Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социализация молодого поколения и её проблемы



Кризис сознания российской молодёжи в период глобализации

Авторы: Гостев А.Ю., Глухов Р.В., Пугачев М. В.

студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана группы СМ3-11

Научный руководитель: Моторина Ирина Егоровна, зам. зав. кафедрой СГН-2 "Социология и культурология" по научной работе, кандидат философских наук, доцент.

 

E-mail: ra-ff-ael@yandex.ru

 

Введение

Молодёжь является самым динамичным пластом общества, который определяет будущее страны. По большей части свободная от оков, сдерживающих зрелый пласт социума, молодёжь свободно перемещается, пробует всё новое – ей нечего терять, она ещё ничего не нажила. Двадцатипятилетние юноши и девушки разъезжают по стране в поисках своего места в жизни. Они формируют страну, какой она будет через пять – десять лет. То, как сформировано их мировоззрение, ценностные взгляды, то, что они понимают под словом мораль – всё это неизбежно будет властвовать в стране в скором времени.

Сейчас по всему миру активно протекают процессы глобализации. Появление глобальной сети Интернет значительно ускорило этот процесс. Но глобализация очень сильно влияет на формирующееся сознание молодого поколения – доступ к громадному количеству информации, размывание четких границ между государствами и др. факторы формируют новые системы ценностей, меняют понятия о морали, религии, положении человека в обществе.

В связи с этим возникает проблема – кризис сознания молодёжи в период глобализации.

Цель: составить и рассмотреть модель кризиса сознания российской молодёжи в период глобализации.

Объект исследования – массовое сознание молодёжи в условиях влияния на него новых явлений и процессов, вызванных глобализацией.

Предмет исследования – социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе.

Гипотезы исследования

Современные теоретико-методологические основания социально-психологического исследования массового сознания, выразившиеся в новых принципах и подходах к его анализу, создают новые предпосылки определения как самого феномена массового сознания, так и социально-психологических особенностей его функционирования в современном обществе.

Результатом новых трансформационных социально-психологических процессов является изменение субъекта массового сознания – массы. В современных условиях масса должна рассматриваться как совокупность неорганизованных социальных групп. Социально-психологической основой образования этих групп выступают процессы массовизации общества и коммуникативно-информационные процессы, влияющие на новые качественные характеристики массового сознания.

 

В соответствии с целью и гипотезами исследования определены задачи исследования:

 

Задачи:

· изучить и проанализировать социально-психологическое состояние сознания современной российской молодёжи в целом и по отдельным, ярко выраженным её, частям;

· систематизировать и раскрыть процессы глобализации, влияющие на становление сознания современной молодёжи;

· сопоставить влияние процессов глобализации с психологическим сознанием молодёжи, выявить основные характеристики кризиса;

· составить и рассмотреть модель кризиса для российской молодёжи по основным выявленным его характеристикам.

 

Кризис – это масштабная ситуация неопределённости, предельно некомфортная для большинства людей. Ситуация, когда старые схемы перестают работать, а новые ещё не выработаны. Когда становятся актуальными проблемы, которые пока не очень понятно, как решать. Поэтому кризис – это потрясающая возможность для молодых проявить себя.

Не пытаться занять ниши, уже занятые другими людьми, а создать новые точки роста. Не пережёвывать старые фразы, а вкинуть свежую повестку дня. Предложить свои решения актуальных для страны проблем, и, главное, первыми начать их решать. Скорейший выход из кризиса – в значительной степени ответственность молодёжи. Чем быстрее и масштабнее мы включимся в эту работу, тем отчётливей будет виден наш вклад. Только так, а не лозунгами «молодым везде у нас дорога», снимаются вопросы о молодёжи в политике. Кризис – это наше испытание на прочность. Проверка боем. Он отчётливо покажет, в состоянии ли мы предложить стране и обществу что-то по-настоящему новое и эффективное, или ограничимся переписыванием старых сказок на новый лад. И это – наш общий выбор и вызов.

Социализация молодого поколения и её проблемы.

{

Социализация молодежи протекает в условиях, связанных с процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом таких институтов социализации, как институты семьи, армии, школы; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации обнаруживается много насущных проблем, таких как рост преступности, употребление наркотиков, алкоголизм и суицид среди молодежи, социальное сиротство и беспризорность, бездуховность, моральная деформация.

Все механизмы социализации касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.

1. связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. Сознание молодого человека обладает специфичной восприимчивостью, перерабатывая и усваивая огромный поток информации. Критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. На этапе молодости проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание.

2. также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

3. социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков: противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей; недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений; абстрактные идеалы и жизненные планы; трудность адаптации к условиям нынешней жизни; стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения; эгоцентризм и сознание своей собственной исключительности; желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.

Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводят к деформации социализации, доминированию в ней приспособительного аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социально-политических ориентиров и норм.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь.

Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодого поколения, когда в роли социализирующего агента выступают улица, неформальные молодежные организации. Сюда же добавляется возможное негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

Самое опасное в нынешнем состоянии общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности и бренности всего происходящего. Распространяется психология «ноувизма», т. е. «здесь и сейчас», нигилизма, снижаются нравственные критерии.

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что обособленное настоящее остается в замкнутом, безвыходном пространстве. Социализация современного общества – это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, существовать на базе пустоты. Социализация – процесс с отложенным эффектом. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.