Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

М. О. Меньшиков О специфике и функциях литературной критики

 

Михаил Осипович Меньшиков (1859–1918) вошёл в историю русской журналистики как выдающийся мыслитель, публицист, ведущий сотрудник газеты «Новое время» (издавалась в 1868–1917 гг. в Санкт-Петербурге), общественный деятель, один из основателей и идеологов умеренно-правой консервативно-либеральной партии «Всероссийский Национальный Союз». Ю. И. Сохряков совершенно справедливо отметил и другую важную творческую ипостась Меньшикова – «яркий литературный критик и полемист, чьи работы отличаются нравственно-философской глубиной, острой наблюдательностью и независимостью суждений»[1].

Литературно-критическое наследие Меньшикова пока ещё только начинает изучаться;[2] в отличие от многократно переиздававшейся публицистики его статьи о литературе рубежа XIX–XX вв. и вытекающих из её развития сложных философско-этических и духовно-нравственных проблемах, составившие три объёмные книги,[3] пока не стали достоянием широкого читателя. Исключением можно считать современную публикацию статей М. О. Меньшикова, посвящённых А. П. Чехову[4], а также извлечений из вышеупомянутых литературно-критических сборников[5]. Кроме А. П. Чехова, критик также писал о Л. Н. Толстом, А. С. Пушкине, М. Горьком, Н. С. Лескове, Н. В. Гоголе, А. К. Толстом, Я. П. Полонском, С. Д. Дрожжине, С. Я. Надсоне и многих других. Естественно, М. О. Меньшиков не мог пройти мимо размышлений о специфике и функциях литературной критики как таковой, посвятив этому вопросу большую статью «О критике»[6]. Её характерная особенность (как и всей публицистики М. О. Меньшикова) заключается в дополнении и усилении логических рассуждений образной аргументацией – выразительными сравнениями и метафорами, делающими мысли автора более наглядными, доходчивыми и убедительными для массовой аудитории.

Рассуждая о критике как «органической принадлежности искусства» (269), которая «входит в самый процесс творчества на всём его протяжении» (269), о том, что «первый и самый строгий, неумолимый критик – это художник» (269), М. О. Меньшиков так определил характер её взаимоотношений с литературой: «Критика есть самый разум того прекрасного, живого и чувствующего[7] тела, которое зовётся литературой: говорить о служебной роли критики можно с тем же правом, как и о служебной роли разума вообще» (269). Эта её роль реализуется в чёткой упорядочивающей функции:

«“Творческая способность”, “образное миросозерцание” состоят именно в умении выбрать (выделено мною. – А. Б.) из многих сходных образов самый жизненный и яркий, а выбор предполагает суждение. Лишённый критической способности художник тотчас же превращается в помешанного, у которого разрушены координирующие центры. Через его сознание мчатся вихрем картины и образы, создаваемые воображением, но он не в силах ни на одной остановиться и распределить их: он галлюцинирует, бредит, а не творит.

Возвращается разум и, как настоящий хозяин, сейчас же водворяет порядок в душе художника: он начинает распоряжаться воображением так, как это сообразно с его целями» (269).

Итак, именно разумный стержень творчества (критическое оценочное суждение) обеспечивает писателю (или шире – художнику) выбор надлежащего образа – «самого жизненного и яркого» (269), единственно точного в конкретном случае. Разум предполагает наличие умения выбирать, величина которого измеряется глубиной таланта, обусловленного, в свою очередь, исключительно творческими качествами личности. Следовательно, М. О. Меньшиков вооружает нас одним из инструментов критики: в рецензируемом (анализируемом) произведении литературы необходимо выявить уровень умения его автора достигать поставленных творческих целей, материализующихся в эстетически ценных результатах. Тогда критик сможет сделать объективный вывод о степени содержательно-художественного совершенства или несовершенства данного произведения.

Вдохновение, обычно трактуемое как бессознательный этап творчества, М. О. Меньшиков соединяет с разумом:

«Вдохновение художника есть не просто взволнованное чувство, а чувство, взволнованное гармонически, то есть в некотором целесообразном порядке, наиболее отвечающем разуму того явления, которое возбудило чувство. Вдохновение не только не бессознательно, но само оно есть наиболее яркая вспышка сознания (выделено мною. – А. Б.), подобно молнии освещающая художнику целый ряд картин и образов в его памяти и дающая возможность увидеть то, что ему всего нужнее в данный момент, по ходу логики творчества» (269–270).

По сути, он говорит здесь о творческой интуиции, которую современные философы также связывают со сферой разума. В частности, А. Л. Литвинова пишет: «Озарённая светом разума (выделено мною. – А. Б.), интуиция предстаёт в виде выжидательной установки, созерцания и всматривания, причём всегда только последующий результат может установить, сколько было “всмотрено” в объект и сколько в нём действительно было заложено»[8]. Т. И. Иванюк утверждает, что «интуиция – это особый тип умственной деятельности, при котором требуемое решение осуществляется на бессознательном (вероятно, сверхсознательном) уровне и без использования слов»[9].

М. О. Меньшикова также волнует устойчивость одного из общественных стереотипов – негативного и противоречивого отношения к критике «сердитых» современных литераторов: «…господа художники занялись превосходным делом: доказать, что критики ничего не смыслят, что замечательные художественные таланты у нас есть, а если их и нет, то виноваты те же критики, не умеющие создать эти таланты…» (268). Поэтому он утверждает необходимость существования критики, но именно как потребности творца в «суждении общественном» (273), в желании «передать свой труд современникам или потомству» (271).

М. О. Меньшиков полагает безусловную нужность критики, продиктованную самой жизнью: «Чтобы овладеть громадным содержанием современной жизни, недостаточно ни сил художника-автора, ни толпы читателей» (276), но с одним существенным уточнением: «Оговорюсь: под словом “критика”, как и под словом “искусство” я разумею талантливую критику и талантливое искусство; то, что не носит на себе печати дарования, в обеих областях я считаю одинаково ненужным…» (268–269). Он резко выступил против т.н. «ремесленной критики»: «…чем возвышеннее деятельность, тем несноснее участие в ней людей непризванных; лишённых артистического чутья, они сейчас же самое тонкое искусство превращают в ремесло. Нет на свете ничего возмутительнее, как ремесленная критика» (284). Чтобы прояснить её суть, Меньшиков разграничивает понятия «талант» и «профессионализм», понимая под последним, очевидно, некую предельную сумму прочных механических навыков, без способности к их расширению, как синоним «ремесла»: «Профессионализм делает человека вообще узким, но когда он соединяется с бездарностью, получается самое удушливое педантство» (284). Ремесло в худшем смысле этого слова в равной мере касается и писателей, и критиков: «Несносны присяжные стихотворцы и кропатели повестей, но ещё ничтожнее их критики, претенциозная бесталанность которых уж слишком обнажена» (284).

Кроме того, в своей системе аргументации он остроумно обыгрывает хрестоматийную строку стихотворения А. С. Пушкина «Поэту» (1830): «Ты царь, живи один…»[10]: «Ведь понятие “царь” необходимо предполагает “царство”, т.е. мир, признающий художника своим властелином. Непризнанный гений испытывает терзания развенчанного короля – вспомните Шопенгауэра, которого толпа бездарностей замалчивала десятки лет» (273). Тем самым критик выходит на проблему «писатель и читатель», сопрягая её с рядом других важнейших и сопутствующих проблем.

Одна из них звучит несколько парадоксально: поиск «так называемой “славы”, которой добиваются все без исключения талантливые люди…» (271), воплощающейся в критике, не только право, но и обязанность писателя, однако не каждого, а лишь талантливого. В состав таланта критик включает совершенство, правду и нравственность творчества: «Может быть, эта могучая потребность («славы», т.е. критики. – А. Б.) есть смутное понимание того, что только совершенная душа способна войти в другие души и наполнить их…» (272); «…если писатель или художник одушевлены действительно правдой, если они несут нравственное откровение людям, то им не только позволительно искать известности, но это даже составляет их обязанность – долг светильника, который не должен быть скрыт под сосудом» (272). В этом случае «неодолимая потребность общественных деятелей в суждении общественном совпадает и с обязанностью стремиться к нему» (272–273).

Достижение славы для творцов, по мнению критика, есть важная духовная потребность:

«Очевидно, “слава” удовлетворяет какой-то хотя и загадочной, но очень важной потребности духа, если ощущение её составляет такую радость для увенчанных ею. Сколько ни говорят замечательные люди о тщете людской молвы… но именно они-то особенно одержимы славолюбием и, повторяю, не без глубокого психологического обоснования» (272). Эта потребность славы «в своей здоровой норме… есть просто потребность общества (т.е. общения, контакта, признания. – А. Б.) для общественного деятеля, органическая необходимость перенести свою личность в чужие души, которые, по учению некоторых философов, суть наша же собственная душа» (271). Однако таланту «требуется собственно не похвала, а именно внимание, то есть критическое отношение людей, лишь оно было справедливо; незаслуженная, несправедливая похвала честному человеку неприятна более, чем отзыв порицательный, но верный: требуется лишь искреннее подтверждение тому затаённому мнению, которое сам деятель составил о своей работе. Если это даровитый человек, то в большинстве случаев и его мнение о себе, и мнение публики будут благоприятны» (272).

Одновременно М. О. Меньшиков резко настроен против литературных бездарей, неправомерно жаждущих общественного (= критического) признания: «Конечно, вид жалких пройдох, ищущих славы, шумно кричащих о себе и нагло выхватывающих из рук толпы лавровые венки, неприятен; он компрометирует сам инстинкт, заставляющий проделывать такое бесчинство; но на самом деле инстинкт остаётся и здесь, как и все инстинкты, прекрасным, – дурна его разнузданность и бесчестное приложение» (272).

Появление слова «толпа» в связи с критикой не случайно. М. О. Меньшиков выделяет «критику толпы» (274) или «уличную критику» (274), которая «сама по себе недостаточна» (274) и «не может быть справедливой критикой» (274). Справедливой является «художественная критика» (274), «суд просвещённого и благородно-настроенного общества» (273). Он напрямую связывает жизнь и смерть писательского (художнического) таланта с характером критики:

«Насколько просвещённое и тонко чувствующее общество благоприятно для развития таланта, настолько теснит его публика грубая и равнодушная. Как живой организм, из свежего воздуха опущенный в азот, быстро задыхается, так и всякий талант в неподходящей ему среде хиреет и умирает. В самом деле, жить кипучей жизнью в тесноте лишь собственного сердца, пламенеть любовью к человеку и не видеть ни в чьих глазах отражения этой любви, возвещать истину, которую считаешь великою и святою, и встречать грубый смех и тупое непонимание – это убийственно» (273). К сожалению, гибель таланта от его непризнания и отвержения публикой, толпой и критикой – в России типичное явление: «Вся история нашей скудной культуры представляет почти сплошную повесть о рано погибших талантах – погибших от крайнего равнодушия и даже гонения толпы, от неодолимых безнравственных влияний, которыми опутывала среда эти редкие чистые души» (273–274).

Кроме того, М. О. Меньшиков парировал в статье весьма распространённую и безосновательную претензию к критике: «Один из авторов, воюющий с критикой, выразил любопытную мысль, что критика должна создавать художественные таланты. Я этой смелой мысли не высказал бы из уважения к прерогативам Высшего Существа. Создать талант! Достаточно, если бы критика сумела только поддержать талант и выдвинуть его уже готовые труды» (277).

Однако в литературе всегда было много «мелких» (277), «третьестепенных» (277), «маленьких» (277), «разобиженных критикой молодых авторов» (279) или, выражаясь современным языком, графоманов, которые «все свои беды и невзгоды целиком возлагают на совесть критиков» (277). В оценке их позиции Меньшиков явно ироничен: «Наши молодые дарования, плачутся они, не встретили одобрения, не удостоились авторитетных советов; нам не хотели указать, что мы должны писать и как, – вот мы и захирели, не успев расцвести! Критика, видите ли, должна чутко следить за новыми всходами в литературе, и чуть обнаружатся в ком-нибудь хоть маленькие задатки, она должна бережно ухаживать за ними, не жалея сил, и пр., и пр.».

Проблема поддержки начинающих авторов является вечной во взаимоотношениях литературы и критики; её злободневность несомненна и сегодня. Критиков часто упрекали и упрекают в том, что они не видят или не хотят замечать талантливую литературную молодёжь, и не каждый из них найдёт убедительное возражение. М. О. Меньшиков в данном вопросе категоричен и в своих доводах опирается на развёрнутую флористическую метафору и авторитет И. В. Гёте, величайшего немецкого поэта и мыслителя:

«Я, признаюсь, не понимаю этих претензий со стороны маленьких авторов. Во-первых, этих авторов бесчисленное множество, и у всякого, если взглянуть чрез микроскоп найдутся кое-какие задатки; во-вторых, ухаживать за этими задатками – всё равно что стараться раскрыть наливающиеся весною почки. Критика не может, не впадая в сумасшествие, заменить природу и создать зрелость таланта ранее, чем она сама не явится у автора, и тем менее она в состоянии почку чертополоха превратить в бутон розы. Ещё Гёте советовал честолюбивой литературной молодёжи не волноваться, а подождать, предоставить времени решить, есть ли у кого стоящий внимания талант. “Если это розы – они зацветут”, – говорил он. Огромное большинство “задатков” – именно не розы, и если бы критика выбивалась из сил, чтобы заставить их цвести, весь этот труд пропал бы даром. Критика не может быть материнскою утробой для беллетристики и поэзии; она может быть только школой, да и то в ограниченном значении. Взваливать, например, на злосчастных аристархов просмотр несметного числа “литературных ученических тетрадок”, попадающих в печать, – жестоко. Критика существует для действительных художников (выделено мною. – А. Б.), уже закончивших своё техническое образование, – все же зародышевые поэты и беллетристы лучше бы вовсе не печатались. Но раз уже, к несчастию, они печатаются, то долг критики... по возможности дальше держаться от этого мусора, набирающегося в литературу. Занятая великим делом претворения художественной правды в мысль общества, критика должна брать для этого возможно зрелые и здоровые материалы» (277–278).

Обратим внимание на два существенных момента. Первое. Делая оговорку «по возможности (выделено мною. – А. Б.) дальше держаться от этого мусора, набирающегося в литературу», М. О. Меньшиков не отрицает того факта, что иногда критики, в том числе выдающиеся, по разным причинам пишут и о бесталанных авторах. При непримиримом отношении к «мусору, набирающемуся в литературу» (278) он оставляет за критикой два равнозначных права – либо игнорировать графоманов, либо твёрдо, непримиримо и безо всяких скидок на творческий рост разоблачать художественную несостоятельность их писаний, не забывая о своей наиболее существенной миссии:

«Систематически замалчивая или бичуя разный литературный вздор, борясь с иными, не лишёнными таланта, но ложно направленными художниками, выдающиеся критики верой и правдой служили нашим классикам романа и драмы» (284).

Второе. Подчёркивая, что критика занята «великим делом претворения художественной правды в мысль общества» (278), М. О. Меньшиков утверждает её постоянную и огромную роль в формировании общественного сознания.

Отсюда вытекает первостепенная задача художественной критики – выявлять истинные таланты и обеспечивать им должное общественное признание. И Меньшиков, анализируя родовое назначение критики, показывает одновременно и способы, и результаты формирования благоприятного общественного мнения вокруг писателя и его произведений, преодолевая известное сопротивление «равнодушной публики» (274): «Если судья (= критик. – А. Б.) талантлив и умеет разоблачить все достоинства и промахи автора, суд делается любопытным. И к нему начинает прислушиваться равнодушная публика» (274). По сути, в современной терминологии речь идёт о пиаре писателя.

Талант настоящего критика, по мнению М. О. Меньшикова проявляется в следующем:

в умении глубоко интерпретировать содержание произведения, в частности, открытие его сторон, не замечаемых публикой: «Как натуралист в капле воды покажет вам целый мир жизни, даровитый критик вынимает из обыкновенного на глаз толпы романа необъятное содержание – иногда к величайшему изумлению самого автора романа» (275). При этом критика обязательно должна обладать двумя имманентными качествами – вызывать интерес, т.е. обладать принципиальной и значимой новизной и быть полезной: «Мне же кажется, что она [критика] прежде всего должна быть интересной. С какой точки зрения критик взглянет на предмет (произведение литературы или искусства. – А. Б.) – это его дело, лишь бы он сумел открыть вам нечто важное и неизвестное» (286–287). В последнем заключается собственно пиаровская функция критики.

В понятие общественной полезности критики М. О. Меньшиков вкладывает, во-первых, её возможность и призвание «совпадать своей работой с истинными задачами наших великих художников, именно с теми их трудами, где выразилось их высшее призвание» (284), во-вторых, вместе с литературой, выражающей «мышление народа» (287), «входить во все жизненные процессы, где участвует разум...» (287). Поэтому он допускает множественность ракурсов критической интерпретации литературного произведения, базирующуюся на непрерывном интеллектуальном совершенствовании самой критики: «Пусть критик будет эстетик, филолог, историк, психолог, социолог, моралист, – он одинаково нужен, если даёт нужное» (287), ибо критика «…ветвится и ширится, стараясь овладеть быстро растущею образованностью. В работу критики влагаются все элементы духа, все оттенки знания» (287–288);

в нацеленности этой интерпретации на широкого (среднего) читателя т.к. далеко не все это смогут сделать самостоятельно: «…для средней публики мало доступны и современные великие произведения: пережить ту умственную бурю, продуктом которой явилась “Анна Каренина”, может быть, просто не под силу среднему мозгу. Для овладения столь крупным и трудно уловимым содержанием читатель нуждается в чьей-нибудь сильной помощи, и эту помощь должна оказать ему критика» (275);

в правильном понимании центральной – посреднической – функции критики: «Посредница между художником и зрителем, она [критика] продолжает работу обоих до взаимного слияния: работу художника критик продолжает, теоретизируя образные идеи, работу зрителя – вооружая этими идеями его внимание как ключом к раскрытию картин художника» (275–276);

в активном участии критика в литературном процессе, т.е. в продлении жизни художественного произведения, его бытования в умах читателей, в общественном сознании: «Как изобретатель парового котла не предвидел и тысячной доли применений своей идеи, художник не может предвидеть всех следствий из своей мысли в умах читателей, а между тем эти-то следствия и составляют жизнь художественного произведения, и она в сильнейшей степени зависит от критики» (276), «…как гибнут усилия электрического аппарата, посылающего телеграмму, если нет подобного же приёмного аппарата на следующей станции, так тратится бесплодно художественный гений в обществе, лишённом критического гения» (276); «Талантливый критик не только спасает художественную вещь от невнимания публики, он вооружает её новым интересом и удваивает её цену» (275);

в обеспечении необходимого уровня совершенства восприятия произведений литературы и искусства: «…для искусства необходимо исключительное призвание, но пора понять, что и для понимания искусства нужно призвание столь же исключительное. Толпа нуждается не только в том, чтобы явилась перед нею картина (природы или искусства), а чтобы кто-нибудь перед нею возбудился этою картиною, и вот это-то возбуждение и заражает» (276–277). Критика, освещая и анализируя реальные достоинства литературного произведения, убеждает публику (толпу) в его общественной ценности и духовной значимости, или, по несколько жестковатому выражению М. О. Меньшикова, призвана «навязывать толпе свои мнения» (277). Такая жёсткость оправдана, поскольку немало критических мнений, навязываемых толпе, могут быть «фальшивы» (277) и «помочь этой беде нельзя, кроме достаточно громкого уравновешивающего влияния другой критики, талантливой и искренней» (277).

Все перечисленные качества, характеризующие творческие основы и «технологические» приёмы критики, служат практической реализации её самой важной цели:

«Но верховным принципом критики, как и всякой человеческой деятельности, должно стоять удовлетворение нравственного чувства. Средства у критики могут быть всевозможные, цель же должна быть одна: послужить добру» (288).

Можно констатировать, что М. О. Меньшикову присуща относительно целостная система взглядов на сущность и функции литературно-художественной критики, органично вытекающих из его творческой практики. Многие из высказанного им более ста лет назад идей достойны сегодня актуализации и индивидуального применения литературными критиками. Осознание и утверждение М. О. Меньшиковым предназначения критики как общественной деятельности, направленной на служение добру, в условиях деградации нравственных основ современной цивилизации является уже не предупреждением, а руководством к действию.

 

Александр БОЙНИКОВ,

к. ф. н. доцент кафедры журналистики, рекламы

и связей с общественностью

Тверского государственного университета,

г. Тверь


[1] Сохряков Ю. И. Работа совести (Национальная идея в публицистике М. О. Меньшикова) // Сохряков Ю. И. Русская цивилизация: философия и литература. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. – С. 196–197.

[2] См., например: Новикова А. А. М. О. Меньшиков о литературе и писателях 1890-х годов (из наследия критика) // Вестник Московского государственного областного университета. – 2009. – Вып. 4 (Русская филология). – С. 153–158; Крижановский Н. Н. В. Гоголь в оценке М. О. Меньшикова [Электронный ресурс] // Камертон. – Электрон. журн. – 2010. – № 4 (Февраль) – Режим доступа: http://webkamerton.ru/2010/02/n-v-gogol-v-ocenke-m-o-menshikova/ – Дата обращения: 26.01.2014. – Загл. с экрана; Крижановский Н. И. Михаил Меньшиков и Максим Горький: диалог современников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/363/696.php. – Дата обращения: 26.01.2014. – Загл. с экрана; Сохряков Ю. И. Работа совести (Национальная идея в публицистике М. О. Меньшикова). – С. 197–205.

[3] Меньшиков М. О. О писательстве. – СПб.: Тип. М. Меркушева, 1898; Меньшиков М. О. Критические очерки. – СПб.: Типография М. Меркушева, 1899; Меньшиков М. О. Критические очерки. Т. II. – СПб.: Издание Спб. Т-ва Печатн. и Издат. Дела «ТРУД», 1902.

[4] См.: Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков: Переписка, дневники, воспоминания, статьи / Сост., ст., подгот. текстов, примеч. А. С. Мелковой. – М.: Русский путь, 2005.

[5] Меньшиков М. О. Великорусская идея / отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2012. – Т. II. – С. 133–625.

[6] Там же. – С. 268–288. Далее ссылки на эту работу даются в тексте с указанием номеров страниц в скобках.

[7] Ср. название книги литературно-критических статей Ю. И. Селезнёва «Мысль чувствующая и живая» (1982). На наш взгляд, его интертекстуальная перекличка с М. О. Меньшиковым несомненна.

[8] Литвинова А. Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте научного познания / под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С. 139.

[9] Иванюк Т. И. Творчество и личность. – М.: Издательство ТОР, 2006. – С. 21.

[10] Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. – М.: ГИХЛ, 1959. – Т. 2. Стихотворения 1823–1836. – С. 295.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.