Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматривается вопрос возникновения и развития саморегулируемых организаций за рубежом и в Республике Беларусь. Анализируются прававая природа саморегулируемых организаций, позволяющая выятить плюсы и минусы данного институтакак одного из направлений государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) является одной из наиболее обсуждаемых тем в наше время, как во всем мире, так и на территории Республики Беларусь. Старт этим обсуждениям был дан Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. В послании белорусскому народу и парламенту 21 апреля 2011 года он подчеркнул: «Одна из важнейших задач сегодняшнего дня – создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства, а также соответствующей правовой базы». В Концепции проекта Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» закреплено понятие ГЧП как юридически оформленное на определенный срок, взаимовыгодное сотрудничество государственных органов (организаций) и субъектов предпринимательской деятельности с целью объединения ресурсов и распределения рисков, осуществляемое в целях реализации социально-значимых, инвестиционных, инновационных, инфраструктурных, национальных проектов и программ, имеющих важное государственное и общественное значение. Создание саморегулируемых организаций (далее - СРО) является одним из направлений развития ГЧП в сфере формирования эффективной институциональной среды для реализации его механизмов. Так что же такое саморегулирование и саморегулируемые организации?

Страны Европы и США уже давно познали преимущества саморегулирования. Практически во всех сферах деятельности, любой вид бизнеса в странах с развитой экономикой контролируется на уровне саморегулирования. Российская Федерация в этой сфере тоже не новичок, здесь этот институт функционирует уже полтора века. Сейчас в России наиболее перспективные для саморегулирования сферы бизнеса — кадастровая, бухгалтерская, строительная и туристическая деятельность.

Саморегулирование исторически относится к западноевропейским цехам, объединявших под собой работников одной профессии. Обычаи каждого цеха требовали от его членов определенных профессиональных знаний и умений, а также соблюдения профессиональных и этических норм.

Цех осуществлял разработку требований к профессиональной деятельности — регулирование и надзор за выполнением этих требований — контроль для того, чтобы никто не опозорил честь мастера или члена цеха перед клиентами. В то же время цех же и защищал права своих членов перед другими субъектами экономической деятельности. Практически те же самые функции, но только на несколько другом уровне, выполняют и современные СРО — саморегулируемые организации.

Современное определение саморегулирования звучит следующим образом. Саморегулирование — это легитимное регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, c четко регламентированным вмешательством государства. Желательно ссылку на какой-нибудь источник

В Модельном законе «О саморегулируемых организациях» принятом на XXIX пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление N 29-7 от 31 октября 2007 года) [1] дается следующее определение: «СРО — это созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), объединяющие субъектов профессиональной деятельности одного вида либо объединяющие негосударственные пенсионные фонды». здесь наверное слово где-то должно быть слово «Объединения» - уточнить

Современное саморегулирование предполагает установление строгих правил деятельности участников рынка, включая и санкции за нарушение этих правил, и механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка. Все это в определенной степени ограничивает свободу участников СРО. Но с другой стороны — деятельность участников и сами разрешения конфликтов и споров осуществляются самими участниками рынка, без прямого вмешательства государства, но под его беспристрастным взором.

Уникальность СРО состоит в том, что, с одной стороны, подобные организации фактически берут на себя государственное регулирование. Но в то же время их деятельность абсолютно не противоречит нормам права, установленных в государстве. На данном этапе развития экономики саморегулирование представляется наиболее совершенной моделью взаимоотношений производителей товаров и услуг и их потребителей. СРО производителей с одной стороны защищают интересы своих участников, как на рынке, так и перед государством. В то же время для членов СРО установлены конкретные, иногда достаточно жесткие требования и коллегиальный орган управления избирательно подходит к собственным членам. Ведь основной принцип современного СРО — солидарная материальная ответственность за каждого субъекта, входящего в него. А значит, число случайных, некомпетентных и непрофессиональных и попросту мошеннических компаний, предпринимателей и фирм в СРО будет сведено до минимума — СРО будет невыгодно принимать в свои ряды «черные» бизнесы, компании «однодневки», неся за них солидарную материальную ответственность. Данный тезис можно проиллюстрировать практикой создания СРО в Российской Федерации. Так, с момента создания СРО в сфере строительства до 2009 года количество строительных организаций сократилось с 320 тысяч до 80 тысяч. Ссылка на источник?

Государство в рассматриваемом случае, просто лицензируя участников строительного рынка, не имеет возможности постоянно контролировать их последующую деятельность. СРО, установив конкретные требования для своих членов, и, имея возможность постоянного анализа их деятельности, осуществляет постоянный «отбор» наиболее надежных и добросовестных предприятий и предпринимателей, работающих в данной сфере. Тем самым СРО принимает на себя часть государственных функций (например, контроль за соответствием членов СРО установленным требованиям в той или иной сфере деятельности) снижая соответствующие бюджетные затраты, в чем и заключается смысл государственно-частного партнерства в данном направлении.

Потребитель, вступая в деловые отношения с участником СРО, очевидно, выигрывает — любые ошибки, недочеты и недоделки поставщика и производителя на основании выставленного к члену иска могут быть компенсированы его СРО. В то время как государство-лицензиат перед потребителями практически никакой ответственности не несет, а значит, и компенсаций потребителю не выплачивает.

Первыми саморегулируемыми профессионалами стали врачи. Клятва Гиппократа — это реальный кодекс поведения и качества оказания услуг как предшественник современного СРО.

В исторической ретроспективе видно, что свое регулирование участники рынка строили без участия государства, без участия власти, институтов потребителей.

Еще в Средние века ремесленники близких родственных профессий объединялись между собой, причем единственная нужда для такого ведения была, прежде всего, в том, чтобы договориться о неких стандартах деятельности. Одновременно такой процесс, как обсуждение стандартов деятельности, привлекал, естественно, внимание и потребителей, поэтому и потребитель участвует в этом процессе, по крайней мере, в тех случаях, когда вопрос касался безопасности или здоровья граждан.

Наиболее яркий и интересный пример современного зарубежного саморегулирования — это система регулирования рекламы в США. В начале века в перенасыщенной уже тогда различными товарами и услугами Америке зрело общественное недовольство качеством рекламы, ее неэтичностью и попросту недостоверностью. Граждане свободного государства все чаще говорили о том, насколько необходимо и важно навести порядок в сфере рекламы. Так, в 1906—1912 годах в США были созданы «комитеты бдительности». Их задача заключалась в выявлении случаев недобросовестной с точки зрения потребителей и конкурентов рекламы и воздействие на рекламодателей и рекламораспространителей с целью улучшения качества рекламы. Комитеты хоть и создавались по инициативе «сверху», были общественными, а не государственными организациями. Таким образом, бизнес сам совместно со СМИ включился в борьбу с неэтичной и неправдивой рекламной информацией. Комитеты проводили регулярный мониторинг рекламных сообщений. Разрабатывали кодексы честной рекламы, вели переговоры с рекламодателями с целью изменения рекламных сообщений, которые вызывали нарекания со стороны потребителей.

В результате долгой и кропотливой работы на сегодняшний день в Соединенных Штатах функционирует эффективная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. О результативности работы комитетов, которые сегодня называются «БББ» (Better Business Bureau), говорит хотя бы тот факт, что в США так и не было принято федеральное законодательство, регулирующее рекламу, за исключением рекламы продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака.

В связи с тем, что американское общество все чаще жалуется на недостоверность и неэтичность рекламы в сетях Интернет, власти предложили бизнес-сообществу самостоятельно урегулировать с потребителями и эти вопросы. Так, уже разработана концепция функционирования независимого бюро по контролю и регулированию деятельности рекламодателей и рекламопроизводителей в Интернете. Ссылка на источник

Практически весь малый и средний бизнес в странах Европы, США, Канады регулируется саморегулируемыми организациями. Кого ни возьмешь — стоматологов, акушеров, фармацевтов, производителей пива, фермеров, парикмахеров, — любой профессионал, любая даже микрофирма является членом того или иного отраслевого СРО. Поэтому местные потребители получают только качественный товар и сервис.

В России в 1864 году принцип самоуправления был положен в основу такого правового института, как адвокатура и коллегия адвокатов. Еще прообразом саморегулируемой организации можно по праву считать созданную в 1870 г. Московскую биржу. Согласно уставу, на ее представительный орган — биржевой комитет — возлагалась защита интересов биржевого сообщества перед государственными и общественными организациями.

Отметим, что в отношении профессии адвоката принцип саморегулирования в настоящее время работает и в Республике Беларусь. Коллегия адвокатов и есть один из наиболее работоспособных, исторически себя оправдавших примеров СРО.

Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат, причем издавна.

В 90-х годах ХХ века о саморегулировании вспомнили, когда законодательно оформляли принципы деятельности и контроля за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также оценщиков. Тот же принцип заложен и в концепцию Федерального закона “Об инвестиционных фондах”, принятого в 2001 году. убрать

Новая история российских СРО пока ограничивается Федеральным Законом Российской Федерации «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3. [2] Его суть: государство делится функциями контроля и отраслевого регулирования в пользу СРО, сохраняя при этом за собой функцию надзора за поведением участников рынка.

На сегодняшний день в Российской Федерации полноценно модель СРО реализована пока только в двух видах деятельности: деятельности арбитражных управляющих и оценочной деятельности — именно в этих сферах установлено обязательное участие в СРО взамен лицензированию.

В одном из своих выступлений экс-министр экономического развития Российской Федерации, председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина перечислила наиболее перспективные для саморегулирования сферы бизнеса. Она назвала кадастровую, бухгалтерскую, строительную и туристическую деятельность. ссылка При этом бизнес-сообщество уже ратует за введение СРО в сельском хозяйстве, транспорте, связи, рыболовстве, страховании, оптовой и розничной торговле и даже интернете.

«Появление СРО за рубежом имело место вследствие эволюционного, естественного процесса развития рыночных институтов в экономике, необходимости упорядочения и регламентации взаимоотношений бизнеса и государства. Постепенно назрела необходимость для объединения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в организации с целью выработки единых правил и стандартов, представления и защиты интересов членов организации перед государством. Таким образом, появление СРО за рубежом не насаждалось государством, а имело классический вариант естественного развития и диктовалось необходимостью». [3, c.13]

Что касается Республики Беларусь, то институт саморегулирования у нас на данный момент находится в зародыше. 26 августа 2013 года на базе Белорусского государственного экономического университета проходил круглый стол «О саморегулируемых организациях» за которым собрались ведущие специалисты республики их мнения относительно введения института саморегулирования разошлись. Одни считают, что данный институт необходим и поможет развитию ГЧП в Беларуси. Другие утверждают, что нам данный институт не нужен, достаточно тех нормативных правовых актов, которые уже действуют, просто их нужно соблюдать.

Анализ правовой природы СРО, позволяет выделить ряд плюсов и минусов данного института. К плюсам можно отнести:

1. СРО позволяет отделить государство от частного бизнеса, который может самостоятельно ставить условия для работы на рынке;

2. избавление от сомнительных субъектов хозяйствования;

3. каждый из членов СРО получит возможность участвовать в управлении отраслью, что повысит ответственности бизнеса перед обществом;

4. возрастет уровень требований к субъектам хозяйствования.

К минусам относятся:

1. сложность вступления в отрасль, из-за высоких стандартов СРО;

2. коллегиальная ответственность всех членов СРО.

На данный момент в Республике Беларусь нет нормативного акта регламентирующего деятельность данного института, однако в связи с актуальностью рассматриваемой темы на государственном уровне принято решение о целесообразности подготовки концепции соответствующего законопроекта. Данное решение содержится в Указе Президента от 3 января 2013 г. № 1 и было предусмотрено пунктом 34 плана подготовки законопроектов на 2013 год, утвержденного данным указом. В основу концепции законопроекта должен лечь Модельный закон СНГ от 31 октября 2007 года «О саморегулируемых организациях», принятый Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ. Ценность данного документа состоит в том, что он вобрал в себя обобщенный опыт создания СРО на территории государств – участников СНГ.

Подводя итог вышесказанному, создание данного института в Беларуси видится необходимым. Концепция проекта Закона «О саморегулируемой организации» первый шаг на пути создания СРО. Для того что бы СРО принесло свои плоды законодателю требуется готовность государства делегировать часть своих контрольных функций, без этого идея саморегулирования может быть обречена на провал. Кроме этого необходим тщательный анализ опыта других стран и разработка целого ряда правовых актов регулирующих различные аспекты деятельности СРО.

 

Библиографические ссылки

1. О модельном законе «О саморегулируемых организациях»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 29-7: без изм. и доп. : текст по состоянию на 1 сентябрь 2013 г. – Право. Законодательство Республики Беларусь [электронный ресурс]. – 2003. – режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num26/d26486.html=147320 - Дата доступа: 20.03.2014.

2. О саморегулируемых организациях: Федеральный Закон Российской Федерации от 1 декабря 2019 г. N 315-ФЗ: с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 апреля 2014 г. – КонсультантПлюс [электронный ресурс]. – 1997. – режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147320 - Дата доступа: 20.03.2014.

3. Салин, П. Б. Становление и развитие института саморегулируемой организации в Российской Федерации: Диссерт. на соискание ученой степени канд. юр. наук. - СПб., 2010. – С.182

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.