Специально-юридическая теория правового государства впервые была сформулирована немецкими правоведами в начале XIX века. Правовое государство рассматривалось ими как государство, в кото-
ром взаимоотношения между публичной властью и индивидами осно вываются на законе, устанавливающем границы государственного вмешательства в жизнь человека (подданного, гражданина). Такое государство противопоставлялось государству полицейскому, там че-
ловек не может рассчитывать на неприкосновенность его частной жизни и полностью зависит от произвола власть предержащих. Тот факт, что подобного рода теория появилась в Германии, бо-
лее того, в Пруссии, которая даже по меркам прошлого века не могла служить образцом демократии и обеспечения государством неотъем- лемых прав своих граждан, объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, схема, используемая теорией правового государства
“государство - закон - гражданин (подданный)”, как нельзя лучше со-
ответствовала официальной политике большинства германских зе-
мель. Их правительства в начале XIX века были заняты осуществле-
нием постепенных реформ, обеспечивающих переход к буржуазному
строю. При этом закон использовался в качестве основного инстру-
мента проведения данных реформ, придания им легальной формы и
достижения социального компромисса в обществе.
Во-вторых, ко времени появления теории правового государства
немецкая классическая философия, прежде всего в лице выдающихся
ее представителей И. Канта и Ф. Гегеля, сформировала понимание
государства как некоего правопорядка, границы которого обязаны со-
блюдаться и подвластными, и правителями. Причем это понимание
вышло за рамки чистой науки и было принято как мировоззренческий
постулат наиболее прогрессивной частью общества.
В-третьих, немецкое правоведение XYIII – XIX веков благодаря
“исторической школе” права перешло от разбора конкретных юриди-
ческих казусов к построению концептуальных моделей государства и
права в целом. Это позволило в юридических конструкциях, формулах
описать ранее развивавшиеся преимущественно философией и поли-
тической публицистикой такие принципы организации и деятельности
государства, как признание и защита неотъемлемых прав человека и