Сдвиг в местоположении демократии от небольших городов-государств к крупным и даже гигантским нациям-государствам привел к важным последствиям, семь таких важных последствий. Наряду с
1. Образованием представительств граждан..
2. Расширением пространства демократического союза.
3. Установлением Пределов политического участия граждан.
4. Разнообразием в том, что касается политической жизни: местное и региональное, этническое, расовое, религиозное, идеологическое, профессиональное и т.д.
5. Неизбежностью Конфликтов, выражающихся в политическом расслоением.
Шестым и седьмым последствиями этих сдвигов были полиархия и организационный плюрализм, которым и посвящена статья Даля.
[...]
Истоки термина:
Термин «Полиархия» был введен в сер 20века, означал процесс.
Позже под полиархией понимали систему социальных процессов для обеспеченияконтроля за лидерами.
Согласно оксфордскому словарю полиархия есть «управление государством или городом многими в противоположность монархии».
Полиархия может быть рассмотрена с нескольких различающихся точек зрения.
I. Как тип режима. — режима с характеристиками, которые определенно отличают его от всех других режимов в результате совмещения двух характеристик:
® высокой терпимости к оппозиции — к тем, кто противостоит действиям правительства,
® широких возможностей участвовать во влиянии на поведение правительства
Полиархию можно отличать от других режимов благодаря наличию и функционированию 7 институтов:
1) избирательное право;
2) право участвовать в общественных делах;
3) справедливо организованные выборы, в которых исключено всякое насилие или принуждение;
4) надежная защита свободы выражать свое мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологией т.д.;
5) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля;
6) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных организаций, включая, что особенно важно, оппозиционные политические партии; и
7) высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов.
II. Как продукт демократизации наций-государств. полиархия есть уникальный исторически обусловленный комплекс 7 перечисленных институтов, Этот сложившийся комплекс политических институтов по именуют демократическим.
III. Как необходимость демократического процесса. Полиархия может быть понята как направленность политических институтов, необходимая для того, чтобы удовлетворительно обеспечить соответствие демократическому процессу, когда цель реализуется в большом территориальном пространстве, в масштабе нации-государства.
IV. Как система проверки компетенции. Полиархии — открытое соревнование между политическими элитами за должность (высшие официальные лица в управлении государством сталкиваются с перспективой быть смещенными в результате народных выборов).
V. Как система прав. полиархия может быть интерпретирована как система прав, в которой обычные права гарантированы и защищены институционально. Каждый из семи институтов обеспечивает соблюдение определенных прав. Право должно быть закреплено не только законодательно, но и в судебном порядке. Несмотря на все сложности, должен быть создан и орган закрепления прав.
Полиархия может быть интерпретирована еще и многими другими способами. Марксист, например, может объяснить ее просто как «буржуазную демократию». Но мысль, которую я хотел бы здесь подчеркнуть, состоит в том, что описанные пять способов интерпретации не исключают один другого. Напротив, они взаимно дополняют друг друга.
Плюрализм
Истоки. Начало 20 века. Плюрализм означает «Способ плюрального существования; условие или факт плюрального существования.
Этот термин использовали для объяснения полиархии. Полиархия означает значительную степень социального плюрализма, или разнообразие социальных организаций, сочетающееся со значительной степенью их автономии в отношении друг друга.
Концепция «Плюралистическая теория» представляет собой причудливую смесь весьма сомнительных и вполне разумных суждений. Возникновение подобной концепции, развитой в русле работы «Политика, экономика и благосостояние», необходимо для описания стран, управляемых полиархическими режимами, а следовательно, и для уяснения одного из важных изменений в пространстве, происшедших при эволюции города-государства в нацию-государство.
Граждане должны быть членами различных ассоциаций со своими специфическими целями, как, например, семейных или экономических, вроде гильдий. Но частные цели этих ассоциаций способны вступать в конфликт с целями других. С этой точки зрения единственной сугубо политической ассоциацией, воплощавшей в себе интересы общего блага, выступал в античности сам город.
Легитимизация организационного плюрализма. В результате сдвига в масштабе, сопровождающего эволюцию от города-государства к нации-государству, организационный плюрализм не только сделался неизбежным, но и получил легитимность как в социально-экономической, так и в политической жизни.
Это ассоциации, которые разнообразными путями модифицируют наличие общественной воли влиянием своей собственной. Воля этих особых сообществ всегда двояка: для членов ассоциации — это общая воля; для большего сообщества — это частная воля, которая очень часто рассматривается как правильная в первом случае и ошибочная в последнем. [...] Такой взгляд может быть выгодным для малого сообщества и пагубным для большого».
Плюрализм и полиархия.
Конечно, не существует исторического примера, когда бы полиархия и организационный плюрализм не сосуществовали друг с другом. Однако, в то время как организационный плюрализм может и не быть достаточным условием для полиархии, институты полиархии являются самодостаточными для обеспечения того, чтобы организации и ассоциации значительной независимости, разнообразия и численности играли важную роль в политической жизни страны.
[...] Таким образом, сдвиг, расширивший пространство демократии от города-государства к нации-государству, одновременно заменил монистическую демократию плюралистической.
Токвиль выдвинул идею, согласно которой подходящим для демократии местом в современном мире являются именно большие нации-государства, а не малые города-государства. Другое же поколение, последовавшее за Дж. Ст. Миллем, не только взяло эту идею на вооружение, но и сделало ее основополагающей в своих размышлениях.
Полиархию можно рассматривать и как вид режима, приспособленного для управления нациями-государствами, в которых власть и авторитет над общественными делами распределены среди плюралистического множества организаций и ассоциаций, которые достаточно автономны не только в отношении друг к другу, но и во многих случаях в отношении к управленческой деятельности государства.
Полиархия отлична от классически-монистической демократии и в другом отношении — выдающейся ролью, властью и легитимностью автономных организаций в политической жизни общества и решении общественных дел. Полиархия также отличается от авторитарных режимов в двух следующих пунктах:
1) институтами полиархии, которыми, по определению, ни один авторитарный режим полностью не обладает и которые обеспечивают значительно больший простор демократическому процессу, чем может обеспечить любой авторитарный режим, отторгающий более или менее важные институты, необходимые (если не достаточные) для широкомасштабной демократии;
2) масштабом организационного плюрализма, который ясно отличает полиархию от монистических авторитарных режимов,