Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Список использованных источников

Д.А. Лукашонок

УО «Российский государственный социальный

университет» филиал в г. Минске

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-СИРОТ

Введение

Проблема сиротства в Республике Беларусь является одной из актуальных на сегодняшний день. В связи с упразднением детских интернатных учреждений и появлением новых форм устройства детей в семью, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постепенно сокращается. Согласно статистике число детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях в 2003 г. составило 34,13 %, в 2013 г. – 17,09 %, а в 2014 г. – 13 % детей [6].

Дети-сироты, выпускаясь из интернатных учреждений, сталкиваются с большим количеством проблем, к доминирующим из которых следует отнести проблемы социализации: освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, принятие социальных норм и форм поведения, принятие социальных ролей и т.д. Находясь под постоянным внешним контролем со стороны работников интернатов, сироты зачастую оказываются не готовы к самостоятельной жизни, жестким реалиям современного общества.

Так, например, получение высшего образования – один из важных этапов в жизни человека, так как именно в этот период интенсивно происходит процесс личностного и профессионального самоопределения. В связи с этим, всестороннее изучение мотивационной сферы студентов-сирот необходимо для корректировки и формирования тех компонентов мотивации, которые обеспечивают полноценную жизнедеятельность личности.

 

Основная часть

Учеными (С.Н.Лихачева) традиционно выделяются 3 типа сиротства: биологическое, социальное и социально-биологическое. Биологическое сиротство – это утрата ребенком обоих или единственного родителя вследствие их смерти. Социально-биологическое сиротство – отказ родителей от ребенка в младенчестве и передача его на попечение государства. Социальное сиротство возникает вследствие отказа родителей от воспитания собственных детей, лишения родительских прав, нахождения в местах лишения свободы или смерть родителей, в силу особенностей их социального поведения. Заботу о таких детях берет на себя государство [2].

Особенностью современного этапа развития общества является рост числа соци­альных сирот, сирот при живых родителях. Возраст детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постепенно увеличивается. Это чаще дети подросткового возраста, что создает особые проблемы в процессе их воспитания в детских интернатных учреждениях.

Выделяют различные научные подходы в исследовании проблемы сиротства.Так, например, разработчик теории привязанности Дж. Боулби рассматривал потребность ребенка в привязанности как биологически врожденную потребность. Автор указывает на то, что ребенок в младенческом возрасте предрасположен к формированию взаимоотношений инстинктивной привязанности. Привязанность ребенка к близко­му человеку, согласно результатам исследования автора, влияет на самовосприятие, которое определяется тем, как его воспринимает объект привязанности. Усвоенные в детстве образы и образцы взаимодействия с объектом привязанности, по мнению автора, формируют в дальнейшей жизни образцы межличностного взаимодействия ре­бенка с другими окружающими его людьми. Привя­занность, зависимость ребенка от значимого взрослого особенно ярко проявляются в раннем детском возрасте.

Идеи Дж. Боулби нашли дальнейшую разработку в теории материнской депривации чешских исследователей Й. Лангмейера и 3. Матейчика. В наи­более общем виде, депривация, согласно Дж.Болби – это психическое со­стояние индивида, возникающее в результате длительного огра­ничения его возможностей в удовлетворении основных психи­ческих и социальных потребностей. Результаты проведенных исследований авторов свидетельствуют о том, что дети, лишенные с раннего детства заботы и любви со стороны матери или челове­ка, ее заменяющего, общения с матерью, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.

В аспекте обозначенной проблемы особого внимания заслуживает теория госпитализма, рассматривающая влияние институционального воспитания на развитие де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Синдром «госпитализма» появляется в результате длительного пребывание ребенка младше полутора лет в искусственных, изолированных от социума и ма тери условиях (больница, приют) (М. Винце, К. Хевеши). Поскольку симптомы госпитализма проявляются именно в закрытых учреждениях, под госпитализмом стали понимать социальную депривацию в ши­роком смысле, которая выражается в недоразвитии или утрате социальных навыков, эмоциональ­ной бедности реакций, утрате активности и инициативности. Обедненная социальная и эмоци­ональная среда интерната, узость социальных контактов пони­маются как основные причины особого развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1].

Основополагающей концепцией в изучении проблемы сирот­ства в отечественной психологии является теория соци­альной ситуации развития, разработанная Л.С. Выготским, М.И. Ли­синой, B.C. Мухиной. Термин «социальная ситуация развития» введен Л.С. Выготским и понимается автором как специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта социальной действительности, отраженной в его переживаниях и реализуе­мой им в совместной с другими людьми деятельности.

Указанные авторами отличия в развитии детей-сирот стали рассматриваться не как отклонения или задержки, а как особые свойства и качества лич­ности, которые нельзя назвать патологией или «не нормой». Такое пони­мание развития детей-сирот качественно отличается от положе­ний концепции материнской депривации, поскольку акценти­рует внимание не столько на факте последствий утраты ребен­ком семьи, сколько на важности их учета при организации ком­пенсирующего влияния институционального воспитания.

Сторонники данной концепции считают, что источником пси­хического и социального развития ребенка является социальная среда и отношения ребенка с окружающей средой (Л.С. Выгот­ский, М.И. Лисина, B.C. Мухина). Во взаимодей­ствии с окружающим миром ребенок усваивает определенные образцы социального поведения, у него формируются личност­ные структуры и образования, в том числе самосознание.

Ученые (Галигузова Л.Н, Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М.) выделяют социально-психологичсекие особенностей детей-сирот: отклонения в развитии интеллектуальной сферы, низкий уровень овладения знаниями, умениями и навыками, неразвитость саморегуляции, способность управлять собой по сравнению со сверстниками и т.д. Особый интерес для изучения представляет мотивационная сфера. Студенческий возраст можно отнести ко второй фазе юности – 18-25 лет (по возрастной периодизации Б.Г. Ананьева). Наряду с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями развития, студента характеризуют такие качества и свойства личности, которые определены его социальным положением, принадлежностью к определенной социальной группе. Приобретая статус студента, молодой человек попадает в новую для него среду, в которой будет продолжаться социализация его личности с учетом сделанного им выбора профессии. Жизненные ценности студентов чаще всего соответствуют профилю избранной специальности.

Если говорить о преобладающих мотивах студентов, то ведущими являются мотивы творческой деятельности, поддержания жизнеобеспечения, общения и социального статуса (в учебной сфере).

В классификации мотивов учебной деятельности студентов выделяют три основных мотива:

1. профессионально-познавательный мотив (основу которого составляют познавательные потребности, интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии);

2. мотив получения диплома о высшем образовании (как стремление к определенному статусу в обществе);

3. мотив межличностного общения (в основе которого находится потребность общения с единомышленниками, кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью).

В структуре учебной мотивации у студентов-сирот преобладают мотивы межличностного общения (как стремления общаться с интересными, близкими по духу людьми, приобрести опыт корректного общения и овладеть навыками коммуникативной компетентности) и получения престижной специальности (как потребность занять определенный статус в обществе и, благодаря работе обеспечить материальное благосостояние). Кроме того, важное место занимают профессионально-познавательные мотивы и мотивы саморазвития [4].

С этими выводами согласуются и исследования, проведенные А.М. Прихожан, о том, что чаще всего в мотивационной сфере детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, доминируют мотивы, говорящие о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, приобрести друзей, повысить успеваемость [5].

Многие студенты-сироты чувствуют свое отличие от других студентов, которое выражается в «другом отношении к окружающему миру» [4]. Некоторые себя чувствуют одинокими вследствие своего статуса. Студенты-сироты сталкиваются с большим количеством трудностей: информационные перегрузки как результат учебной загруженности, возрастание требований к самостоятельной жизнедеятельности, ослабление эмоциональных связей, ухудшение бытовых условий.

Студенты-сироты к своим положительным качествам относят самостоятельность, честность, доброту, ответственность. Они могут осознавать наличие у себя негативных качеств (нерешительность, несобранность, стеснительность), однако далеко не все могут пытаться изменить в лучшую сторону свои указанные качества.

Исходя из вышеизложенного, возникает проблема изучения содержания и структуры мотивационной сферы студентов-сирот. Данная проблема решается путем сравнительного анализа мотивационной сферы студентов-сирот и студентов из полных семей. Сопоставление структурно-содержательных характеристик мотивации дает возможность выделить специфические особенности мотивационной сферы студентов-сирот с целью оптимизации условий ее формирования.

Нами было проведено исследование мотивационной сферы студентов-сирот и не имеющих статуса сироты. Выборка составила 70 студентов в возрасте 17-21 года, из которых 32 студента имеют статус сироты. В процессе диагностики мотивационной сферы студентов применялись: метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (в модификации А.М. Прихожан), методика «Диагностика полимотивационных тенденций в Я-концепции (С.М. Петрова), методика «Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильман, Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что обобщенный мотивационный профиль студентов относится к экспрессивному типу. Изучение различий между студентами позволило выявить, что для студентов со статусом сирот характерны в большей мере по сравнению с другими студентами мотивы комфорта. Студенты-сироты имеют более выраженную потребность в самореализации, поэтому они склонны заниматься общественной деятельностью, планировать свой досуг, достигать высоких результатов в учебной или профессиональной деятельности.

Методика «Мотивационный профиль личности» имеет две модальности – общежитейская и рабочая (учебная). Общежитейская мотивация относится ко всей сфере жизнедеятельности; рабочая (учебная) относится к трудовой или учебной деятельности [3].Общежитейский аспект мотивации студентов обеих групп относится к регрессивному типу. Кроме того, студенты-сироты отличаются по более высоким показателям общей активности в учебной деятельности.

Исследование полимотивационных тенденций у студентов с помощью методики «Диагностика полимотивационных тенденций в Я-концепции (С.М. Петрова) позволило выявить более высокую степень выраженности следующих видов мотивации:

оптимистическая мотивация, которая в представлена сильнее у студентов, не имеющих статуса сироты;

коммуникативная мотивация ярко выражена у обеих групп студентов. Преобладающий характер она имеет у студентов, не имеющих статуса сироты. Они более открыты, общительны, обладают развитыми социальными навыками. Такое различие объясняется условиями социализации, в которых проходило становление коммуникативных навыков и социального интеллекта;

познавательная мотивация на высоком уровне развития у большинства студентов. Они учатся для того, чтобы приобретать новые знания. У большей части студентов отмечается склонность к интеллектуальной деятельности.

трудовая мотивация сформирована у большей части испытуемых. Наиболее ярко эта тенденция представлена у студентов не имеющих статуса сироты. Потребность в труде закладывается с раннего детства родителями или близкими родственниками. Позже человек начинает ценить труд сам по себе.

альтруистическая мотивация более развита у студентов не имеющих статуса сироты. Они склонны проявлять сочувствие, оказывать поддержку. У сирот эта потребность представлена чуть ниже.

По результатам морфологического теста жизненных ценностей, структура жизненных ценностей у студентов обеих групп имеет незначительные различия. Иерархия ценностей студентов-сирот включает несколько уровней: 1.высокое материальное положение, сохранение индивидуальности; 2.саморазвитие, креативность; 3.духовное удовлетворение, достижения; 4.собственный престиж; 5.социальные контакты. При этом студенты-сироты имеют более высокие показатели по мотивации достижения в общественной жизни и сфере физической активности. Мотивы достижения у студентов-сирот сильнее выражены по сферам общественной жизни и физической активности.

В содержании мотивационной сферы студентов-сирот чаще встречаются мотивы самореализации и материального благополучия. По временной перспективе студенты-сироты чаще обращаются к периоду взрослости, в то же время другие студенты группы больше соотносят свои мотивы с периодом обучения в вузе; студенты-сироты в своих ответах чаще упоминают события прошлого.

Заключение

Из сказанного выше следует отметить наличие различий в мотивационной сфере студентов с различным социальным статусом.

Соответственно, имеются все основания полагать, что условия социализации накладывают существенный отпечаток на формирование мотивации, а именно, отдельные виды мотивации у сирот развиты относительно слабее, чем у их сверстников, не имеющих такого статуса. Коммуникативная, оптимистическая, познавательная, альтруистическая, трудовая мотивация у студентов-сирот менее выражена, чем у студентов, не имеющих статуса сироты.

Обращает на себя факт того, что многие студенты-сироты стараются компенсировать негативные события своего прошлого, активно включаясь в общественную жизнь, достигая высоких результатов в различных сферах жизни. По этой же причине они стремятся обрести статус, самостоятельность, авторитет в глазах сверстников. Для них оказываются важными те ценности, которые позволяют чувствовать независимость и уникальность. В содержании мотивационной сферы студентов-сирот чаще встречаются мотивы самореализации и материального благополучия.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно говорить о том, что наличие статуса сироты влияет на формирование мотивационной сферы человека. Психологическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса студентов-сирот должно быть направлено, например, на организацию жизнедеятельности (учебная и внеучебная деятельность, быт, досуг и т.д.) студентов-сирот по типу супервизии, где они смогли бы принимать на себя роль, как супервизора, так и супервизируемого.

Список использованных источников

1. Лаврович, А. П. Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений / А. П. Лаврович, Е. Н. Алтынцева, Л. А. Шелег. – Минск: БГПУ, 2008. – 94 с.

2. Лихачева, С. Н. Социализация личности: фактор сиротства / С. Н. Лихачева. – Минск: Технопринт, 2004. – 162 с.

3. Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. – 1987. - №7. – С. 129-138.

4. Одногулова, И. Л. Социальный портрет студента-сироты // Северо-кавказский гос. техн. ун-т. [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/conf/past/2005/5stud/14/27.pdf/ – Дата доступа: 15.05.2015.

5. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.- 2-е изд. – СПб.: Питер принт, 2005. – 400 с.

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. – Минск: Минстат РБ, 2014. – 715 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.