Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Йозеф Шумпетер «Капитализм, социализм и демократия»



Демократический метод – это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путём конкурентной борьбы за голоса избирателей. Согласно классической теории демократии (далее КТД), у народа есть определённое и рациональное мнение по каждому отдельному вопросу, и это мнение в условиях демократии реализуется путём выбора представителей, которые следят за тем, чтобы это мнение последовательно претворялось в жизнь.

В КТД вопрос о наделении избирателей властью принимать политический решения первичен, а вопрос о выборе представителей – вторичен. Шумпетер считает это несовершенством КТД и предлагает свою теорию демократии, в которой проблема выбора представителей является наиболее важной. Вот основные положения:

№1 По Шумпетеру, именно процедура избрания этих представителей есть критерий, по которому можно понять, демократическое ли правительство или нет. Процедура, а не само принятие решений избирателями.

№2 КТД игнорирует феномен лидерства, хотя лидерство – это доминирующий механизм почти любого коллективного действия, важный элемент демократического медота. Принятие во внимание лидерства помогает объяснить, как воля народа подменяется и подделывается. «Подделанная воля» выходит за рамки КТД; КТД приписывает избирателям практически нереальную степень инициативы.

№3 Общественное мнение остаётся скрытым до тех пор, пока какой-то политический лидер не вызовет их к жизни, т.е. не агрегирует и артикулирует их. Таким образом, в новом свете предстаёт взаимодействие групповых интересов и общественного мнения. Вопрос о том, какова на самом деле роль общественного мнения, волеизъявлений народа.

№4 Выборы – наиболее адекватный механизм обеспечения политической конкуренции и выдвижения политических лидеров. Конкуренция в политике аналогична конкуренции в экономической сфере: она всегда наличествует, хотя накогда не является совершенной – может быть ограничение конкуренции, «несправедливая», «мошенническая» конкуренция и тп. Но всё равно, по мнению Шумпетера, ценность процедуры избрания представителей не снижается.

№5 Новая теория объясняет, как соотносятся индивидуальная свобода и демократия. По Шупметеру это прямая, хотя и не строгая зависимость, которой можно манипулировать. Шумпетер аргументирует свою позицию так: если каждый волен выставлять свою кандидатуру на выборах, то это озночает свободу дискуссий для всех и даже значительную свободу прессы.

№6 Шумпетер предлагает наделить избирателей функцией роспуска правительства в дополнение к их первичной функции – функции формирования правительства. То есть если в КТД контроль общества за деятельностью правительства ограничен выборами, то Шумпетер предлагает расширить возможности народного контроля.

№7 Изъян КТД в том, что она называет «волей народа» «волю большинства». А большинство – это не весь народ. То есть «воля народа» в интерпретации КТД искажена. Попытки привести в соответствие волю народа и решения правительства предпринимают различные теории пропорционального представительства. Однако при таком представительстве правительство может работать неэффективно, более того, во времена напряжённости оно может быть даже опасным. Если основной функцией голосования избирателей считать признание лидерства, то бразды правления перейдут тому, кто имеет большую поддержку, чем другие конкурирующие индивиды или группы, то есть опять-таки действует система большинства.

Далее следуют наиболее важные характеристики политической машины демократических стран:

1. Функция голосования – формирование правительства: либо непосредственно (США), либо через посреднический орган - парламент. Парламент либо избирает правительство, либо выбирает премьер-министра и голосует за список министров, который он предлагает.

2. Помимо избрания и роспуска правительства парламент издаёт законы (в частности бюджет), принимает решения по ключевым вопросам жизни страны – т.е. управляет. Действует принцип политического лидерства – правящая партия наиболее влиятельна и могущественна,в основном все решения принимаются ей.

3. Исключения из этого принципа бывают двух типов: когда приходится идти на компромиссы (никакое лидерство не м.б. абсолютным) и когда определённые проблемы поднимаются аутсайдерами политического поля (в том случае, если руководство правительственных и оппозиционных сил не придало им внимания)

4. Роль избирателей в политическом процессе невысока, потому что инициатива обычно принадлежит не избирателям, а конкретному кандидату, борющемуся за лидерство (лишь в исключительных случаях кандидата выдвигают сами избиратели). Ещё более инициатива избирателей ограничена существованием партий. «массы избирателей не способны ни на какие другие действия, кроме паники». Партия по Шумпетеру – такая группа, члены которой договорились действовать сообща в конкурентной борьбе, а не группа, которая намеревается заботиться о благосостоянии народа (как утверждает классическая доктрина)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.