Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мельник І.В. (Украина, г. Киев, ИАН НАУ)

 

Теоретичні аспекти оптимізації і розрахунків основних інформаційних критеріїв для розширення можливостей сприйняття зображень пілотом на панелях візуалізації в кабіні літака є актуальною проблемою вивчення. Вирішення проблем впливу, взаємозв'язку основних інформаційних критеріїв для розрахунків і розширення можливостей сприйняття зображень пілотом на панелях візуалізації в кабіні літака потребує роз'яснення багатьох теоретичних аспектів.

Особливості проявлення, взаємозв'язку, оптимізації і розрахунків основних інформаційних критеріїв для розширення можливостей сприйняття зображень пілотом на панелях візуалізації в кабіні літака, обумовлюються неможливістю вирішенням проблем пошуку необхідної інформації в польоті без допомоги нових положень теорії й використання сучасної технології.

 

Вступление. В целях расширения возможностей восприятия визуальной информации пилотом [1] было разработано [2] большое число разнообразных теорий [3], которые позволяют на практике увеличить дальность видимости объектов, изменять направление визирования, увидеть изображения объектов, абсолютные линейные размеры которых настолько малы, что они с трудом могут быть различимы невооруженным глазом, или очень велики.

Цель исследования. Рассмотреть в комплексе и оптимизировать параметры и характеристики, предложить практические расчеты основных информационных критериев для расширения возможностей восприятия изображений пилотом [4]. на панелях визуализации [5], в кабине самолета. Пусть предмет, высота которого y, находится на расстоянии l от глаза. Будем считать, что по абсолютному значению l ≥ f и что, следовательно, при покое аккомодации изображение предмета будет сфокусировано на сетчатке. Построение изображения предмета на сетчатке глаза производится по правилам геометрической оптики: луч света от точки В, направленный через переднюю узловую точку глаза N, пройдет через вторую узловую точку N' параллельно первоначальному направлению. Точка же предмета А без преломления изобразится на сетчатке в точке А'. Размер изображения у'=А'В'=l' tg α или (ввиду малости α tg αα) у' = α l', а отрезок l' находится как разность между длиной глаза и расстоянием от вершины роговицы до второй узловой точки (соответственно равными разнице между 24 мм и 7,332 мм) l'=24–7,332=16,668 мм. Линейное увеличение βу, равное отношению у' к у, принимает вид

βy= (1)

Так как l — величина отрицательная, увеличение βy— отрицательное, т. е. на сетчатке глаза получается обратное уменьшенное изображение.

Анализ последних исследований, Системы визуализации в авиации и космонавтике подразделяются на две группы [3], которые применяют в тех случаях, когда угловой размер подлежащих наблюдению деталей на изображении слишком мал, меньше предельного угла разрешения. Линейный размер h детали тоже очень мал. Уточним, что это значит. Если величина аккомодации 4 дптр., пилот может ясно видеть предмет наблюдаемый гла-зами на изображении на расстояние l0 =250 мм. Пусть предельный угол =1', или в радианной мере 2,9∙10ֿ4. Тогда h = l0 = 2,9∙10ֿ4∙250 ≈ 0,07 мм. Если h ≤ 0,07 мм, то пилот едва видит или совсем не видит визуальную информацию на панели. Если линейный размер h может быть велик, но расстояние до объекта на изображении и его деталей l очень велико, то невооруженным глазом этой проблемы не решить. Но приближать его ближе, чем на расстояние l0 (расстояние наилучшего зрения), нет смысла, так как дальнейшее приближение приведет к расфокусировке изображения на сетчатке. И если размер детали на изображении настолько мал, что = h/l0<3∙10ֿ4, мы не сможем ее отчетливо увидеть. Здесь 3∙10ֿ4 – предельный угол разрешения (около 1'), l0 обычно равно 250 мм с фокусным расстоянием f, мы будем видеть деталь уже не под углом а большим углом : = h/ f и с увеличение по формуле

(2)

Формула (2) указывает на возможность получать чрезвычайно большие увеличения и таким образом видеть неограниченно малые детали визуальной информации на панели. Однако повышать увеличение выше некоторого значения Гр нет смысла. Дифракция света ставит предел для минимального размера h детали на изображении, которую еще возможно увидеть при достаточно большом увеличении

(3)

где

, n — длина световой волны и показатель преломления среды;

и — угол между оптической осью и крайним лучом, исходящим от объекта;

Произведение называют числовой апертурой и обозначают символом А

(4)

Если значение и приближается к значению 90°, так что . При , а . Таким образом, в лучшем случае можно рассмотреть деталь на изображении размером h = . Невооруженным глазом пилот может увидеть деталь визуальной информации на панели размером . Считая, что предельный угол разрешения , найдем

(5)

Считаем, что основными характеристиками системы “глаз и визуальная информации”. в кабине самолета являются видимое увеличение , угловое поле и диаметр матрицы который реализует определенный символ при передаче изображения. Видимое увеличение системы равно ее угловому увеличению

(6)

где

и — угловое поле оптической системы в пространстве предметов на изображении соответственно;

и — диаметры входного и выходного значения системы “ глаз и визуальная информации”;

— фокусные расстояния системы “ глаз и визуальная информации”;

Линейное и продольное увеличения системы рассчитываются по формуле

, (7)

Угловое поле системы “ глаз и визуальная информации” взаимосвязано с угловым полем и видимого пилотом на панели увеличения

(8)

Предлагается панели и дисплеи для визуализации информации, в зависимости от размера поля зрения системы восприятия, условно отнести к одной из трех групп — с малым, средним или широким угловым полем. Этим группам соответствуют значения углов поля ; ; (и более с ).

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными задачами заключается в исследовании взаимосвязи эффектов восприятия изображений под разными углами, разными пилотами по возрасту и с качеством изображений и панелей визуализации в кабине самолета. Пусть на плоскости, где введена прямоугольная система координат {х, у}, задана функция f(х, у).

Проинтегрируем функцию f(х, у). по некоторой прямой, лежащей в данной пло-скости. Результат интегрирования, который обозначим R, зависит от того, но какой именно прямой проводится интегрирование. Известно [5], что всякая прямая может быть описана уравнением

(9)

Согласно (9) произвольная прямая однозначно задается двумя параметрами s и φ. Поэтому и результат интегрирования функции f(х, у) по некоторой прямой будет зависеть от этих же параметров, т. е. R=R(s, φ). Предположим, что функция f(х, у) интегрируется по всевозможным прямым. Тогда получаются всевозможные значения величины R, которая в данном случае выступает как функция двух переменных R (s, φ). Подобное интегрирование можно также рассматривать как некоторое преобразование [5] данной функции f(х, у) на плоскости {х, у}, которое ставит в соответствие функцию R (s, φ) на множестве всех прямых, задаваемую интегралами от f(х, у) вдоль прямых. Функцию R (s, φ) часто называют преобразованной функцией f(x, у). Помимо этого, о функции R (s, φ) говорят, как о проекции f(х, у) или как о функции, которая описывает проекционные данные. Последним наименованием стараются отразить геометрический смысл [4], а именно то, что в этом преобразовании все значения функции f(х, у), лежащие на прямой, как бы интегрально проецируются в соответствующую точку {s, φ}

Новый подход для решения проблем изложенный в гипотезе [3] заключается в следующем. Предположим в эксперименте, что дело в том, что в нашей постановке задача ставится следующим образом: функция f(х,у) неизвестна, но известна функция R (s, φ), являющаяся преобразованным значением f(х, у); требуется по функции R (s, φ) определить f(х,у). Пути решения задачи предлагаются следующие. В математической модели решение поставленной задачи сводится к отысканию явной формулы обращения, позволяющей по функции R (s, φ) найти f(x, у), или иначе — к поиску обратного преобразования. Полученная формула может считаться некоторым конкретным алгоритмом восстановления f(х, у) по R (s, φ). Этот алгоритм в разработанном методе преобразования в своей основе опирается на решение сформулированной выше математической задачи. Согласно определению и с учетом того, что интеграл от заданной функции вдоль прямой равен интегралу по всей плоскости произведения этой функции на δ-функцию, аргументом которой является левая часть уравнения (9), имеем

(10)

где

s — расстояние от начала координат до этой прямой;

φ — угол, образованный с осью х перпендикуляром, опущенным из начала координат на эту прямую

Личный вклад автора состоит в следующем. После многочисленных математических преобразований получим результаты моделирования процесса для решения проблем. Для большинства панелей визуализации рекомендуется значение , задавать в пределах от 0,04 до 0,12, причем, этот критерий зависит от характеристик изменения зрения пилота от возраста для оптимального восприятии информации. При восприятии изображений на панели визуализации в пространстве изображения яркость фона, угловой размер объекта и контраст объекта с фоном предлагается рассчитывать по формулам

, , (11)

где

Г, D'— увеличение изображения за счет применения определенного типа панелей визуализации и диаметр выходной матрицы панели.

— коэффициент светоотражения, (доли единицы);

q — коэффициент светорассеяния, (доли единицы);

= 1, если (увеличение меньше нормального) и , если (увеличение больше нормального).

При поиске объектов на изображении (текстов, таблиц, графиков и иллюстраций) с помощью рассмотрения их на панели визуализации вероятность обнаружения будет определяться не только вероятностью обнаружения объекта, находящегося в поле панели или дисплея (обозначим ее ), которая зависит от таких параметров, как К, ,2 , t, Г, , q и. т. д., но и от вероятности попадания объекта в угловое поле зрения пилота (обозначим ее ) Вероятность — сложная функция, зависящая от угла зрения пилота на объект на изображении, априорных сведений о местонахождении объекта в поле обзора, выбора алгоритма поиска и т. д. Но прежде всего она определяется соотношением между размерами обозреваемого поля и углового поля: чем меньше угловое поле, тем меньше вероятность попадания объекта в поле при одноразовом его поиске. Таким образом, суммарная вероятность обнаружения искомого объекта на изображении в системе “глаз и визуальная информации” определяется из выражения

(12)

ВЫВОДЫ. При поиске глазом необходимой для пилота информации в полете наиболее оптимальным образом на панели визуализации, чтобы не смешивать два различных теоретических понятия, таких как размер поля обзора и угловое поле панели, обозначим размер поля обзора (поиска) символом 2 , сохранив привычное обозначение 2 за угловым полем панели или дисплея. В общем случае поле обзора может иметь любую произвольную форму, что, впрочем не гарантирует оптимальность процесса восприятия. Обозначим угловой размер поля обзора по горизонтали , аразмер по вертикали . Здесь возможны два случая.

1. Поле обзора пилота меньше углового поля панели визуализации, т. е. и . Это означает, что при одноразовом восприятии глазом человека даже в течении короткого времени объект на изображении обязательно окажется в его поле, т. е. =1. Однако вероятность обнаружения объекта на изображении определяется целиком вероятностью . В результате экспериментов установлено, что среднее время поиска, соответствующее вероятности обнаружения 0,63, будет определяться для изображений по конфигурации протяженного одиночного объекта и одиночного точечного объекта по формуле

, (13)

2. Поле обзора пилота больше углового поля панели визуализации или дисплея, т. е. либо , либо , либо и. Для обнаружения объекта на изображении необходимо прибегнуть к помощи механиза микросканирования глаза (саккадам) человека, т. е. последовательно просмотреть поле обзора дисплея по координатам. Расчет вероятности обнаружения объекта и среднего времени поиска в этом случае значительно усложняется, что требует дефицитного в полете времени на рассмотрение деталей изображений.

Литература:

1. Анцелиович Л.Л. Надежность, безотказность и живучесть самолета. – М.: Машиностроение, 1985. – 296с.

2. Ситник О.Г. Принципи побудови пристроїв візуалізації інформації на космічних станціях для ефективного керування військами // Зб. наук. праць НАОУ. – № 35. – К.: Труди НАОУ. 2002. – С. 79–84.

3. Оптимальні процедури розпізнавання. Обґрунтування процедур індуктивного виводу / Гупал A. М., Сергієнко І. В. // Кибернетика и системный анализ. — 2003. — № 1. — С. 33–39.

4. Ідентифікація станів складних систем з оцінкою допустимої похибки вимірів при нечіткій інформації / Насібов Е. Н. // Кибернетика и системный анализ. 2002. № 1. C. 63-71.

5. Ситник А.Г., Ходаковский Н.И, Особенности разработки систем технического зрения для восстановления зрительной функции человека // УСиМ. – № 2. – К.: ІК НАНУ, 2000. – С. 35–41.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.