Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАРУЧИТЕСЬ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ



 

Спасибо, что прислали мне экземпляр вашей книги. Ее чтение не займет у меня много времени.

Мозес Хадас

 

В издательском деле, кинематографе, музыке и венчурном капитализме популярен сказочный сценарий: вы посылаете в учреждение рукопись, сценарий, песню или бизнес-план. В горе других заявок только ваша презентация сверкает как алмаз, вам звонят и восторженно просят прийти на встречу. После первой же встречи вы заключаете сделку.

Мечтать не вредно.

Бог свидетель: то, что я вам сейчас расскажу, — реальная история. Одна стартап-компания раздумала просить денег у крупной фирмы венчурного капитала, так как почувствовала, что фирма потеряла к ней интерес. Я спросил у руководителя фирмы, почему это произошло. Тот объяснил: он узнал от коллеги, что в Европе уже есть компания с точно таким же профилем, и она, похоже, уже завоевала 100 % всего европейского рынка и собирается прийти в США. Так что стартап опоздал.

Тогда я спросил у того самого коллеги, что же это за компания. Он не знал — он слышал о ней от друга. Я связался с его другом, и тот тоже не знал, о какой компании идет речь. Естественно, он, в свою очередь, тоже узнал от друга — и о компании, и о том, как она завладела 98-процентной долей от крошечного вертикального рынка в Восточной Европе (почувствуйте разницу!).

Давайте рассмотрим ситуацию подробнее. Один друг сказал другому, а тот коллеге, а коллега — партнеру, что данный стартап не заслуживает внимания. Эта история наглядно показывает, почему для того, чтобы вами всерьез заинтересовались, необходимо заручиться рекомендацией авторитетного третьего лица. Это могут быть:

— НЫНЕШНИЕ ИНВЕСТОРЫ. Одна из самых ценных услуг, которые может оказать вам инвестор, — это помочь найти дополнительных инвесторов. Это входит в правила игры, так что не стесняйтесь просить помощи. Большинство инвесторов как минимум прислушаются к рекомендациям своих коллег.

— ЮРИСТЫ И БУХГАЛТЕРЫ. Когда подбираете юриста, бухгалтера и пиар-агентство, смотрите не только на компетентность, но и на связи. Спрашивайте, могут ли они свести вас с источниками капитала. Грамотных фирм немало — найдите такую, чтобы была не только грамотной, но и имела связи в нужных кругах.

— ДРУГИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ. Звонок или мейл от предпринимателя к его инвесторам со словами: «Вот крутая новая компания, поговорите с ними» — также очень действенная вещь. Зайдите на сайт инвестора и выясните, в какие еще компании он инвестировал, — наверняка в одной из них у вас найдутся знакомые. Если нет — заведите их: к руководителям компаний подступиться точно проще, чем к инвестору. Если вы открываете некоммерческую компанию — соответственно, ищите организации, финансируемые нужными вам фондами.

— ПРОФЕССОРА. Рекомендации от профессоров всегда производят на инвесторов впечатление. В Кремниевой долине, например, звонок или мейл от профессора Стэнфордского университета всех венчурных капиталистов поставит на уши. Надеюсь, вы хорошо учились в университете!

Что делать, если вы не знаете никого из этих ребят? Что ж, мир жесток. При сборе капитала о равенстве возможностей речи не идет, так что заводите полезные знакомства. Краткое руководство, как это делать, дается в конце мастер-класса № 8.

 

ПОКАЖИТЕ ТЯГУ

 

Как правило, инвесторы заинтересованы в компаниях с проверенной командой, эффективной технологией и гарантированным рынком сбыта. Разные инвесторы по-разному определяют очередность этих факторов, но есть один, важный всегда и для всех, — это рост популярности. (В Кремниевой долине его называют словом «тяга» — в значении силы, движущей автомобиль за счет работы двигателя и сцепления колес с дорогой).

Тяга означает, что люди готовы открывать бумажники, доставать деньги и класть их в ваш карман. Это основной момент. Если вы добились этого, то проверенность вашей команды и вашей технологии уже не так важна. Я не знаю ни одного инвестора, который предпочел бы потерять деньги на проверенном, чем заработать их на непроверенном.

В разных отраслях тяга принимает разные формы. В компаниях, продающих продукты или услуги, она определяется напрямую доходами. В других случаях доходы могут быть не единственным параметром:

ШколыКоличество поступающих и экзаменационные баллы учащихся

ЦерквиПосещаемость служб

МузеиКоличество посетителей

Волонтерские организацииПожертвования и количество волонтеров

Отсюда логически следуют два вопроса:

— Как я покажу тягу, если у меня нет денег, чтобы открыть компанию?

— Что, если создание моего продукта или услуги еще не завершено?

Ответ на первый вопрос — избитое «Никто не говорил, что будет легко». Так что перечитайте мастер-класс № 5, наймитесь консультировать потенциального клиента и делайте то, что должны.

Ответ на второй вопрос — посложнее. Существует иерархия тяги (здесь надо отдать должное Маслоу с его иерархией потребностей).

Выглядит она так:

Продажи

Полевые испытания и экспериментальные участки

Соглашение о допоставочных полевых испытаниях или экспериментальном использовании

Заключение контракта на проведение полевых испытаний

Чем выше вам удастся подняться по этой «лестнице», тем лучше. Но если у вас нет даже контракта на проведение полевых испытаний, собрать капитал вам будет нелегко.

 

БУДЬТЕ БЕЗУПРЕЧНЫ

 

Обычно (за исключением времен изобилия и транжирства) основная масса инвесторов ищет причины не заключать сделку. И в этом они, как показывает статистика, правы: большинство сделок не выгорает. Представим инвесторский поток сделок в виде воронки. В верхнюю часть этой воронки входит две тысячи бизнес-планов. Из них двести более или менее правдоподобны. Штук сто интересно читать. Сорок проходят предынвестиционный аудит. Десять финансируются. Один приносит кучу денег.

Инвесторы стремятся как можно скорее отсеять брак, потому что не хотят терять время, и очевидные изъяны в бизнес-плане облегчают им задачу — вот почему ваш план должен быть безупречным. Больше всего ошибок обычно встречается в следующих разделах:

— ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: судебные иски (или риск судебных исков) от бывших работодателей, утверждающих, что ваша технология принадлежит им; права на основную технологию у учредителя, а не у компании; нарушение чужих патентов.

— СТРУКТУРА КАПИТАЛА: основная часть компании принадлежит нескольким учредителям, не желающим увеличивать число собственников; вся компания контролируется одним несговорчивым инвестором, не желающим размывать акционерный капитал; существенно завышенные или заниженные оценки компании в прошлом.

— УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА: соучредители, состоящие в браке или родстве; их друзья без квалификации, по блату занимающие высшие исполнительные позиции; недостаток отраслевого опыта; уголовные дела на членов команды.

— ПРЕДЛОЖЕНИЕ АКЦИИ: продажа акций консультантам и торговым агентам (вместо опционов); продажа обыкновенных акций друзьям и родственникам по высоким ценам; сотрудничество с инвесторами, не отвечающими критериям законов о ценных бумагах.

— НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ: несоответствие государственным или федеральным законам и административным правилам; невыплата налогов на заработную плату.

 

НИЧЕГО НЕ СКРЫВАЙТЕ

 

Если какой-то косяк не удалось (или невозможно) исправить сразу — признайтесь в нем инвесторам. И сделайте это как можно раньше. Чем позже, тем труднее будет признаться и тем сильнее это подорвет доверие к вам.

Например, Garage инвестировала в одну компанию, которая, как оказалось, заключила с потенциальным инвестором договор о предоставлении консультационных услуг. Выяснилось это незадолго до завершения финансирования. Этот инвестор покупал у компании акции, одновременно получая наличные деньги за консультационные услуги. Ни с одним из других инвесторов такого соглашения не было.

Когда остальные инвесторы узнали об этом, сделка чуть было не сорвалась. Если бы компания с самого начала раскрыла всю информацию и объяснила, почему происходящее выгодно для всех сторон (а так оно в действительности и было), все прошло бы гораздо более гладко. К сожалению, один очень выгодный инвестор вышел из сделки из-за этой открывшейся в последней момент детали.

Допустим, вы были учредителем или сотрудником разорившейся компании. Нет никакого смысла пытаться скрыть этот факт, потому что инвесторы все равно о нем узнают. Не стоит также винить в случившемся кого-либо/что-либо еще: рынок, других сотрудников, клиентов и — в особенности — инвесторов (вне зависимости от того, кто виноват на самом деле).

Мой совет: чистосердечно покайтесь. Это значит — примите на себя ту часть вашей вины в произошедшем, которая была доказана, и сознайтесь в совершенных грехах. На опытных инвесторов это производит сильное впечатление; и не один инвестор сделал горы денег, ставя на предпринимателей, чья карьера начиналась с промахов и ошибок. Важно не то, что ты ошибался, — важно, что ты сделал из своих ошибок правильные выводы и готов начать сначала.

Мораль такова: решите ваши проблемы или сознайтесь в них, но никогда не скрывайте их.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.