личностного роста участников группы. В более широком контексте исследование вносит вклад в разработку методологии психотерапии, постепенно приобретающей статус научной дисциплины.

Восприятие кино и его воздействие на зрителя

Кинотерапия является методом групповой работы, ориентированным на расширение осознавания человеком происходящего с ним и вокруг него, на активизацию у участников группы «чувства реальности» [4, с. 7].

Каждый индивид имеет свои способы понимания жизни и происходящих в ней событий. Все это легко наблюдать при работе с содержанием художественного фильма. Сколько участников в кинотерапевтической группе, столько фильмов и будет увидено. При этом каждый увидит то, что будет являться результатом его субъективного восприятия, обусловленного его прошлым опытом. Важным, с точки зрения личностного роста, является выход индивида за пределы схем своего восприятия, детерминированных этим опытом. Это и означало бы расширение осознавания человеком себя и событий, происходящих с ним.

Киноведы считают, что фильм обладает «преобразующей волшебной силой», что приводит к катарсическому очищению, благодаря эмоциональному воздействию на зрителя. Однако сам по себе фильм не приводит к этому очищению, а эмоциональный отклик на кинофильм - результат субъективного восприятия каждым конкретным зрителем. Поэтому сам по себе кинофильм всего лишь «указывает» зрителю на наличие у него определенного комплекса, а эмоциональная реакция какой бы сильной она ни была, не меняет сложившегося понимания жизни, и, как сказал бы А.Адлер, «схем апперцепции».

Благодаря способности кинофильма оказывать существенное эмоциональное воздействие посредством актуализации неосознаваемых процессов (проекции, идентификации, сопереживания и т.п.), основным критерием выбора фильмов для кинотерапии является его многоплановость, представленость в нем многообразия психологических феноменов, универсальность психологических проблем героев, их близость к типичным проблемам земной жизни обыкновенных людей, отражение различных моделей поведения при решении этих проблем [4].

Роль групповой дискуссии в кинотерапии

Основным методом работы в кинотерапевтической группе является групповая дискуссия.Во время работы с кинофильмом наблюдается ситуация «множественных проекций». Участники кинотерапии начинают замечать отличие своей точки зрения от точек зрения других участников, таким образом, у них появляется возможность осознать наличие искажения в своем субъективном восприятии либо обнаружить его у других членов группы. Приобретенная во время кинотерапии способность понимать фильм переносится в окружающую реальность и используется для понимания себя, своих отношений, своей жизни. При этом индивид становится все более и более спонтанным и свободным в своем выборе и, как следствие, наращивает способность быть автором своей жизни и творцом самого себя. В этом заключается процесс становления личности, который, по мнению К.Роджерса, не имеет конца [14], [15].

Если описывать эффекты кинотерапии в терминах транзактного анализа, то кинотерапия позволяет участникам «снизить давление» иллюзий и предубеждений, что ведет к деконтаминации Взрослого. Взрослая часть Я освобождается от предубеждений Родителя и иллюзий Дитя. Это позволяет индивиду жить «настоящим» и взять ответственность за свою жизнь на себя самого [7], [8], [9].

Осознать низкую эффективность своего поведения, своих реакций индивидам часто не дают защитные механизмы, оберегающие Я-концепцию от потрясений.

В ходе работы с объективным содержанием фильма (объективное содержание фильма составляет фильм сам по себе, то, что создано его авторами, то, что всегда будет неизменно на экране) участники обсуждают не собственную, а чужую жизнь. Это делает работу с «опасными» по содержанию сюжетами фильма безопасной для человека. Как показывают наблюдения, это снижает интенсивность психологических защит.

В групповой работе при просмотре и обсуждении фильма проявляются следующие психологические феномены: идентификация, рационализация, проекция, ассоциация, смещение, подавление. Учитывая эти феномены, ведущий строит свою работу в кинотерапевтической группе.

Таким образом, специальная работа с объективным содержанием кинофильма позволяет участникам группы перейти от связанного с защитами и проекциями переживания фильма к его осознанию. При этом переживание фильма также становится осознанным [4].

Можно предположить, что основными психологическими факторами, обеспечивающими личностную динамику в условиях кинотерапии, являются: активность в групповой дискуссии, акты самораскрытия и перенесение навыка понимания объективного содержания фильма в реальную жизнь. Кроме этого, в качестве активно влияющих факторов, способствующих личностной динамике участников, можно назвать: мотивацию к участию в группе (психологический фактор), групповую сплоченность, универсальность проблем, интерперсональное влияние, имитационное поведение, отраженную субъектность, отраженную интерсубъектность, интерсубъектную отраженность (социально-психологические факторы).

Раскроем психологическое содержание феноменов, влияние которых на личностную и групповую динамику будет изучаться в ходе эмпирического исследования.

Активность в групповой дискуссии является, по нашему мнению, одним из основных факторов, способствующих личностной динамике в условиях кинотерапии. Проявляя активность, индивид высказывается, тем самым увеличивается вероятность обнаружения его проекций, т.е. искажений восприятия объективного содержания фильма. Обнаруживаются индивидуальные особенности восприятия фильма, которые оказываются в фокусе групповой работы. Активность в групповой дискуссии способствует лучшему пониманию участником группы своих эмоций и чувств других участников, происходит «размораживание» эмоциональной сферы, развивается способность выражать эмоции. Все это создает дополнительные условия для личностного роста. Эмпирическими референтами активности в групповой работе являются: частота высказываний участника группы, спонтанное включение в обсуждение, продолжительность высказывания.

Самораскрытие и искренность являются основными механизмами, способствующими развитию, как личностной, так и групповой динамики [21]. Активное участие в групповой дискуссии создает максимальные предпосылки для актов самораскрытия. Обсуждая эпизоды фильма, оказавшие сильное эмоциональное воздействие, участники группы постепенно переходят к рассказам о себе, своей жизненной ситуации, подвигая себя к более адекватному пониманию своей реальной жизни и стимулируя своей активностью и открытостью других участников к самораскрытию. Индивид, совершивший акт самораскрытия, отражается как субъект в себе самом и других участниках группы [12], в результате чего он становится более искренним в межличностных отношениях, у него возрастает доверие к себе. Такими образом, эмпирическим референтом самораскрытия является высказывание участника о своих переживаниях, межличностных проблемах, о разных сторонах своей личности, эмоциональные реакции, отражающие принятие чувств и позиций другого участника группы.

Способность использовать понимание для изменения поведения (использование навыка понимания объективного содержания фильма в реальной жизни) является для участника группы своеобразным «подвигом» [4]. Здесь под словом «подвиг» мы подразумеваем спонтанные, свободные и ответственные действия индивида, совершаемые им вопреки типичных для него и хорошо освоенных им схем поведения. Человек подвигает себя за границу себя актуального к себе возможному, включая свое возможное в свое актуальное. Такие события влияют не только на самого индивида, но и на группу в целом, тем самым становясь предпосылкой для дальнейших изменений как самого индивида, совершившего подвиг, так и для группы в целом. Способность использовать понимание для изменения поведения можно обнаружить, например, в следующих высказываниях участников: «После обсуждения фильма я поняла, что мало времени уделяла своему ребенку, из-за этого и были наши конфликты. Мы поговорили с ним и договорились, что каждую субботу проводим вместе» и т.п.

Мотивация к участию в группе, на наш взгляд, оказывает существенное влияние на групповую динамику. Опоздание или отсутствие участника влияет на групповую сплоченность. Кроме этого, пропуски снижают интенсивность личностной динамики. Чем больше занятий участник группы посетит, тем сильнее его мотивация к участию в группе, а, следовательно, и к изменениям, способствующим личностному росту.

Групповая сплоченность влияет на принятие участниками группы друг друга, способствует увеличению доверия [20]. Рост доверия в группе повышает «плотность актов самораскрытия в единицу времени». Участники сплоченной группы оказывают поддержку друг другу. В таких условиях индивиды более склонны исследовать и выражать себя, относиться к окружающим с большим пониманием. Рост групповой сплоченности, на наш взгляд, можно наблюдать по увеличению высказываний участников о своей жизни и своих переживаниях, по появлению совместных групповых действий, по высказываниям участников: «В промежутке между занятиями я вспоминал нашу группу и понял, что скучаю» или «Очень не хочется, чтобы занятия по кинотерапии заканчивались», по сопереживанию членов группы друг другу, по проявлению заботы друг о друге и т.п.

Универсальность проблем позволяет обнаружить участникам, что они не одиноки в своих страданиях и жизненных ситуациях. Обнаружение общности проблем с другими участниками является источником уверенности и оптимизма для преодоления своих трудностей, позволяет разделить с ними переживания, получить пользу от поддержки. Универсальность проблем проявляется в следующих фразах участников: «Я думал, что я один такой» или «Оказывается, у многих такие же проблемы» и т.п.

Интерперсональное влияние. Г.С. Салливан утверждает, что личность практически полностью является продуктом взаимодействия с другими людьми. Индивид формирует образ самого себя, исходя из оценок, которые ему транслируют другие индивиды [16]. Эмпирическим референтом интерперсонального влияния является изменение поведения индивида, после получения оценки от значимого человека. Например, активные высказывания в групповой дискуссии участника, ранее занимавшего пассивную позицию, поддерживаются ведущим, вследствие чего, индивид еще больше включается в работу.

Имитационное поведение выражается в «примеривании» на себя поведения другого индивида. В процессе обсуждения фильма поведение или действие кого-то из персонажей фильма может быть определено группой как «здоровое» или высоко эффективное. Обнаруживая такое поведение и оценивая его как возможное для себя, член группы может пытаться вести себя в соответствии с увиденным в кино и «достроенном» в групповой дискуссии. Участник может сказать: «Поведение героини помогло мне понять… , и я теперь поступаю так же».

Отраженная субъектность. Это понятие введено В.А. Петровским для обозначения идеальной представленности субъекта в жизни других [12]. В работе кинотерапевтической группы отраженная субъектность проявляется, как мысленный спор индивида с каким-либо другим участником группы или воспоминания чьих-либо слов, которые влияют на его эмоциональное состояние. Эмпирическими референтами отраженной субъектности, по нашему мнению, будут высказывания следующего содержания: «Я всю неделю мысленно спорил с тем, что Вы сказали…» или «Я постоянно вспоминал, что Вы говорили прошлый раз и только сейчас понял, что это очень похоже на мою ситуацию…».

Отраженная интерсубъектность [19] - влияние на индивида определенных ситуаций взаимодействия других людей, в которые он не был включен непосредственно, но присутствовал при их «развертывании». Эмпирическим референтами отраженной интерсубъектности являю.тся высказывания участников следующего содержания: «Когда у меня на работе возникла конфликтная ситуация, я вспомнила, как у нас аналогичная ситуация разрешилась в группе, и я неожиданно для себя поступила по-другому, более спокойно и без взаимных оскорблений. И все разрешилась благополучно для всех!» или «В прошлый вторник я обиделась на мужа и надулась, но, вспомнив, как один из участников группы попросил прощения у другого, и они спокойно обсудили сложившуюся ситуацию, я тоже также поступила…и теперь, у меня ощущение, что мы стали ближе друг к другу».

Заметим, что в сознании индивида актуализируется ситуация в целом, а не только действия кого-либо из участников этой ситуации. Безусловно, феноменология отраженной интерсубъектности еще нуждается в исследованиях, однако, неоспоримы факты изменения состояния при актуализации в сознании целостных ситуаций, в которых индивид не участвовал, но присутствовал.

Интерсубъектная отраженность - влияние индивида на взаимодействия других людей, в которые он не включен непосредственно. Сущность интерсубъектной отраженности заключается в актуализации в сознании взаимодействующих людей значимого для них индивида. При этом именно параметры взаимодействия выступают как условие актуализации образа значимого индивида в сознании тех, кто взаимодействует [19]. Например, ссора между супругами может прекратиться как только они услышат голос своего ребенка. Человек в идеальной форме присутствует в ситуациях других – это и есть интерсубъектная отраженность. В кинотерапевтической группе этот феномен обнаруживается фразами типа: «Ваш рассказ о себе сделал группу теплее. Когда у ведущего зазвонил телефон и он сказал, что звоните Вы, группа тоже потеплела, как будто Вы в группе».

 

МЕТОДИКА. Наше исследование проводилось в восьми независимых друг от друга группах кинотерапии. Во всех группах исследование проводилось по одной и той же схеме. Структуру исследования, методологию исследования, групповые и личностные эффекты кинотерапии удобно рассматривать на материале одной из групп.

Испытуемые:девять человек. Возраст от двадцати пяти до сорока лет. Из них: двое мужчин, семь женщин.

Периодичность кинотерапевтической работы и количество занятий: одиннадцать занятий с периодичностью раз в неделю.

Для проверки нашей гипотезы мы использовали тестирование и наблюдение.

В качестве теста мы применили модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири - методику «Диагностика межличностных отношений» Л.Н.Собчик. В основе данной методики лежат идеи Г.С. Салливана, которые заключаются в том, что индивид формирует образ самого себя из отраженных оценок, которые им воспринимаются от других значимых индивидов [16]. Эта методика позволяет определить стиль межличностного поведения индивида в его социальном окружении, позволяет сравнивать самооценку человека с тем идеалом, к которому он стремится. В психотерапии актуальным является сравнение между показателями реального и идеального Я, высокая степень их рассогласования указывает на наличие внутреннего конфликта и является почвой для невротического развития. Критерием успешности проведенной психотерапии является сближение этих показателей при повторном исследовании [17].

Использование метода наблюдения необходимо было для регистрации личностной и групповой динамики, а также для оценки групповой сплоченности. Единицами наблюдения были указанные выше эмпирические референты.

Этапы исследования:1) испытуемым предлагалось ответить на вопросы ДМО до начала работы в кинотерапевтической группе; 2) во время работы кинотерапевтической группы использовался метод наблюдения за личностной динамикой членов группы и групповой динамикой в целом; 3) после завершения сеансов кинотерапевтической группы проводилась повторная диагностика методом ДМО.

Статистическая обработка данных: метод Т-критерий Вилкоксона для определения интенсивности сдвигов разницы между образами Я-реальное и Я-идеальное после кинотерапии (оценка эффективности кинотерапии для группы в целом), для выявления различий в доле положительных сдвигов разницы между образами Я в двух выборках участников кинотерапии -критерий φ*- угловое преобразование Фишера, метод G-критерий знаков для оценки сдвига значений исследуемого признака [18].

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Наблюдение поведения участников группы во время работы обнаружили воздействие групповой динамики на личностную и личностной на групповую динамику. Так развитие групповой сплоченности привело к росту доверия, и, как следствие, участились акты самораскрытия (с четвертого занятия). Взаимовлияния групповой и личностной динамики проявлялись за счет универсальности проблем, отраженной субъектности и интерсубъектности, интерсубъектной отраженности, интерперсонального влияния, имитационного поведения. В ходе наблюдения предполагаемые нами факторы проявлялись в следующем: мотивация к участию - в количестве посещаемых занятий; способность использовать понимание для изменения поведения - в рассказах о достижениях вне группы; активность в групповой работе - в частоте, спонтанности и длительности высказываний; самораскрытие - в высказываниях о своей жизненной ситуации, межличностных конфликтах, сторонах своей личности; групповая сплоченность - в совместных групповых действиях, проявлению заботы и чувств по отношению к членам группы, количеству актов самораскрытия; универсальность проблем - в высказываниях участников о том, что они думали, что они одни такие, а оказывается проблемы похожие; интерперсональное влияние - в изменении поведения после оценки значимым индивидом; имитационное поведение - в подражании одного участника другому или персонажу фильма; отраженная субъектность - в высказываниях индивида о воспоминании чьих-либо слов или поведения какого-либо участника, которые на него повлияли; отраженная интерсубъектность - в высказываниях индивида о воспоминаниях какой-либо ситуации, в которой он не участвовал и влиянии ее на его поведение; интерсубъектная отраженность - в высказываниях воспоминания индивида о влиянии какого-либо участника на группу. В ходе наблюдения было замечено, что индивиды, у которых проявлялись активность в групповой дискуссии, частые акты самораскрытия и перенесение навыка понимания кинофильма в реальную жизнь становились более уверенными, открытыми, доброжелательными. Они субъективно оценивали результаты своей работы в группе, как высокие, соответствующие исходному запросу.

Благодаря тестированию с помощью методики «ДМО», мы определили характерную модель поведения для каждого участника, наличие конфликтов и предпосылок для развития невротических расстройств, способы компенсации неадаптивного поведения, а также образ, к которому каждый участник стремится. После сеансов кинотерапии было проведено повторное тестирование, результаты которого показали положительные изменения в поведении участников, а также сближение образов реального и идеального Я индивидов. Для проверки достоверности изменений (эффективности коррекционного воздействия кинотерапии) мы воспользовались статистическим методом Т-критерий Вилкоксона, который подтвердил нашу гипотезу по VII октанте (таблица 1).

Гипотезы: Н0 –интенсивность сдвигов является случайной.

Н1 – интенсивность сдвигов не является случайной.

 

Таблица 1 – Оценка сдвигов разницы между образами Я до и после кинотерапии с помощью метода Т-критерий Вилкоксона

Октанты Типичный сдвиг Эмпирическое значение Т Уровень статистической значимости Гипотеза
I отрицательный p>0,05 Н0
II отрицательный p>0,05 Н0
III отрицательный p>0,05 Н0
IV положительный p>0,05 Н0
V положительный p>0,05 Н0
VI положительный p>0,05 Н0
VII положительный p ≤ 0,05 Н1
VIII - - - -

 

Таким образом, можно уверенно утверждать, что у участников кинотерапевтических групп увеличивается склонность к сотрудничеству, теплота, дружелюбие и инициативность в общении, а также гибкость в решении жизненных ситуаций (подтверждается методом наблюдения за личностной динамикой участников).

Интересным оказалось сопоставление различий по октантам между образами Я-реальное и Я-идеальное у участников после кинотерапии, проявившихся в результатах теста «ДМО» и психологических факторов, проявляющиеся в поведении участников и фиксируемых с помощью наблюдения во время сеансов групповой работы (таблица 2).

Таблица 2. Результаты теста ДМО после кинотерапии и особенности поведения участников кинотерапевтической группы

Участники Количество отрицательных и положительных сдвигов разницы между образами Я после кинотерапии Абсолютные суммарные значения сдвигов Психологические факторы, проявляющиеся в поведении участников в кинотерапевтической группе
Участник № 1 Положительных сдвигов-6 Отрицательных-1 «+» 23 «-» 1 Мотивация к участию (посетил 11занятий), активен в работе группы, с 4 занятия акты самораскрытия, проявляются феномены отраженной субъектности и интерсубъектности, перенесение полученного понимания в реальную жизнь, искренность.
Участник № 2 Положительных сдвигов-1 Отрицательных-7 «+» 1 «-» 11 Мотивация к участию (посетил 8 занятий), пассивен в работе группы, закрыт, о личной жизни заговорил один раз на шестом занятии.
Участник №3 Положительных сдвигов-6 Отрицательных-2 «+» 11 «-» 5 Мотивация к участию (посетил 11занятий), активен в работе группы, закрыт (основной защитный механизм-рационализация), с 4-го занятия снижение интенсивности защитного поведения. Наблюдается единичный акт самораскрытия.
Участник №4 Положительных сдвигов-6 Отрицательных-2 «+» 15 «-» 4 Мотивация к участию (посетил 11занятий), очень активен в работе группы, искренен, открыт, рассказывает о своей жизни и событиях со 2-го занятия, перенесение полученного понимания в реальную жизнь.
Участник №5 Положительных сдвигов-4 Отрицательных-4 «+» 7 «-» 8 Мотивация к участию (посетил 10 занятий), активен в групповой работе, наблюдаются частые акты самораскрытия, перенесение полученного понимания в реальную жизнь.
Участник №6 Положительных сдвигов-6 Отрицательных-2 «+» 9 «-» 7 Мотивация к участию (посетил 10 занятий), пассивное поведение сменяется активным участием в групповой работе, акты самораскрытия редкие.
Участник №7 Положительных сдвигов-3 Отрицательных-3 «+» 4 «-» 3 Мотивация к участию (посетил 11 занятий), активен в групповой работе, о себе рассказывает с 1 занятия, и перенесение полученного понимания в реальную жизнь.
Участник №8 Положительных сдвигов-0 Отрицательных-3 «+» 0 «-» 3 Мотивация к участию (посетил 11 занятий), пассивен в групповой работе, закрыт, актов самораскрытия наблюдалось два раза за всю работу в группе
Участник №9 Положительных сдвигов-5 Отрицательных-2 «+» 17 «-» 2 Мотивация к участию (посетил 11 занятий), активен в групповой работе, о себе рассказывает с 4 занятия, проявляются феномены отраженной субъектности и интерсубъектности, перенесение полученного понимания в реальную жизнь.

 

Из полученных результатов сравнения видно, что у пяти участников кинотерапевтической группы произошло сближение образов Я-реального и Я-идеального, у двух участников рассогласования образов усилилось, а для двух осталось практически без изменений (рисунок).

Рисунок. Диаграмма участников, исходя из результатов соотношения образов реального и идеального Я по данным ДМО после кинотерапии

 

 

 

 

Сопоставляя полученные результаты, мы предположили, что основными факторами, способствующими личностной динамике в группе являются активность в группе, акты самораскрытия и перенесение полученного навыка понимания кино в реальную жизнь.

Для проверки нашего предположения мы разделили участников на две группы: первая -участники, у которых наблюдалось поведение, способствующее личностной динамике в группе (Участник № 1, Участник № 4, Участник № 5, Участник № 7, Участник № 9) и вторая- остальные участники.

Для сопоставления двух выборок мы воспользовались критерием φ*- угловое преобразование Фишера [18] (таблица 3).

Гипотезы: Н0 –доля положительных сдвигов разницы между образами Я-реальное и Я-идеальное (сближение образов) после кинотерапии в первой группе не больше, чем во второй.

Н1 - доля положительных сдвигов разницы между образами Я-реальное и Я-идеальное (сближение образов) после кинотерапии больше в первой группе, чем во второй.

 

Таблица 3-Выявление различий в доле положительных сдвигов разницы между образами Я с помощью критерия φ*- угловое преобразование Фишера

Сопоставление групп Различие по φ*-критерию Фишера Уровень значимости различия Гипотеза
Группа1>Группа2 1,65 р=0,049 Н1

Неслучайность сближения образов Я-реальное и Я-идеальное у участников, у которых наблюдалось поведение, способствующее личностной динамике, также подтверждается методом G-критерий знаков для оценки сдвига значений исследуемого признака [18].

Gэмп =12, Gэмп =Gкр, т.е. типичный положительный сдвиг в группе № 1 неслучаен при р≤0,05.

Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что основными психологическими факторами, способствующими личностной динамике участников в условиях кинотерапии, являются: активность в групповой дискуссии, акты самораскрытия и перенесение полученного навыка адекватного понимания объективного содержания фильма в реальную жизнь.

Дополнительными факторами, способствующими личностной динамике участников, являются: мотивация к участию в группе (психологический фактор), групповая сплоченность, универсальность проблем, интерперсональное влияние, имитационное поведение, отраженная субъектность, отраженная интерсубъектность, интерсубъектная отраженность (социально-психологические факторы).

ВЫВОДЫ

Основными психологическими факторами, способствующими личностной динамике в условиях кинотерапии, являются: активность в группе, акты самораскрытия и перенесение полученного навыка понимания фильма в реальную жизнь. Дополнительными факторами, способствующими личностной динамике участников, являются: мотивация к участию в группе (психологический фактор), групповая сплоченность, универсальность проблем, интерперсональное влияние, имитационное поведение, отраженная субъектность, отраженная интерсубъектность, интерсубъектная отраженность (социально-психологические факторы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтернатива зависимости. Коллективная монография / С.В. Березин [и др.]; под общ. ред. С.В. Березина, О.А. Ушмундиной. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2009.

2. Березин С.В. Кинотерапия как метод вторичной профилактики наркомании в семье / Под ред. А.Ф. Галузина, В.В. Лошкарева. - Самара: Изд-во СамГЭУа, 2008a.-12с.

3. Березин С.В. Кинотерапия как метод коррекционно-воспитательной работы с осужденными в учреждениях исполнения наказаний / С.В. Березин. - Самара: Изд-во Самарского юридического института ФСИН России, 2005.

4. Березин С.В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников / С.В. Березин.- Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2012.-122с.

5. Березин С.В. Кинотерапия. Рабочая программа дисциплины / С.В. Березин. - Самара: Изд-во «СамГУ» 2001.

6. Березин С.В. Психология созависимой личности. Монография / С.В. Березин. - Самара: Изд-во «Универ-групп», 2008b-200с.

7. Берн Э. Групповая психотерапия / Э. Берн. - М.: Академический проект. 2004.-256 с.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - М.: Изд-во, Эксмо, 2004 (а).-352 с.

9. Берн Э. Люди, которые играют в игры / Э. Берн.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2008.-272 с.

10. Берн Э. Транзактный анализ в группе / Э. Берн.- М.: Лабиринт, 1994.-176 с.

11. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное /А.Менегетти.- М.:ННБФ «Онтопсихология», 2001.-384 с.

12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В.А. Петровский.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»1996.-512 с.

13. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский. – М., 1985.-313 с.

14. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс.-М.:Прогресс Универс, 1994.-480 с.

15. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам.- СПб.: Питер Ком. 1998.-384 с.

16. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии / Г.С. Салливан.-СПб «Ювента» 1999 г.-453 с.

17. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений / Л.Н. Собчик.-М.:ООО «Компания БОРГЕС»,2010.-52 с.

18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко.- СПб.: ООО «Речь», 2000.-350 с.

19. Шапатина О.В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье: Автореф. канд дис. – Москва, 2001

20. Ялом И. Групповая психотерапия: Теория и практика / И. Ялом /Пер. с англ.- 3-е изд.-М.: Апрель Пресс. Психотерапия, 2010.-576 с.

21. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом.-М.: Независимая фирма «Класс», 2005.-576 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.