Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ МУЗЫКИ

Постановка проблемы. Гуманистическая направленность обучения и преимущество человеческих ценностей являются главными принципами политики в сфере образования и культуры. Современному обществу нужны ответственные люди, обладающие творческим мышлением и способные гуманно относиться к окружающему миру. Педагоги нашего времени стремятся сформировать таких гармонично развитых личностей, опираясь не только на новые или модернизированные технологии обучения, но и на давно существующие шедевры гуманитарного и художественного образования, используют давно признанный опыт профессионалов. Гуманная педагогика считает каждого человека уникальным.

В начальной школе музыка является основным предметом, сближающим детей с искусством. На этой фундаментальной ступени ученикам закладывается понимание того, что музыка неразрывно связана с жизнью.

Анализ исследований по проблеме. Проблемы гуманизации образовательного процесса затрагивались в трудах Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, В.А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, В.Н. Шиянова и др. Влияние искусства на формирование мировоззрения человека, его мысли и действия было изучено такими психологами как М.П. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин. О том, что музыка влият на сознание учащихся говорили Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий, Б.Л. Яворский, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина и др.

Цель статьи –рассмотреть способы осуществления гуманистической направленности обучения с целью повышения интереса учащихся к урокам музыкального искусства.

Изложение основного материала. Общественные ценности о гуманизации образования оказывают огромное влияние на становление человеческого сознания, формируют его взгляды на жизнь, способствуют его духовному развитию. Важную роль играет именно нравственное воспитание человека, прежде всего ребёнка [1, с.3-4].

В.А.Сухомлинский был убеждён, что именно творческий человек может достичь высот в любой сфере деятельности. Он считал, что не бывает не творческих людей. Каждый обладает индивидуальным талантом, развить который должен педагог и родители [5, с.13].

Гуманизм наиболее полно выражается в искусстве, которое так или иначе затрагивает жизнь каждого и имеет способность влиять на неё, что в наибольшей степени касается музыки. Однако внимание этой школьной дисциплине уделяется не достаточно.

Звучание любой мелодии или даже сочетания звуков вызывает у нас какие-либо эмоции, а в некоторых случаях даже потрясает душу. Музыка не обладает самостоятельным «сюжетом», но люди имеют свойство строить ассоциации с ней, что называют музыкальным мышлением [2, с.21].

Музыку можно слушать, но услышать в ней что-то необыкновенное, что тронет, заденет, потрясёт или ранит должен научить педагог – привить любовь к музыкальному искусству. Гуманистическая направленность обучения на уроках музыки реализуется во взаимообмене эмоциями ученика и учителя, а также художественно-образной наполненностью музыки. Вслушиваясь в музыкальное произведения ребёнок идентифицирует себя ему, вживается в него, проникается им, конечно же с активной помощью педагога, который стремиться сформировать у ученика положительное представление, так или иначе связанное с гуманностью, красотой, любовью.

Стоит уделить большое внимание влиянию народной музыки. Благодаря ней ребёнок знакомится с традициями, историей Родины, что воспитывает у него патриотизм и любовь к своей стране [3, с.6].

Огромного интереса заслуживает и классическая музыка, которая является основой для творчества современности. Доказано, что она не только может «распоряжаться» нашими эмоциями, но и оказывает хорошее влияние на организм человека. Иногда преподаватель может с выгодой использовать этот факт. Например, чтобы уменьшить тревожность ребёнка, нужно включить ему «Мелодии» Рубинштейна или «Вальсы» Шопена.

Детские песенки ближе всего для младших школьников. Не стоит отказываться от них, ведь именно в этих простых строчках и несложных мелодиях наиболее ярко отражены все стороны жизни [6, с.33].

В содержание уроков музыки можно включать элементы танца. Это даст детям расслабиться, снять умственное напряжение. Несложные танцевальные движение может придумывать как сам учитель, так и сами дети, давая волю своей фантазии [2, с.27].

Музыка влияет на эмоциональную сферу ребёнка и на его образное мышление. Это вызывает у него эффекты восхищения, удивления, переживания, а также развивается память и фантазия [4, с.209].

Не нужно бояться выделять музыкально одарённых детей, так как именно в этом возрасте нужно развивать заложенные природой способности ребёнка. Кто как не педагог на уроках музыки сможет обнаружить музыкальные данные школьника и поспособствовать их развитию [3, с.29-30].

Современным педагогам следует также уделять больше внимания публичным выступлениям, которые помогают учащимся преодолевать стеснение, приобщаться к общественной деятельности, а также они имеют возможность доносить до слушателя красоту звучания [2, с.53].

Однако существуют определённые сложности реализации гуманистической направленности обучения учащихся на уроках музыкального искусства. Это неустойчивость психики и эмоциональная «зажатость». То есть ребёнок из-за каких-то неудобств не может расслабиться и углубиться в собственный мир чувств и эмоций.

Определённую сложность также составляет маленький словарный запас школьников. Они не могут изложить свои мысли, перевести чувства и ощущения в слова.

Эмоциональная замкнутость и замкнутость в общении на уроках музыки может быть обусловлена стеснением ребёнка. С исчезновением детской непосредственности он всё чаще задумывается как он будет выглядеть делая что-либо. Если же есть некоторые недостатки в голосе или если ученик не имеет слуха, для него это настоящая преграда. Учитель, в свою очередь, должен найти подход и проявить понимание [4, с.123].

Педагог не должен концентрироваться на своих предпочтениях в музыки. У каждого свои вкусы и, навязывая ребёнку только свои мелодии, вы не заставите любить их, а лишь вызовете негативное отношение. У школьника должно быть право выбора и широкий список предложенных вами направлений.

Однако музыка может действовать и негативно. Не стоит увлекаться современными рок композициями. Они могут оказаться для хрупкой детской психики очень «тяжёлыми», вызвать стресс, подавленность, а в некоторых случаях – агрессивность. Не влияет благотворно также слишком быстрая, громкая, диссонансная музыка. Она вызывает усиленный выброс адреналина, что не всегда полезно.

Педагог должен стремиться, чтобы музыка оказывала на учащихся только положительное воздействие. Не стоит переусердствовать в прослушивании композиций или пении, иначе звучание начнёт не только утомлять и угнетать, но и может привести в напряжение слуховые и голосовые качества.

Каждый ребёнок индивидуален и музыка на каждого влияет по-своему. Учитель должен обращать внимание, какие направления на кого лучше влияют и учитывать это, например, давая разучивать эту мелодию сольно [6, с.38-42].

Ребёнок на уроках музыки должен чувствовать комфорт и радость – к этому и должен стремиться грамотный гуманный педагог. Нужно уметь и поддержать, подбодрить ребёнка, если у него что-то не получается, и поругать, чтобы у него не отпал интерес к изучению музыки и учёбе в общем.

Учитель должен быть крайне терпеливым. Часто случается, что даже после многочисленных объяснений ученик не может понять материал. Это не должно вывести его из себя. На всё есть причины. Возможно, у ребёнка какие-то личные проблемы, что не даёт ему сконцентрироваться на учёбе. В таком случае нужно попытаться решить его проблему, а неусвоенный материал объяснить позже, когда ученик сможет трезво думать [5, с.30-31].

Выводы.Гуманистическая направленность обучения обеспечивает внутренние преобразования, формирует у учащегося положительные качества и взгляды. Овладение музыкальными навыками поможет младшему школьнику познать мир в его ярких красках, в следствии музыка станет потребностью ребёнка, что несёт огромную пользу в его всестороннем развитии. Однако огромную роль в этом играет учитель, который для младшего школьника сейчас является главным наставником и помощником.

Цель гуманизации обучения состоит в создании условий, благоприятных для раскрытия и развития способностей человека, в основе чего лежит уважение к окружающим, вера. Музыка же способствует формированию именно таких качеств, воспитывает гуманистическое отношение к окружающему миру.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности./ Л.М. Архангельский. – М.: Знание, 1978. – 63 с.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие./ Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. – 386 с.

3. Медушевский В.В., Очаковская О. О. Энциклопедический словарь юного музыканта./ Н.П. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. – 356 с.

4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой./ Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям./ В.А. Сухомлинский. – К.: Радянска школа, 1973. – 557 с.

6. Скотт К. Музыка и её тайное влияние./ К. Скотт. – М.: Эзотерика, 1991. – 65 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.