Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вебер М. Харизматическое господство



"Харизма" – это такое качество личности, признаваемое необычайным, благодаря ему человек оценивается как одаренный сверхъестественными, сверхчеловеческими или, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец.

Значимость харизмы основывается на признании подчиненных, которые отождествляют её с чудом. Почитание харизмы основывается на склонности людей уповать на вождей и высоко ценить героев. Но это признание не является основой легитимности, оно - долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего. Такое "признание" психологически является целиком личной, основанной на вере склонностью, рожденной из воодушевления или нужды и надежды.

Если продолжительное время к одаренному харизматической милостью не приходит успех, и его руководство не приносит благополучия подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть.

Господствующий союз - эмоциональная общность. Управленческий штаб харизматических лидеров - это не специально обученное "чиновничество". Штаб подбирается по харизматическим качествам. В этом сообществе не существует никакой иерархии, только харизматический вождь может оказывать влияние на своих подчиненных в случае, если он обнаружил харизматическую недостаточность управленческого штаба при решении поставленной задачи. Не существует не только избранных и особой компетенции, а также нет никакого присвоения должностной власти посредством привилегий. Но есть границы харизмы и "послания". Нет никакого "денежного содержания" и никакого "дохода". Но ученики или последователи живут с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Нет постоянно закрепленных "ведомств", а существуют только доверенные посланцы, которые назначаются в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой. Не существует никакого регламента, правовых положений и форм, нет никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений. На самом деле право творится от случая к случаю в соответствии с божественной волей. Истинный вождь и пророк создает новые заповеди, необходимые в данной ситуации, которые признаются его последователями в силу источника этой воли. Признание соразмерно долгу.

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко противопоставлено как рациональному, особенно бюрократическому, так и традиционному, в особенности сословному. Бюрократическое господство является безусловно рациональным, поскольку подчиняется устоявшимся в обществе правилам, а харизматическое господство наоборот является иррациональным, поскольку отвергает существующие правила. Традиционное господство связано прецедентами прошлого, и постольку ориентировано на правила. Харизматическое господство разрушает прошлое, и в этом смысле оно специфически революционно. Оно легитимно только пока личная харизма находит признание среди последователей, харизматическое господство постоянно требует доказательности.

Чистая харизма отвергает получение регулярного дохода от осуществления своей харизматической деятельности. Харизматические вожди, герои, пророки могут получать средства к существованию за счёт меценатства (дары, взятки, крупные подачки), нищенского снабжения, добычи, насильственного или (формально) мирного вымогательство, ренты или дотаций. Это типичные формы покрытия потребностей "в харизматическом" господстве. Каждый обязан безразлично каким занятием заработать себе необходимое содержание.

Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. Харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным жизненным формам и к "миру" вообще.

Чаще всего харизматическое господство принимает характер стабильного отношения. Тогда оно становится традиционным или национальным (легальным), или и "тем, и другим" одновременно, но в различных аспектах. Движущие мотивы для этого следующие:

а) идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении общины;

б) сильные идейные и материальные интересы управленческого штаба - последователей, учеников, партийной свиты из доверенных лиц, чтобы:

1) продолжить существование харизмы;

2) собственная позиция идейная и материальная была стабильна.

Эти интересы актуальны в ситуации, когда происходит падение авторитетности носителя харизмы и возникает вопрос о приемнике. Обычно это решается следующими способами:

а) новые поиски носителя харизмы, легитимность которого связывают с традиционными признаками и правилами. Следовательно, чисто личностный характер уничтожается.

b) Легитимность нового носителя харизмы является производной от легитимности техники отбора (откровение, оракул, жребий, божественное решение и т.д.).

с) выдвижение нового носителя харизмы предшествующим и через признание его общиной. Легитимность, приобретенная в силу назначения.

d) назначение преемника харизматическим управленческим штабом и через признание общиной.

е) через представление, что харизма передается по крови и распространяется на род, в особенности на ближайших родственников носителя харизмы, - наследственная харизма. Тогда вера не относится больше к харизматическим качествам личности, а к легитимному промыслу в силу порядка наследования, совершенно независимо от признания подчиненных.

 

Возникает представление, что харизма может возникнуть посредствам ритуала (миропомазание священника, коронование), что ее можно перенести или вызвать у других. Вследствие этого возникает должностная харизма, которой совершенно не важны личностные качества носителя харизмы.

* * *

Значимость харизматического авторитета основывается на признании подчиненных, которое обусловлено "доказательством". Получается, что легитимный в силу своей харизмы лидер становится тогда лидером по милости подчиненных, избирающих его, а в случае утраты харизмы (а следовательно и легитимности) отстраняющие его. Община избирает себе лидера, а также правовые положения. Обсуждение права приближается к представлению о легальности.

Принцип "выбора" начинает применяться к управленческому штабу, их власть легитимна пока им доверяют подчиненные, если доверие пропало, они могут быть отозваны. Своим местом они обязаны не назначению начальника, а благосклонности подчиненных. Поэтому чиновники начинают действовать не ради одобрения начальства, они становятся независимой властью.

Отношение к экономике:

1. Антиавторитарное переосмысление харизмы обыкновенно ведет на путь рациональности. Плебисцитарный лидер будет пытаться заручиться поддержкой штаба чиновников. Он будет пытаться привязать подчиненных или воинской славой и почестями, или улучшением материального благосостояния. Разрушение традиционных, феодальных, патримониальных и прочих авторитарных сил и предпочтительных шансов становится его первой целью, а второй - формирование экономических интересов, которые связаны с ним легитимностью-солидарностью.

2. Вождю приходится предоставлять плебисцитарным силам экономически материальные постулаты справедливости, для того, чтобы заручиться их поддержкой. Наполеон пытался заручиться поддержкой солдат и высокопоставленных лиц.

3. Избираемое чиновничество-источник разрушения формально рациональной экономики, потому что возможности отозвания или не избрания препятствуют ему в проведении строго деловой и не заботящейся о последствиях деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.