Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возникновение и развитие теории правового государства



ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Специально-юридическая теория правового государства впервые была сформулирована немецкими правоведами в начале XIX века. Правовое государство рассматривалось ими как государство, в кото-

ром взаимоотношения между публичной властью и индивидами осно вываются на законе, устанавливающем границы государственного вмешательства в жизнь человека (подданного, гражданина). Такое государство противопоставлялось государству полицейскому, там че-

ловек не может рассчитывать на неприкосновенность его частной жизни и полностью зависит от произвола власть предержащих. Тот факт, что подобного рода теория появилась в Германии, бо-

лее того, в Пруссии, которая даже по меркам прошлого века не могла служить образцом демократии и обеспечения государством неотъем- лемых прав своих граждан, объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, схема, используемая теорией правового государства

“государство - закон - гражданин (подданный)”, как нельзя лучше со-

ответствовала официальной политике большинства германских зе-

мель. Их правительства в начале XIX века были заняты осуществле-

нием постепенных реформ, обеспечивающих переход к буржуазному

строю. При этом закон использовался в качестве основного инстру-

мента проведения данных реформ, придания им легальной формы и

достижения социального компромисса в обществе.

Во-вторых, ко времени появления теории правового государства

немецкая классическая философия, прежде всего в лице выдающихся

ее представителей И. Канта и Ф. Гегеля, сформировала понимание

государства как некоего правопорядка, границы которого обязаны со-

блюдаться и подвластными, и правителями. Причем это понимание

вышло за рамки чистой науки и было принято как мировоззренческий

постулат наиболее прогрессивной частью общества.

В-третьих, немецкое правоведение XYIII – XIX веков благодаря

“исторической школе” права перешло от разбора конкретных юриди-

ческих казусов к построению концептуальных моделей государства и

права в целом. Это позволило в юридических конструкциях, формулах

описать ранее развивавшиеся преимущественно философией и поли-

тической публицистикой такие принципы организации и деятельности

государства, как признание и защита неотъемлемых прав человека и

гражданина; разделение властей; верховенство закона; ответственное

правительство и др. А именно эти принципы были приведены в еди-

ную систему теорией правового государства.

Сформулированная немецкими правоведами теория правового

государства наиболее адекватно отражала суть буржуазно-

демократического государства, в силу чего была воспринята юриди-

ческой наукой других европейских стран и приобрела необычайную

популярность. Появились многочисленные работы юристов, развива-

ющие и углубляющие содержание данной теории. При этом развитие

теории правового государства осуществлялось за счет развертывания

ее общечеловеческого потенциала. Смыслообразующим центром тео-

рии выступила идея ограничения государственной власти не просто

законом, а законом демократическим, гарантирующим неотъемлемые

права личности. Все остальные принципы организации и деятельности

правового государства (парламентаризм, конституционализм, ответ-

ственное правительство, административная юстиция и др.) рассматри-

вались как производные от формально-юридического равенства лю-

дей, как подчиненные защите их прав.

Теория правового государства в ходе своей истории выдержала

тяжелые испытания в виде попыток ее полного отрицания правовыми

нигилистами анархистско-марксистского толка, попыток сведения ее

к чисто формальным моментам представителями догматической

юриспруденции либо попыток политиканов использовать ее для при-

дания легитимного вида тоталитарной власти или личной авторитар-

ной диктатуре.

Тем не менее можно сказать, что теория правового государства с

честью выдержала все эти испытания. Она не утратила своего демо-

кратического потенциала и в XX веке. Более того, данная теория по-

лучила конституционное закрепление в ФРГ, Испании, странах быв-

шего "восточного блока" и даже целом ряде африканских государств

(Анголе, Бенине и т.д.). Куда более драматично складывалась судьба

теории правового государства в России. Разработка данной теории

русской юридической наукой началась в конце XIX - начале XX века.

Апологетами правового государства выступили П.И. Новгородцев,

В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, Н.И. Палиенко, А.С. Алексеев, С.А.

Котляревский и др. В период революционных событий 1905 – 1907

годов идея правового государства получила официальное признание,

стала реализовываться в законах о гражданских свободах, народном

представительстве, но в силу целого ряда известных причин в то вре-

мя так полностью и не материализовалась в российском государстве.

Революция 1917 года сделала невозможным дальнейшее развитие

в России теории правового государства, не говоря уже о ее практиче-

ском воплощении. Ортодоксальный марксизм еще до "потрясших

мир" октябрьских дней всячески декларировал унаследованное от

Ф. Лассаля скептическое отношение к правовому государству - "ноч-

ному сторожу", а став господствующей идеологией, он вступил в от-

крытую конфронтацию с такими "буржуазнымияяя_______" представлениями о

государстве и праве. Некоторое время в советской юридической лите-

ратуре отдельные представители еще дореволюционного правоведе-

ния пытались защитить идею правового государства, но примирить ее

с тоталитарной действительностью было невозможно. Поэтому в

1930-е годы теория правового государства в Советском Союзе была

предана анафеме, а ее сторонники подверглись репрессиям.

С этого времени и вплоть до принятия Конституции СССР 1977

года в советской юридической науке высказывалось исключительно

негативное отношение к теории правового государства. Однако в кон-

це 1970-х годов в стране явственно стала ощущаться потребность в

новых идеях, которые служили бы легитимации существовавшего то-

гда государственного строя. В качестве такой идеи была использована

идея правового государства, трактовавшегося как государство

"строгой законности". В понимаемом подобным образом правовом

государстве его легитимность подменялась легальностью, т.е. узако-

нивание государственных порядков приравнивалось к их наивысшей

справедливости и не подлежащей сомнению абсолютной обязатель-

ности для граждан.

Во второй половине 1980-х годов этой трактовке правового госу-

дарства правившая тогда коммунистическая партия придала статус

официальной государственной идеологии, а само понятие "правовое

государство" стало встречаться в тексте законодательных актов.

Сейчас теория правового государства прочно утвердилась в рос-

сийской юриспруденции. В ее разработке государствоведы перешли

от формального узаконения государственной власти к утверждению

принципа формального юридического равенства участников всех пра-

вовых отношений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.